Конспект урока по истории на тему Иван Грозный


Иван Грозный.
Эпиграф к уроку: « Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо» М. Горький
Цель урока: формирование навыков самостоятельного мышления, критического восприятия основных интерпретаций эпохи Ивана Грозного и его преобразований через организацию самостоятельной работы по изучению документов историков.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Используемые учебники и учебные пособия: история России, с древнейших времен до конца 16 века, В.И. Буганов, П.Н. Зырянов
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Карта «Российская империя в 1 пол. XVIII в.»
Литература о Иване Грозном, портрет Ивана Грозного, раздаточный материал: задания с фрагментами текстов и вопросами к ним.
Краткое описание: проблемный урок, построен на работе с документами и с использованием презентации
Задачи урока:
1.Подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность.
2.Создать условия для исследовательской деятельности учащихся, демонстрации приемов такой деятельности на уроке.
3. Дать оценку деятельности Ивана Грозного на основе исследования документов историков.
4.Способствовать самовыражению учащихся через выступление в дискуссии.
Форма урока: урок – исследование.
Методы обучения: частично – поисковый и исследовательский.
Форма организации учебного процесса:
1. Урок предполагает работу в микрогруппах над предложенными заданиями. Класс разделен на пять групп.
2. Вопросы обсуждаются в группе, а затем представитель группы защищает свою точку зрения на уровне класса.
Эпиграфы к теме на доске:
При Иване Грозном Русь стала великой державой, но заплатила за это непомерную цену.
Его можно сравнить с тем ветхозаветным слепым богатырем, который, чтобы погубить своих врагов, на самого себя повалил здание, на крыше коего эти враги сидели»Василий Осипович Ключевский
Иван грозный – гений или злодей?
План урока:
1.Вступительное слово учителя.
2. Работа с заданиями раздаточного материала в микрогруппах.
3. Защита вариантов ответов на задания на уровне класса.
4.Подведение итогов работы.

1.Слайд 1. Фрагмент из фильма «Иван Грозный»
2. Слайд 2 и 3. Учитель объявляет тему и цели урока.
3. Слайд 4. Учитель читает эпиграфы.
Иван Грозный – первый русский царь, венчанный на царствие. Но его правление столь же противоречиво, как и символ царской власти - шапка Мономаха.
По официальной московской легенде шапка была якобы пожалована Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства (царь – от слова цезарь, титул римских императоров). На самом же деле этот головной убор был подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.
4. Слайд 5. Иван Грозный – одна из наиболее популярных исторических личностей, о которой имеет представление любой человек, более или менее знающий русскую историю.
Ребята, вы начали изучать деятельность Ивана Грозного. Какими словами вы бы могли охарактеризовать личность и деятельность Ивана Грозного?
(На доске – изображение Ивана Грозного. Во время ответов учащихся, приклеивать слова – «жестокий, кровожадный, тиран, опричнина, деспот» - с одной стороны портрета царя).Учитель: Все в этом человеке было необычно: внешность, поступки, дела. Нет и однозначной оценки личности императора, так же, как и его преобразований. Почему?
Размышления учащихся по проблеме.
Вывод: истина заключается в противоречивости самого царя, в сочетании хорошего и плохого, великого и злого.
5.Учитель: Григорьев Василий Никифорович.
Я помню, как во цвете дней,
Пороков низких сбросив бремя,
Завесу тьмы сорвав с очей,
На лобном месте ты явился
С толпой бояр и воевод...
И некий свет в Москве разлился!
От тяжких снов восстал народ
И, чувством сладостным томимый,
Подвинулся со всех концов:
Так царь светил, еще незримый,
Из мрака гор влечет орлов.
Стеклись и стар и млад, как волны,
Залив всю площадь близ царя,
И стихнули, благоговенья полны,
Преображенного узря.
Величие души прямое
Мятежную сменило кровь,
В нем разожглась к добру любовь,
В очах раскаянье живое;
Друзья царя, в толпе вождей
Адашев и Сильвестр стояли:
Залог надежды лучших дней,
Как две звезды, они блистали.
