Семинар для воспитателей детских садов: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях»

Семинар для воспитателей детских садов: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях»
Цель: формирование системы педагогических знаний и практических навыков по профилактике ДДТТ, способствующих обеспечению дорожного движения, формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах, сохранению жизни и здоровья детей.
Задачи:
Ознакомить слушателей с теоритическими основами безопасности дорожного движения
Озакомить на практике с новыми эффективными педагогическими технологиями обучения дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.
Ознакомить с системой и современными направлениями профилактической работы по предупреждению ДДТТ и формированию основ безопасного поведения детей на улицах и дорогах в ДОУ города.
Сформировать у слушателей мотивацию на саморазвитие культуры безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

Теоретический блок:
1.1 Психология безопасности:
Транспортная психология – наука (общий обзор).
Психология пешехода
Психические процессы. Развитие необходимых качеств и свойств, психических процессов для обеспечения безопасности на дорогах.
Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах.


1.2 Организация и содержание воспитания и дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
1.3 Форма и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
1.4 Типичные ошибки воспитателей в организации дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
1.5 Медико-психологические аспекты оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях на дорогах:
Общая характеристика травм при дорожных происшествиях: физическая и психическая.















Психология безопасности

Транспортная психология – наука (общий обзор)
Исходя из общенаучных позиций транспортную психологию как научную дисциплину можно отнести к одной из областей прикладной психологии. Она изучает основные формы поведения участников дорожного движения, исследуя возможность применения результатов фундаментальных исследований для решения прикладных задач. Транспортную психологию следует понимать как систему получения знаний в определенных сферах поведения людей. Еще до начала становления транспортной психологии как научной дисциплины стала развиватьсятранспортная психология труда водителя. При этом в центре внимания находилось прежде всего изучение профпригодности к управлению транспортными средствами. По мере прогресса в деле создания научных основ транспортной психологии в начале 50-х годов неизмнно расширялось поле деятельности транспортной психологии в напрвлении психологических особенностей участия людей в дорожном движении.
Транспортная психология оправдывает свое назначение лишь в тесной взаимосвязи со всеми другим специальными психологическими дисциплинами. Но сточки зрения стоящих перед ней задач она тесно переплетается транпортно-дорожной и автомобильной техникой, транспортной медициной и транспортной социологией, а также с транспортным правом.







Психология пешехода
Поведение пешеходов все еще остается в определенном смысле самым распространенным и опасным видом дорожного поведения, так как по крайней мере тногда каждый участник дорожного движения выступает в роли беззащитного пешехода. Особенность поведения пешеходов зависит не в последнюю очередь от их природных данных, в чем выражается их отличие от всех других участников дорожного движения. При этом пешеходы имеют разные способности в передвижении, начальную скорость, наименьшую инерционность и максимальную мобильность в выборе напрвления движения. Например поведение ребенка, который из состояния покоя может неожиданно рвануться вперед. Эти природные особенности делают поведение пешехода наименее предсказуемым дляокружающих. С другой стороны, для дорожного поведения пешехода существует меньше всего регламентаций в обязательной для соблюдения форме. Поэтому пешеходы в отношении своей свободы имеют меньше всего ограничений в действующих Правилах дорожного движения. Часто упоминаемая «анонимность» объясняет, по всей видимости, именно безответственность поведения пешехода в рамках всей транспортной системы. Эмпирические данные, согласно которым пешеходы преимущественно ориентируются на общую обстановку и в меньшей мере рукводствуются Правилами дорожного движения, подтверждают сделанный вывод о причинах безответственности. ДТП с пешеходами по наибольшей частоте делятся на две возрастные группы: дети до 15 лет и лица старше 65 лет. Результаты, полученные авторами, изучающими данный вопрос, позволяют обобщить трудности поведения, специфические для этих возрастных групп.
Затруднения в ориентации. Затруднение обзора в сложной обстановке; затруднение при переходе через дорогу (переориентация середине проезжей части); столкновение с другими пешеходами на переходе.
Сужение внимания. Слежение за сигналами светофора в ущерб наблюдению за транспортными средствами; не обращается внимание на поворачивающие транспортные средства.
Недостаток информации. Незнание возможностей поведения окружающих участников дорожного движения.
Неуверенность или нерешительность. Неоднозначное поведение на пешеходном переходе типа «зебра»; движение вперед и назад (медленное завершение перехода в момент переключения желтого на красный свет).
Трудности взаимопонимания с другими участниками дорожного движения.
Составлена полная модель взаимного поведения пешеходов и водителей в одной из важнейших для пешеходов аварийной обстановке. Исходя из этого как для пешеходов, так и для водителей в рамках взаимного общения различают следующие задачи:
Выбор пути для собственного продвижения;
Встречный взаимный поиск;
Взаимное обнаружение и локализация;
Взаимная оценка поведения и намерений в поведении;
Решение действовать определенным обратном;
Коррекция действий во избежании ДТП.
Каждая ошибка при решении одной из этих задач как со стороны пешехода, так и со стороны водителя может привести к ДТП.
В большенстве стран мира дети как участники дорожного движения относительно чаще попадают в ДТП, чем взрослые. Возрастной пик попадающих в ДТП детей приходится на 7-9 лет. Наиболее часто в ДТП попадают дети-пешеходы, пересекая проезжую часть без достаточного учета транспортной обстановки в условиях плохой видимости, дети-велосипедисты при несоблюдении правил преимущественного проезда и неправильном выполнении левого поворота.


