Презентация рабочей программы по природоведению: «Концептуальные подходы при разработке рабочих программ»


«Концептуальные подходы при разработке рабочих программ»Учитель биологии МБОУ СОШ № 54:Гуськова Людмила Евгеньевна Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы для основного общего образования по природоведению, авторской программы В.В.Пасечника,В.М.Пакуловой, В.В.Латюшина, Р.Д.Маша (Природоведение.Биология. 5-9 классы). Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю, 2 часа резервное время.Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы. Предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования по природоведению. Предмет «Природоведение продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.Изложенный в программе материал соответствует трем основным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» – и распределен по соответствующим темам. Цели и задачи курса:Главная цель курса: обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и явлений живой природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека.Задачи курса:Освоение знаний о многообразии объектов и явлений живой природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человекаОвладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формировать выводыВоспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизниПрименение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природе, оказание простейших видов первой медицинской помощи

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Приемы элементарной исследовательской деятельностиСпособы работы с естественнонаучной информациейКоммуникативные уменияСпособы самоорганизации учебной деятельностиМежпредметные связи


Дата№ урокаТема разделаТема урокаПонятийный аппаратФормы деятельности на урокеД/з1Введение (2 часа)Введение. Природа живая и неживая.Природа: живая и неживая, среды жизни, экологияДемонстрация тел неживой и живой природы, картин, таблиц с изображением различных тел природы; составление схемы «Природа живая и неживая»Стр. 5-62Методы изучения природыМетоды: наблюдение, измерение, экспериментРабота с иллюстративным материалом, знакомство и работа с измерительными приборами; оформление календаря погодыСтр.7-103Вселенная (6 часов)Звезды на небеАстрономия, звезды, созвездия, телескопДемонстрация рисунков, фотографий, карт, атласов звёздного неба, работа с текстом учебника§ 14Земля – наш домФорма земли, орбита, ось вращения, полюсы Земли, экватор, полушария, стороны света, компасДемонстрация глобуса, компаса, фотографий Земли из космоса. Работа с глобусом: определение экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий. Работа с компасом.§ 2Календарно-тематическое планирование Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 классЗнать/понимать:о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях, отдельных методах изучения природы; строении живой клеткицарства живой природысреды обитания организмов, важнейшие природные зоны Землиприродные сообщества морей и океановизменения в природе, вызванные деятельностью человекаважнейшие экологические проблемыосновные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решенияУметь:узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды;приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к среде обитанияуказывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель;
сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;находить значение указанных терминов в справочной литературе;кратко пересказывать учебный текст;использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщенияхпользоваться приборами для измерения изученных физических величин;следовать правилам безопасности при проведении практических работ;Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:определение сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаковизмерение роста, температуры тела и массы, сравнения показателей с возрастными нормамиопределение наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животныхследования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде
Учебник и методическая литература: Пакулова В.М. Природоведение. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. – М.: Дрофа, 2007. 2. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению: 5 класс: К учебниу В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс» / Л.Д. Парфилова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005 3. Природа. Неживая и живая. 5 класс: поурочное планирование по учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой / авт.-сост. Г.В. Чередникова. – Волгоград: Учитель, 2007. Материально-техническое обеспечение: 1. Таблицы и плакаты по природоведению (Схема Солнечной системы; внутреннее строение Земли; круговорот воды в природе; строение растительной клетки; строение животной клетки; строение микроскопа; природные зоны; типы почв) 2.Технические средства обучения (компьютер, проектор). 3.Натуральные объекты (гербарий растений). 4.Карты (физическая карта полушарий, физическая карта России, природные зоны Земли)