И души всех в единый щит
Слились за Русь, царя и бога!
О, сколь прекрасен зрелся вид!
Тиран, ты заглушил
Спасительный закон природы -
И Русь родную превратил
В гроб древней славы и свободы!
Под шумом буйственных пиров,
Отец-губитель беспощадный,
На трупы свежие сынов
Ты зришь с улыбкой кровожадной.
Не песнь побед, не клик граждан,
Лишь жертвы вопль твой слух пленяет;
И солнце, сняв с Москвы туман,
Ряд новых казней освещает:
Как злак, падет и стар и млад,
Муж битвы и душа совета;
Не смей оплакать брата брат:
Дерзнувший бросить мщенья взгляд
Наутро уж невзвидит света.
Без места в думе мудрый муж,
Влачись, как тать, в чужбину;
Ватага злых, наемных душ
Сменила царскую дружину.
Учитель: Два отрывка посвященных Ивану Грозному. Каким автор показывает Ивана Грозного в этих отрывках? ( учащиеся сравнивают и дают ответы)
6. На сегодняшнем уроке у вас появится возможность: защитить или обвинить Ивана Грозного.
Вы выступите в качестве ученых исследователей эпохи Ивана Грозного. На основе исторических документов у вас должна сформироваться своя точка зрения?
Слайд 6. Мы разделились на пять групп. Каждая группа получает документ - характеристику Ивана Грозного - разных исторических деятелей. (Приложения 1,2,3,4,5 ) Ваша задача – проанализировать документ, ответить на вопросы.
Целью нашего занятия будет обобщение всего материала, формирование своей точки зрения на деятельность и личность Ивана Грозного, на его роль в истории России. Пока жива будет Россия, не умолкнут споры об Иване Грозном, начатые еще его современниками.
1. С.Ф.Платонов 2.Н.И.Костомаров 3.С.М.Соловьев 4.В.С.Ключевский 5.Н.М.Карамзин
1) Как оценивает автор Ивана Грозного ?2) Докажите данную точку зрения.
Учитель после обсуждения учащимися документов: Уважаемые ребята, вы убедились, что историки, исследователи, общественные деятели неоднозначно оценивают деятельность Ивана Грозного. Одних ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной, деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории, который укрепил единое русское государство и расширил его границы.
7. Слайд 7. Учитель: Неоднозначно оценивают Петра не только историки, но и в творчестве художников нет единой оценки. «Образ Ивана Грозного в русской живописи». Рассуждения над образами Ивана Грозного.
Какое из изображений раскрывает смысл изображенного?« О, что за мука быть царем! Помилуй, Боже!
Ослабла сильная рука, упала палка
Из рук больного старика, и стал он жалкий…»
«…Здесь видел я царя, Уставшего от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный и плавно речь его из уст лилась,
И плакал он, А мы в слезах молились – Да ниспошлет Господь любовь и мир
Его душе страдающей и бурной!»
Царь, политик очень властный.
Он не царствовал напрасно.
Нашу Русь он расширял.
Государство создавал.
( ответы учащихся).
8.Слайд 8. Николай Карамзин разделяет эпоху царствования Иоанна IV на два периода:
1.Правление «Святого, усердного владыки, сердце которого полно любви к Отечеству и из уст которого народ слышал такое обещание, данное им после венчания - "Буду впредь спасать вас от притеснений и злодейств. Забудьте вражду, ненависть, соединимся все любовью христианскою. Отныне я ваш судья и защитник."»2.Царствование безнравственного тирана (Иоанн 6 раз женился, причем последние два раза без благословения церкви), который истребляет своих преданных, честных бояр, разоряет города своего же государства, который придумывает нечеловеческие казни для ни в чем не повинных людей и окружает себя подлыми клеветниками.
Учитель: Согласились бы вы с Карамзиным в такой периодизации? Обоснуйте свой ответ.