Психические процессы. Развитие необходимых качеств и свойств, психических процессов для обеспечения безопасности на дорогах
С учетом общих законов развития детской психики можно назвать следующие особенности в исследовании детского поведения на дороге. Научные знания должны развиватся в области управления поведением на расстоянии. При этом преобладающей должна быть оценка эффективности по отношению к мгновенной ситуации, когда действия ребенка рассматриваются как часть меняющейся дорожной обстановки. Вследствие детской импульсивности и спонтанности, почти полного отсутствия достаточного опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих могут происходить совершенно неожиданные изменения в обстановке и в поведении ребенка (смена напрвлений движений, внезапная остановка), которые лишь с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками дорожного движения.
Детское поведение на дороге должно изучаться и с учетом того, что внимание ребенка направлено преимущественно на единичные объекты, а ориентация в сложной обстановке недостаточна. В общем господствует зависящее от дорожных условий слуховое восприятие. Вследствии недостатка опыта увеличивается время идентификации и оценки. Зрительное поле в существенной мере обусловленно ростом: уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте около 90 см, в возрасте 6 лет – около 110 см. в 6 лет зачастую еще отсутствует способность точной локализации источника звука. Восприятие дорожного движения затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменения формы и положения объекта (приближающийся автомобиль – недооценка скорости). Оценки движущихся в поперечном направлении транспортных средств являются еще более ошибочными и подвержанными влиянию контрастов, чем у взрослых участников дорожного движения (чем больше отличия от светоцветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» представляют дети движение, например, шумные мопеды и мотоциклы).
Внимание у ребенка еще плохо распределяется. Это выражается в том, что дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. Повышенная концентрация и пониженная подвижностьвнимания являются следствием рассеянного состояния. На звуки в таком рассеянном состоянии дети часто не обащают внимания. Вследствии целостных манер поведения и чувств в рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно обратить свой взгляд в сторону, а это в свою очередь моет привести к непроизвольному изменению движения, что чревато бывает опасными последствиями, в особенности при езде на велосипеде.
Примерно до 3 лет следует учитывать недостаточно координированные движения: детям в этом возрасте трудно бывает останавливаться при своем движении вперед. Надежная ориентация налево – направо приобретается не ранее чем в 7-летнем возрасте.
Знание дорожного движения даже у 10-летних детей еще весьм неполно. Дети до 4 лет, как правило, еще совершенно незнакомы с дорожными знаками. Кроме того, все еще имеется довольно большое расхождение между осознанным правильным поведением и фактическим поведением. Технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств практически нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на анологичных движениях из микромира игрушек (напрмер, представления о том, что реаьные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно также, как и их игрушечные автомобильчики).
В общих установках разделение игрушечных и реальных условий происходит лишь постепенно и поэтому может случиться так, что проверка храбрости и бег наперегонки могут переноситься с детской площадки на улицу.
Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми переоценивается. Готовность к риску свойственна мальчикам в большей мере, чем девочкам; отсюда вдвое выше частота попадания в ДТП мальчиков, чем девочкам.
неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
неспособность адекватно оценивать обстановку;
быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
преобладание потребности в движении над осторожностью;
стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности;
отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.

















