Выступлени на круглом столе на тему:Преемственность дошкольного и начального образования как важнейшее условие эффективной реализации ФГОС

(1 сл) Тема: «Преемственность дошкольного и начального образования как важнейшее условие эффективной реализации ФГОС»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, несмотря на кажущуюся разработанность, была и остаётся одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики.
С позиций теории педагогики преемственность определяется как связь и согласованность на дошкольном и начальном уровнях образования каждого компонента методической системы, а именно целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации.
Н.К. Крупская, отмечая органическую связь детского сада и школы, подчеркивала: «Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень...») ( сл)
Преемственность в работе школы и дошкольной организации предусматривает использование всех форм преемственности: согласование целей на дошкольном и школьном уровне, изучение программ, согласование целей, взаимный обмен опытом, поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы и т.п.( сл)
Однако на практике реализация теоретических положений порой проходит сложно, если не сказать болезненно (и это в прямом, и переносном смысле).
Имея определенный опыт работы по организации преемственности, (наша образовательная организация до 2013 года имела статус «начальная школа – детский сад»), ( сл), мы нашли возможным продолжить работу в ином формате, объединив существующие собственные наработки и наработки коллег из детского сада № 23.
На городском педагогическом совете нами были представлены доклады о значимости уточнения механизмов реализации преемственности как на теоретическом, так и практическом (технологическом) уровне в условиях функционирования ФГОС дошкольного и начального общего образования
( сл).
Сейчас уже можно сказать, что складывается коллектив единомышленников, способных решать сложные задачи.
Вместе мы уже прошли сложный этап от замысла экспериментальной работы до получения статуса пилотной площадки Академии социального управления Министерства образования Московской области ( сл.).
Ученым Советом Академии утверждена тема «Преемственность между дошкольной образовательной организацией и школой в реализации идей адаптивного образования».
Мы работаем совместно с кафедрой адаптивного образования, которую возглавляет действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор педагогических наук, профессор Кумарина Галина Федоровна.
Нашим научным руководителем является кандидат педагогических наук, доцент Токарь Ирина Евгеньевна. Одно из направлений курирует кандидат педагогических наук, доцент Мухина Светлана Николаевна.
В детском саду и школе были созданы творческие группы педагогов и, кипит работа, новая, нелёгкая, но интересная. ( сл)
Сотрудниками кафедры и нами такое сотрудничество воспринимается как партнерское, обогащающее как науку, так и практику.
Все заинтересованные педагоги и администрация двух учреждений прошли курсы, изучается методическая литература, справочники, интернет-ресурсы, основные образовательные программы, посещаются мероприятия различного уровня. Хочется отметить, что в настоящий момент воспитанники детского сада принимают активное участие во всех наших общешкольных мероприятиях, как и наоборот, наши обучающиеся приходят в группы с выступлениями. Мы не только освещаем свою работу в данном направлении на сайте наших учреждений, но и в печатных изданиях. ( сл)
Основным результатом проделанной работы является социализация детей. В ДОУ результатом является развитие мотивационной сферы (целевые ориентиры) – желание идти в школу. В начальной школе результатом преемственности является формирование у детей жизненно-важных базовых ценностей (портрет выпускника начальной школы).
Вывод: процесс преемственности рассматривается с 2-х сторон. На дошкольной ступени формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения. Школа как приемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.
( сл)
Хочется закончить словами Д.Б. Эльконина: «Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов также имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог.
Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства решения задачи преемственности».

( сл) Спасибо за внимание! Успешной работы!
15