7.Слайд 9. Синквейн. Давайте вместе с вами составим образ Ивана Грозного:
Иван Грозный
Жестокий несчастный
Казнил молился сочинял
Расширил границы государства
Тиран
Учитель: Вы в каждой группе предложите свои варианты.
8. Слайд 10. Учитель: Я думаю, что вы как юные исследователи уже определились в своем отношении к деятельности Ивана Грозного. Изменилось ли ваше мнение в оценке Ивана Грозного? ( учащиеся подбирают понятие и вывешивают на доске).
Учитель: Ребята, объясните, пожалуйста, почему вы так оценили?
Ответы учащихся.
9. Рефлексия.
-Вспомните, какая задача была поставлена в начале урока?
-Как мы работали?
-Каким путем шли к разрешению проблемы?
- Что мы сегодня повторили?
- Что нового, необычного было на занятии?
- Какой этап урока был самым ярким?
- Что показалась наиболее сложным?
Вывод:
Давая общую оценку итогов деятельности Ивана Грозного, видимо, не следует окрашивать ее только в черные краски. Жизнь любого человека, и в том числе государя, всегда многопланова. В ней сложно переплетаются как положительные, так и отрицательные моменты. Иван Грозный- слишком крупная и противоречивая фигура, и каждый из историков, писавший о нем, оценивал государя со своих позиций. Однако, до сих пор так и не была найдена адекватная оценка деятельности как самого царя, так и его любимого детища- опричнины.Главным результатом его почти 40-летнего пребывания на престоле явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Оно приобрело в ХVI веке широкий международный авторитет, имело мощный бюрократический и военный аппарат, который лично возглавил «всея Руси самодержец».
10. Слайд 11. Домашнее задание: эссе «Большой террор - историческая необходимость или печальная судьба страны?»
Приложение №1.
Отрывок из «Истории Государства Российского» Н. М. Карамзина
«Рожденный с пылкой душою, редким умом, особенною силою воли, он имел бы все качества великого монарха, если бы воспитание усовершенствовало бы в нем дары природы. Но рано лишенный отца, матери и преданный в волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным личным властолюбием, был на престоле несчастнейшим сиротой державы Российской: ибо не только для себя, но и для миллионов готовил несчастье своими пороками…Шуйские старались привязать к себе Иоанна исполнением всех его детских желаний: непрестанно забавляли, тешили во дворце шумными играми, в поле звериною ловлей, питали в нем наклонность к сластолюбию и даже жестокости. Например, любя охоту, он (Иван) любил не только убивать диких животных, но и мучить домашних, бросал их с высокого крыльца на землю, а бояре говорили: «Пусть державный веселится!» Окружив Иоанна толпою молодых людей, смеялись, когда он бесчинно резвился с ними или скакал по улицам, давил жен и старцев, веселился их криком. Тогда бояре хвалили в нем смелость. Они не думали толковать ему святых обязанностей венценосца, ибо не исполняли своих, не пеклись о просвещении юного ума, ибо считали его невежество благоприятным для их властолюбия».
1. Как оценивает автор Ивана Грозного?
2. Докажите свою точку зрения.
Приложение №2.
Василий Осипович Ключевский (1841 — 1911) — виднейший русский историк и педагог. Отрывки из сочинений «Курс русской истории» и «Исторические портреты и этюды»:
«От природы царь получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему болезненное развитие. Иван рано осиротел… Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его всю жизнь сохранялось чувство сиротства, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: "Родственники мои не заботились обо мне". Отсюда его робость, ставшая основной чертой его характера. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие или пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после, как его с младшим братом Юрием в детстве стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, все заставляли делать насильно и не по возрасту. Играют они, бывало, с братом Юрием в спальне покойного отца, а боярин князь И. В. Шуйский развалится перед ними на лавке, обопрется локтем о постель покойного государя… не обращая на детей никакого внимания, ни отеческого, ни даже властительного. Его ласкали как государя и оскорбляли как ребенка».