Психофизиологические и возрастные особенности поведения дошкольников на улицах и дорогах
У ребенка 3-4 летнего возраста при ознакомлении с новыми незнакомыми предметами сохраняется тесное взаимодействие восприятия и двигательных действий. Поэтому ребенку нужен непосредственный контакт с предметом. При первом ознакомлении с любым объектом немногочисленные движения его глаз осуществляются внутри видимой фигуры. Поэтому вероятность зрительного узнавания сложных, незнакомых ребенку предметов находится на уровне случайности (50 %). Память носит непроизвольный характер. Ребенок не ставит перед собой никакой цели запомнить какие-либо объекты или слова. Они запоминаются как результат восприятия и наиболее точно и прочно в тех случаях, когда образы или явления эмоционально окрашены.
У ребенка 4-5 летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимися замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до5 метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.
В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающие в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.
Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель выше, чем у детей более старшего возраста. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения. У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности. Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соразмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него. В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в ЦНС. Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Для ребенка с сильной нервной системой при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро. Для ребенка со слабой нервной системой при сильных раздражителях возникает реакция торможения. У дошкольника не развита координация движения, и он не сможет одновременно выполнять сразу несколько действий. Дошкольник неспособен видеть издалека приближающейся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге, только подойдя к краю проезжей части. Ребенок по разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов. Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановится мгновенно, даже если водитель видит ребенка.


Организация и содержание воспитания и дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по воспитанию и формированию у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах.
В ДОУ программа воспитания детей безопасному поведению на улице не является самостоятельной, а входит составной частью в общую программу воспитания и жизни детей в детском саду. Вопросы по тематике дорожной безопасности реализуются через отдельные направления общей программы.
Под ознакомлением дошкольников с окружающим миром имеется в виду изучение дорожной среды.
Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает действия дошкольников на улице, дорогах, в транспорте.
Развитие речи включает вопросы изучения слов, выражений, слоганов, в том числе, по тематике дорожной безопасности и тд.
Для каждой возрастной группы дошкольников воспитателем или методистом разрабатывается своя методика проведения дидактических занятий, согласно возрастным особенностям группы.











Дидактические закономерности и принципы воспитания и формирования у дошкольников навыков и положительных привычек безопасного поведения на улицах и дорогах
В зависимости от возрастных особенностей детей воспитатель самостоятельно определяет формы и методы проведения дидактических занятий по следующей тематике:
дорога в дошкольное учреждение
опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению
предвидение опасности на улицах
виды транспортных средств
правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона)
нахождение на улице со взрослыми, правила перехода проезжей части дороги
опасные и безопасные действия пешеходов и пассажиров
виды и сигналы светофоров
пешеходный переход (подземный, наземный, «зебра»)
дорожные знаки для пешеходов
развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направлений их движения, опасные повороты автомобилей
объем учебного материала , используемый на каждом занятии, должен соответствовать психофизиологическим особенностям развития дошкольников разных возрастных групп.





Младшая группа (3-4 года)
Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого используются целевые прогулки, изучение различных ситуаций на дороге, улице, дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями:
улица
дорога
тротуар
светофор (значение его сигналов)
дети узнают, кто такие:
водитель
пешеход
пассажир
для закрепления новых понятий, слов, представлений целесообразно рассматривать с детьми иллюстрации в книгах, плакатах. Необходимо знакомить детей с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, троллейбус, автобус. В целях наглядности использовать игрушки, сравнивать между собой, объяснять опасность настоящего транспорта по сравнению с игрушечным.
Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов:
справа
слева
впереди
сзади
наверху
внизу
размерам предметов:
большой
маленький
широкий
узкий
высокий
низкий
умению сравнивать различные предметы по размерам:
ширина
высота
длина
На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике:
руль
колесо автомобиля
Детям прививается умение ориентироваться на территории детского сада.
А также прививается привычка – находясь на улице, держать взрослого за руку.














Средняя группа (4-5 лет)
В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателем. Развивается их наблюдательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.
На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и наземный (мост), по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть.
Дети учатся составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации.
Дети обучаются умению определять расстояния до предметов:
близко
далеко
очень близко
очень далеко
изменения направления движения пешеходов и транспортных средств:
идет медленно
идет быстро
поворачивает налево
поворачивает направо
бежит
останавливается и тд.
Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и тд.
К пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.
На занятиях закрепляется понимание детьми опасных мест на улице и дорогах, развивается боковое зрение, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, а также формируется чувство опасности в дорожной среде:
умение наблюдать за движением транспорта
различать скрытую опасность (кусты, дома, припаркованные автомобили и тд.)
Воспитывается и формируется привычка – находясь на улице, крепко держать за руку взрослого.



















