Классный час по теме 300 лет Нижегородской губернии


300 лет Нижегородской губернии В 2014 году исполняется 300 лет со времени создания Нижегородской губернии. Именно тогда наш регион, объединяющий русские земли Волго-Окского междуречья по воле императора Петра Великого впервые обрел административную самостоятельность. В 1714 году по указу Петра I было решено выделить из самой большой Казанской губернии самостоятельную Нижегородскую губернию. В состав губернии вошли: Нижний Новгород и другие крупные центры Волго-Окского междуречья - Балахна, Арзамас, Курмыш, Василь (ныне - Васильсурск), а также города Юрьевец, Ядрин. Алатырь, Муром, Гороховец, низовья рек Керженца и Ветлуги.державы Российской. Органы управления губернией Во главе региона стоял губернатор, подчинявшийся Сенату. Губернатор управлял регионом с помощью советников – ландратов, избиравшихся местным дворянством; число ландратов колебалось от 8 до 12. При губернаторе также состояли ландрихтеры (для суда по земельным делам), обер-коменданты и коменданты (по делам военным). Губерния делилась на провинции, во главе которых стояли земские комиссары. Кстати, терминология, немецкая по происхождению, заимствованная из недавно присоединенных прибалтийских земель, в российской «глубинке» приживалась плохо: провинции по-прежнему именовали уездами, земских комиссаров – воеводами... Но в итоге названия «губерния» и «губернатор» сохранились до наших дней. Развитие хозяйства губернии Создание губернии привело в XVIII веке к бурному развитию хозяйства. Одним из наиболее известных промыслов было производство поташа – химиката, употребляемого в стекольном производстве, мыловарении, красильном деле, изготовлении пороха. В большом количестве его производили в Арзамасском уезде. Соляным промыслом славилась Балахна, в которой также получило развитие деревянное судостроение. Развитие хозяйства губернииВ Лыскове жили искусные кузнецы, плотники, горшечники, портные. Далеко за пределы края выходила слава о павловских литейщиках и оружейниках. Кожевенным промыслом занимались жители села Богородское с прилегающими деревнями. В Городецкой волости возник большой якорный завод, а около Воротынца - чугунный и железный заводы. Самым крупным промышленным центром края стал губернский город Нижний Новгород. Это был центр канатного производства, судостроения, металлообработки. Мастера-судостроители участвовали в подготовке волжского флота для перевозки артиллерии и боеприпасов в Азов. Нижегородская ярмаркаЕще в XVII веке в устье реки Керженец, у стен Макарьевского Желтоводского монастыря возникло крупнейшее летнее торжище России. В XVIII в. Макарьевская ярмарка стала одним из центров торговли, где встречались российские и европейские товаров с восточными, в том числе и китайскими товарами. В итоге ярмарка стала ключевым фактором роста торгово-экономического потенциала Нижегородской губернии. Нижегородская ярмарка В 1817 году ее перенесли от стен Макарьевского монастыря в Нижний Новгород. Деятельность ярмарки превратила некогда захолустный прибрежный район города в центр торговли и сделала Нижний Новгород и всю губернию знаменитыми не только на всю Россию, но и за ее пределами. Годовой оборот ярмарки стабилизировался к концу XIX в. в пределах 160-180 млн. рублей; ежегодно через ярмарку проходило порядка 2 млн. человек (при том, что население губернского города тогда не достигало и 100 тыс. человек). Всероссийская промышленная и художественная выставкаБурное развитие и лидирующее положение губернии определило выбор Нижнего Новгорода в качестве места проведения XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896г. Этой выставке суждено было стать одной из самых значительных выставок XIX столетия в мире и самой грандиозной выставкой в истории России. Выставка, организованная по инициативе министра финансов С.Ю.Витте и успешно проведенная благодаря умелым действиям тогдашнего нижегородского губернатора Н.М.Баранова, позволила подвести итоги развития экономики всей страны, продемонстрировать достижения российской промышленности с целью установления новых экономических связей. На протяжении XX века Нижегородский регион (в 1936-1990 гг. – Горьковская область) оставался одним из крупнейших экономических центров страны. В 1932 на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) началась сборка легкового автомобиля среднего класса ГАЗ-А. Первые автомобили моделей ГАЗ-А и ГАЗ-АА изготавливались по чертежам американской фирмы «Форд», но позднее появились и первые отечественные разработки, по качеству не уступавшие иностранным. Нижегородская область Горьковский автозаводАвтомобиль ГАЗ-АААвтомобиль ГАЗ-А Алексеев Ростислав Евгеньевич (1916-1980)Инженер-кораблестроитель, с 1942 года начал работать над созданием судов на подводных крыльях .В январе 1955 года стал руководителем Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) по судам на подводных крыльях. В 1957 году в первый пассажирский рейс до Казани отправился теплоход на подводных крыльях «Ракета», созданный в бюро Алексеева. В последующие годы было разработано и сдано в эксплуатацию несколько типов новых судов, в том числе обогнавшие свое время экранопланы. Суда на подводных крыльях Нижегородская губерния сегодняГубернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и Владимир ПутинЯвляется субъектом Российской Федерации, расположенным в европейской части России. Входит в состав Приволжского федерального округа.Административный центр — Нижний Новгород Площадь — 76 900 км², протяжённость с юго-запада на северо-восток — более 400 км.Население — 3 281 496 (2014). Плотность населения: 42.83 человека/км² (2014), удельный вес городского населения: 79.34 % (2013).