1. Как оценивает автор Ивана Грозного?
2. Докажите свою точку зрения.
Приложение №3.
Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879).
«Ребенок родился с блестящими дарованиями… Известно, что ребенок, предоставленный с раннего детства самому себе и поставленный при этом в неприятное положение, развивается быстро и преждевременно… По смерти матери Иоанн был окружен людьми, которые заботились только о собственных выгодах, которые употребляли его только орудием для своих корыстных целей… При жизни отца он долго бы находился в удалении от дел; под бдительным надзором, в тишине характер его спокойно мог бы сложиться, окрепнуть, но Иоанн трех лет был уже великим князем…Перед его глазами происходила борьба сторон: людей к нему близких, которых он любил, у него отнимали, зверским образом влекли их в заточение, несмотря на его просьбы, потом слышал он о их насильственной смерти… Видел он и как все преклонялось пред ним, как все делалось его именем и, следовательно, должно было так делаться…Таким образом, ребенок видел перед собою врагов, похитителей его прав, но бороться с ними на деле не мог; вся борьба должна была сосредоточиться у него в голове и в сердце — самая тяжелая, самая страшная, разрушительная для человека борьба, особенно в том возрасте!»
1. Как оценивает автор Ивана Грозного?
2. Докажите свою точку зрения.
Приложение №4.
Н.И. Костомаров «Царь Иван Васильевич Грозный»
«Иван Васильевич, одаренный, как мы уже сказали, в высшей степени нервным темпераментом и с детства нравственно испорченный, уже в юности начал привыкать ко злу. Пораженный московским пожаром и народным бунтом, он отдался безответно Сильвестру, который умел держать его в суеверном страхе и окружил советниками. С тех пор Иван надолго является совершенно безличным; русская держава правится не царем, а советом людей, окружающих царя. Но мало-помалу, тяготясь этой опекой, Иван сначала робко освобождался от нее, подчиняясь влиянию других лиц, а наконец, когда вполне почувствовал, что он сильнее и могущественнее своих опекунов, им овладела мысль поставить свою царскую власть выше всего на свете, выше всяких нравственных законов. Его мучил стыд, что он, самодержец по рождению, был долго игрушкою хитрого попа и бояр, что с правом на полную власть он не имел никакой власти, что все делалось не по его воле; в нем загорелась свирепая злоба не только против тех, которые прежде успели стеснить его произвол, но и против всего, что вперед могло иметь вид покушения на стеснение самодержавной власти и на противодействие ее произволу».
1. Как оценивает автор Ивана Грозного?
2. Докажите свою точку зрения.
Приложение № 5.
Сергей Федорович Платонов. Выдержки из работы «Лекции по русской истории»:
«В эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на Восток; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом… После оценки, данной Грозному (другими историками), ясно, что мы имеем дело с крупным дельцом, понимавшим политическую обстановку и способным на широкую постановку правительственных задач. Одинаково и тогда, когда с «Избранной радой» Грозный вел свои первые войны и реформы, и тогда, когда позднее, без «рады», он совершал свой государственный переворот в опричнине, брал Ливонию и Полоцк и колонизовал «дикое поле», — он выступает перед нами с широкой программой и значительной энергией. Сам ли он ведет свое правительство или только умеет выбрать вожаков, — все равно: это правительство всегда обладает необходимыми политическими качествами, хотя не всегда имеет успех и удачу. Недаром шведский король Иоанн, в противоположность Грозному называл его преемника (царя Федора Иоанновича) московским словом «durak», отмечая, что со смертью Грозного в Москве не стало умного и сильного государя».
1. Как оценивает автор Ивана Грозного?
2. Докажите свою точку зрения.
Приложение №6
Правила дискуссии
1. Выслушай оппонента до конца.
2. Умей задавать вопросы.
3. Умей отвечать на вопрос.
4. Умей понимать оппонента.
5. Защищай идею, а не личность.
6. Анализируй, делай выводы.