Старшая группа (5-6 лет)
Закрепляется умение свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателя и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями:
проезжая часть
тротуар
пешеходная дорожка
пешеходный переход
дорожный знак
светофор – транспортный и пешеходный
правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого
Во время целевых прогулок обращается внимание детей, что за крупногабаритным транспортом может скрываться маленький. Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов.
Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны. Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий. Закрепляются навыки безопасного поведения, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая -правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко-близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие).



Подготовительная группа (6 -7 лет)
Продолжаются занятия по развитию познавательных процессов:
концентрация внимания
наблюдательность
развитие памяти
способность к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации
Дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.
Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду; показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.










Форма и методы проведения дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по тематике дорожной безопасности
С самодельными игрушками дети обычно играют с большим интересом и особенно бережно относятся к ним. Поэтому целесообразно поощрять интерес детей к изготовлению детьми игрушек и атрибутов для занятий по дорожной тематике. Дети могут самостоятельно сделать различные дорожные знаки, модели автомобилей, дома, «зебру», светофор и тд. Игрушки, которые дети сами сделали, используются на дидактических занятиях по дорожной тематике и в свободной деятельности детей.
Рисование, лепка из пластилина, конструирование, аппликация
На занятиях по изодеятельности и художественному труду воспитатель наряду с основными задачами программы может решать задачи по профилактике ДДТТ. Например: тема рисования «На улице дождь». Каждый ребенок рассказывает сюжет своей картины, акцентирует внимание на предметах, которые могут мешать обзору дороги. Лепка: автомобили, деревья, фигурки пешеходов и милиционера, водителей. В процессе таких занятий у дошкольников развивается воображение, логическое мышление, память и другие познавательные процессы, а также эмоционально-чувственная сфера. При рисовании, лепке, конструировании и аппликации у детей развиваются двигательные навыки, мелкая моторика рук.
Обучающие и развивающие игры по тематике дорожной безопасности
Игра – это одна из наиболее привлекательных для детей, наиболее ярко эмоционально окрашенных форм детской деятельности по усвоению правил дорожной безопасности. Если игра идет по инициативе детей, то она является формой их самовыражения. Если игра проходит по инициативе педагога, то в ней происходит усвоение новых, специально подобранных, педагогически целесообразных умений и навыков – действий, которые обеспечивают безопасное поведение ребенка на улице. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.
Настольные игры
В настольных играх могут быть модели дорожных знаков, светофоров, пешеходов и др., с помощью которых дети выполняют определенные действия или передвигают фишки по игровому полю.
Двигательные игры
Одни игры развивают моторику рук, другие – координациюдвижений. Например, можно отрабатывать путем многократных упражнений действия с поворотом головы при переходе проезжей части. Воспитатель определяет с детьми, где левая и где правая сторона (обычно по руке). Двигательная игра может быть использована и при объяснении детям, почему автомобиль не может сразу остановиться, если на его пути появился пешеход или какое-либо препятствие. С детьми организуется игра, когда один ребенок бежит, а другой встает на его пути. В результате первый ребенок не ожидает появления другого и по инерции продолжает движение. Дети видят, что движущиеся предметв не могут сразу остановиться. Автомобиль – это техническое средство. При торможении водитель пытается его остановить, но какое-то время продолжает движение по закону инерции.

