Рекомендации воспитателям по проведению подвижных игр


Рекомендации воспитателям
по проведению подвижных игр с детьми
При назначении игр необходимо учитывать возраст детей, их здоровье, уровень физического и умственного развития детей, интересы, пожелания самих детей.
При определении величины нагрузки подвижной игры нужно учитывать не только физическую сторону, но и степень эмоциональной насыщенности игры.
Нельзя допускать большое число участников игры в группе ослабленных и маленьких детей. Это лишает их быть активными в игре, а взрослых осуществлять контроль за состоянием каждого ребенка во время игры.
Не рекомендуется подводить итоги соревнования, эстафет непосредственно после их окончания из-за резкой смены возникшего во время игры динамического состояния организма ребенка статическим (во время объяснения педагогом). Это может оказать отрицательное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы и весь организм ослабленного ребенка. Поэтому по окончании соревнований, перед подведением итогов рекомендуется проводить с детьми игры малой подвижности или упражнения, направленные на релаксацию организма.
Необходимо правильно расставлять детей в игре. Более слабым детям или утомившимся нельзя давать в игре активные роли, а надо использовать их в качестве своих помощников (в роли «судей»).
Необходимо поощрять правильность осанки детей, красивое положение головы, туловища во время ходьбы и упражнений, четкость выполнения правил игры.
При распределении роли в игре, подаче команд нужно принимать во внимание степень возбудимости детей. С возбудимыми детьми тон разговора руководителя должен быть негромкий, строгий; с тихими детьми – поощрительный, мягкий. Каждое, даже небольшое достижение в игре таких детей надо отмечать, тем самым, придавая им бодрость и уверенность в своих силах.
Необходимо правильно оценивать индивидуальные особенности ребенка при распределении ролей в игре. Например, иногда поощряется ненужное честолюбие у ребенка возбудимого, всегда желающего быть первым, неправильно уступать его просьбам и давать ему подряд активные роли в игре в ущерб малоактивным детям. (Иногда чересчур активные дети только производят впечатление активных. Среди них нередко встречаются суетливые, возбудимые дети, бегающие без всякой цели и мешающие выполнению правил игры).Нежелательно концентрировать внимание группы детей на успехах в игре застенчивого ребенка с целью его поощрения, что нередко ведет к обратному нежелательному результату: ребенок теряется, замыкается. Такого ребенка хвалить надо тихо, без свидетелей.
Необходимо обращать внимание на внешний вид ребенка: аккуратность в одежде, наличие носового платка, чистоту лица, шеи, ушей, носа (перед занятием дети должны очистить нос от слизи).
Нельзя предлагать подряд игры, требующие длительного сосредоточенного внимания детей, или нагрузки на одни и те же мышечные группы, или тренировки одного и того же навыка, что приводит к быстрому утомлению ребенка.
Методические приемы, позволяющие изменять величину
психофизической нагрузки при подборе подвижных игр

Снижение нагрузки Повышение нагрузки
Уменьшение продолжительности занятий играми
Уменьшение числа повторений одной и той же игры в занятии
Уменьшение сложности сюжета игры
Исходные положения во время игр: сидя, лежа
Уменьшение числа участников игры
Более частое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений
Уменьшение требовательности к выполнению точности и координации движений, к быстроте реакции
Уменьшение темпа и амплитуды движений в игре
Перевод возбудившихся, утомившихся детей на менее активные роли в игре: помощника руководителя, судьи. Временный отдых на скамье (зритель, а не участник)
Более частое проигрывание перед началом игры некоторых ролей в ней с индивидуальным согласованием или только с 2-3 детьми
Более мягкий, негромкий тон ведущего, без особо командных интонаций, повествовательный
Использование мелодичной музыки в медленном и среднем темпе, ритмичной, негромкой. Увеличение продолжительности занятий играми
Уменьшение числа повторений каждой игры в занятии
Увеличение сложности сюжета игры
Исходные положения во время игр преимущественно стоя, в ходьбе
Увеличение числа участников игры
Более редкое включение пауз отдыха и дыхательных упражнений
Увеличение требовательности к выполнению точности и координации движений, к быстроте реакции, согласованности движений между участниками игры
Увеличение темпа и амплитуды движений в игре
Предоставление возможности проявлять активность, инициативу большему числу участников игр
Согласование с детьми ролей в игре одновременно с большим количеством участников игры
Наряду с обычным допустим и командный тон.
Использование динамичной, маршевой музыки.
ПАМЯТКА ВОСПИТАТЕЛЯМ
Примерная схема учета внешних признаков утомления ребенка при проведении подвижных игр


Признаки Степень утомления
I (допустимая) II (требующая снижения нагрузки)
Нервная система (поведенческие реакцииЛицо спокойное; несколько возбуж-ден, снижено внимание Выражение лица напряженное; ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, вступает в конфликт с другими участниками игры), значительно отвлекается, вялый (пассивный)
Движения Бодрые; четкое выполнение заданий Неуверенные; нечеткое выполнение заданий, добавочные движения
Окраска кожи лица и слизистых оболочек Небольшое покраснение кожи Значительное покраснение или побледнение кожи, побледнение, небольшая синюшность видимых слизистых оболочек
Потливость Небольшая Выраженная, преимущественно лица
Дыхание Без изменений или слегка учащенное (на 5-8 в минуту) Учащенное (на 10-15 в минуту); периодические вдохи
Пульс Несколько учащенный (на 15-20% от возрастной нормы), ритмичный Учащенный (30-50 % от возрастной нормы), аритмичный
Самочувствие Отсутствие жалоб Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, нежелание продолжать игру
Отметив у ребенка признаки II степени усталости, необходимо предпринять срочные меры для снижения двигательной нагрузки, а может быть, и переход к другому виду деятельности.