Сюжетно-ролевые игры
В сюжетно-ролевых играх между детьми распределяются роли участников движения. Воспитатель приедлагает детям проиграть какую-либо дорожную ситуацию. В определенном порядке отабатываются некоторые действия:
Нахождение на посадочной площадке
Вход в автобус
Нахождение в салоне автобуса
Переход по пешеходному переходу
Высадка из автобуса и др.
А также некоторые правила поведения:
В автобусе
Рядом с проезжей частью
По дороге в детский сад и домой
При переходе на противоположною сторону дороги (наличие светофора и его отсутствие) и др.
Целевые прогулки
Проводя целевые прогулки по территории и вокруг детского сада, воспитатель развивает у детей наблюдательность, концентрацию внимания, целостность восприятия дорожной среды. Во время прогулок воспитатель наглядно показывает дорожные светофоры, пешеходные переходы, дорожные знаки, движение транспортных средств и т.д. для того, чтобы дошкольники имели представление реальных картин дорожного движения и могли рассуждать об увиденном в процессе дидактических занятий в детском саду. Поскольку прогулки бывают в разное время года и в любую погоду, воспитатель рассказывает детям об опасностях, которые могут быть при плохой погоде.
Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг, наглядных пособий по дорожной тематике
Рассматривая с детьми иллюстрации, плакаты, другие наглядные средства, воспитатель просит детей рассказать по картинкам, что на них изображено. Развивается речь ребенка, понимание и осознания им опасных и безопасных действий на улице.
Фольклорные занятия с использованием стихов, загадок, пословиц по тематике дорожной безопасности
Во многих ДОУ при проведении занятий по дорожной тематике детям читают сказки, стихи, рассказы, пословицы, скороговорки с использованием слов, выражений и слоганов по тематике дорожной безопасности.
Просмотры телевизионных передач, видеороликов, мультфильмов по дорожной тематике
На сегодняшний день используемые в работе с дошкольниками видеоролики и мультфильмы в своем большенстве устарели и содержат множество ошибок. В них даются неправильные, опасные установки детям. Например, обходить автобус спереди, а трамвай сзади, что является одной из причин ДТП с участием детей. Рекомендуется просмотр некоторых телевизионных видеороликов, в том числе новую серию «Дорожная безопасность» (проект компании «Смешарики» г. СПб и др.).















Типичные ошибки воспитателей в организации дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Недостатки организации дидактических занятий, проводимых в ДОУ, во многом связаны с тем, что некоторые воспитатели не имеют соответствующей подготовки по обучению детей Правилам дорожного движения.
использование устаревшей терминологии, которой нет в правилах дорожного движения, (например, «мостовая», «постовой», «шофер» и др.);
неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора;
очень редко дается информация о пешеходном светофоре;
много информации дается по дорожным знакам, особенно для водителей. Детям (даже часто дошкольникам) дается установка на запоминание всех существующих групп дорожных знаков, причем без «привязки» их к конкретным дорожным ситуациям;
детям даются неправильные установки. Например, объясняется, что по тротуару можно ездить на велосипедах, а по дороге нет;
рекомендуется переходить проезжую часть сзади стоящего безрельсового транспорта и спереди рельсового, что нередко (по статистике) приводит к ДТП.
При проведении занятий используются уменьшительно-ласкательные выражения: «автомобильчик», «светофорчик», « Автоша», что искажает картину опасности транспорта и дорожного движения.
Рассматривание картин по ПДД в стиде веселых и смешных комиксов, они привлекают и развлекают, но отвлекают от основной задачи обучения детей.
Использование в занятиях отрицательных героев и картин из серии «Так делать нельзя».

Медико-психологические аспекты оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях на дорогах:
Общая характиристика травм при дорожных происшествиях.
Остановка дыхания и сердечной деятельности
Проверка дыхания:
- ищите движения грудной клетки
- слушайте звуки дыхания
- чувствуйте дыхание ребенка на своем лице
«Искусственное дыхание»:
- уложить ребенка на ровную поверхность
- под плечи положить валик
- запрокинуть голову назад, приподнять подбородок
- освободить верхние дыхательные пути от слизи и инородные тела
- наложить на рот ребенка салфетку
- зажать ребенку нос
- сделать вдох и расположить свой рот над ртом ребенка, образовав плотное соединение
- вдохнуть воздух в дыхательные пути пострадавшего в коичестве, достаточным для того, чтобы грудная клетка осторожно приподнялась
- сделать паузу, подождать пока опуститься грудная клетка
- повторить вдохи до появления самостоятельного дыхания или приезда «скорой помощи»
Проверка пульса:
-на сонной артерии. От адамово яблока в сторону углубления между ним и мышцами шеи.
« Непрямой массаж сердца»:
- уложить ребенка на ровную, твердую поверхность. Расположиться справа от него.
- поместить соответствующую часть руки (или обеих рук) на нижнюю треть грудины (но не на мочевидный отросток)
- надавить на грудную клетку вниз так, чтобы она переместилась вглубь на 3-3.5 см.
- уменьшить давление на грудную клетку, позволяя ей вернуться в исходное положение
- реанимационные мероприятия проводить до восстановления жизнедеятельности, либо до приезда «скорой помощи».
Судороги – непроизвольное мышечное сокращение, вызывающие искажение формы тела и конечностей.
- уложить ребенка на ровную поверхность
- растегнуть стесняющую одежду
- обеспечить доступ свежего воздуха
- между коренными зубами заложить узел салфетки или шпатель, обернутый ватой и бинтом
- ждать приезда врача
Обморок – проявление сосудистой недостаточности, которая сопровождается ишимией мозга и проявляется кратковременной потерей сознания.
- уложить ребенка на ровную поверхность с приподнятыми ногами ( или усадить и резко наклонить головы вниз)
- расстегнуть стесняющую одежду
- обеспечить доступ свежего воздуха
- взбрызнуть лицо и тело ребенка холодной водой или дать понюхать нашатырный спирт
Носовое кровотечение
- усадить ребенка с опущенным головным концом
- растегнуть стесняющую одежду
- обеспечить доступ свежего воздуха
- создать спокойную обстановку
- прижать крыло носа к носовой перегородке соответствующей стороны
- приложить холод на переносицу, грелку к ногам
- затомпонировать соответствующий носовой ход ватным томпоном (можно смочить его в 3% растворе перекиси водорода)
- показать ребенка врачу для установления и устранения причины кровотечения

Переломы – нарушение целостности кости, вызванное насилием или патологическим процессом.
Первая помощь направлена на уменьшение боли и на предупреждение дальнейшего смещения отломков кости и придания им правильного положения. Для этого накладывается шина или любое подручное средство. Если обломок выходит наружу, вправлять его не следует. Необходимо зафиксировать шину так, чтобы она охватывала как минимум два сустава и ждать «скорую помощь»

Ушибы – закрытое механическое повреждение мягких тканей и органов без видимого нарушения их анатомической целостности.
- холод
- покой
-помощь медперсонала

Вывихи – стойкое ненормальное смещение суставных поверхностей по отношению друг к другу.
Первая помощь заключается в иммобилизации шиной или повязкой поврежденной конечности и срочной транспортировке пострадавшего в лечебное учреждение.
Травматический шок – шок, возникающий в результате травматических повреждений.
Важными моментами первой помощи являются:
- остановка кровотечения
- адекватная вентиляция легких
- наложение асептической повязки на зоны повреждения
- иммобилизация переломов
- срочная помощь медицинского персонала
Растяжение – называется повреждение тканей с частичными разрывами при сохранении анатомической поверхности.
- охлаждение зоны повреждения
- наложение давящей повязки
- помощь медперсонала
Повреждение позвоночника
Больного укладывают вниз животом на жесткие носилки и транспортируют в лечебное учреждение.
Повреждения таза и тазовых органов
Больного следует уложить на спину, ноги согнуть в коленях. Под согнутые ноги подкладывают валик. Срочная транспортировка в лечебное учреждение.
Черепно-мозговая травма: сотрясение мозга, ушиб мозга, сдавление головного мозга, переломы основания черепа и др.
Срочная транспортировка в лечебное учреждение!
Повреждение грудной клетки
Накладывание повязки и транспортировка в лечебное учреждение.







Практический блок.
2.1 Показ занятия по профилактике ДДТТ.
2.2 Презентация итогов работы в ДОУ по профилактике ДДТТ.
2.3 Система работы и современные направления профилактической работы по предупреждению ДДТТ и формированию основ безопасного поведения детей на улицах и дорогах в ДОУ города.




Список литературы:
Васильев В.Л. Юридическая психология. - СПб, 1997.
Веретехин Е.Г., Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии. – Казань, 1991.
Еникеев М.И. Общая и юридическая психология.-М,1999
Клебельсберг Д. Транспортная психология. -М,1989
Коновалова В.Е. Правовая психология. - Харьков, 1990.
Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения.-М,1978
Сорокотягин И.Н. Юридическая психология. Свердловск, 1986.
Шахриманьян И.К. Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.- М, 1984
Шахриманьян И.К. Деятельность органов внутренних дел по пропаганде безопасности дорожного движения. - М, 1979
Безопасность движения: психологические аспекты.// Психологический журнал Т.10., №1, 1989

Бена Э., Госковец И., Штикар И. Психология и физиология шофера. - М, 1977
Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза. - М., 1977.
Кузьмин Е.С., Степкин Ю.П. Некоторые социально-психологические аспекты безопасности дорожного движения.// Психологический журнал Т.3., №5, 1982
Шахриманьян И.К. Психологические проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.// Психологический журнал Т.1., №5, 1980
Шахриманьян И.К Теоретические и организационные вопросы пропаганды безопасности дорожного движения. - М.,1975
Дитер Клебельсберг «Транспортная психология» - М.,1989


















13PAGE 15


13PAGE 14115




15