Мастер-класс Технология создания кроссенс


Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас в этом зале. Свой мастер - класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.
"Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
- Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
- Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
- Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
- Что это вы всё спорите?
- А ты кто такой?
- Я  -  Разум.
- Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
- В вас обоих есть польза, - уверенно ответил Разум.
- Без кого же из нас человек не может обойтись?
- Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
- Может ли торговец обойтись без логики?
- Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. - Но как, же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
- Опираясь на разум."
- А как вы считаете, логика нужна в повседневной жизни?
- Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе.
Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках.
При подготовке занятий я задумываюсь о том, как познакомить детей с новыми знаниями, разбудить интерес и желание добывать информацию и, конечно, ищу способы для прочного усвоения знаний. Обучение должно быть интересным. А как заинтересовать? Безусловно, существует много технологий и приёмов, которые позволяют учебный процесс сделать интереснее. В своей работе я использую разные приемы, технологии, формы и методы обучения. Я стараюсь совершенствоваться шагать в ногу со временем, осваивать все новое, интересное. Совсем недавно я познакомилась с новой технологией. Хотелось бы познакомить вас с этой технологией.
На данный момент я называю его « Технология Х».
Чтобы раскрыть тайну и узнать название моего мастер-класса, предлагаю вам отгадать детские загадки.
Не куст,а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.( книга)
(слайд 2)- по щелчку
-Обратите внимание, что на экране будут появляться только первые буквы отгадок.
2.Крашенное коромысло над рекой повисло.
(радуга)-по щелчку
3. Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает,когда это бывает?(осенью)
4.Серая птаха в лесу живёт, повсюду чудесным певцом слывёт. (соловей)
5.Не солнце, не огонь,а светит. (светлячок)
6.Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка,
Куст в комочках, будто ёж,
Вот и назван ( ежевика)
7. Два кольца, два конца, посредине гвоздик.( ножницы)
8. Днём спит, а ночью летает. ( сова)
Итак, получилось слово КРОССЕНС.
Тема моего мастер-класса «Технология создания кроссенса»
Мы сейчас отгадывали загадки. А что ещё можно разгадывать? ( ребусы, кроссворды, шарады и т.д.)
Есть у нас в зале учителя англ.языка ? Что обозначает слово кроссворд ? ( пересечение слов) Слово кроссенс будет обозначать с английского – пересечение смыслов.
Кроссенс, впервые был опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Идея принадлежит писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технический наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.
С данным видом работы я познакомилась недавно, предложила её детям и она стала пользоваться успехом в классе. Появился интерес у ребят, заинтересованность. Работа трудна, но достаточна интересна. Расскажу, как он создаётся.
Кроссенс представляет из себя ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для "Крестиков-ноликов". Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления. Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам.
Алгоритм составления кроссенса вы видите на экране.
Технология кроссенса может использоваться на различных этапах учебной деятельности. Создай проблемную ситуацию или обобщи добытые учащимися знания, открой цикл уроков или же оригинально подведи итог, хочешь, укрась кроссенсом урок, а хочешь- поставь точку с его помощью на внеурочном занятии. Кроссенс может стать и творческим домашним заданием.
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал кроссенсов. Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
Кроссенс ученика еще полезней, чем созданный учителем:
- отражает глубину понимания учеником заданной темы;
способствует развитию логического и образного мышления;
повышает мотивацию;
развивает способность самовыражения.
Организация групповой или парной работы с кроссенсами одноклассников поможет ребятам увидеть проблему с другой позиции. Стремясь отразить своё видение, ученики ищут интересный дополнительный материал, проявляют нестандартное мышление и повышают уровень собственной эрудиции.
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность и развивают воображение.
Работа с кроссенсами способствует развитию коммуникативных и регулятивных умений, навыков работы с информацией.
Рассмотрим простой вариант. Например ключ, замок, дверь - есть ключ, ключ от замка, замок открывает дверь. Этот вариант предлагается детям, которые только начали работать с данной технологией.
Предлагаю Вам кроссенс на тему: «На страницах летописи г. Туймазы».
Прежде чем знакомить с приёмом детей, я предлагаю выполнить несложное задание в группах. Каждой группе предлагается набор картинок. Дети должны установить смысловые связи между картинками и составить последовательную цепочку.
После выполнения задания каждая группа представляет то, что у них получилось, даёт обоснование своему выбору.
Тема данной подборки очевидна: г.Туймазы.
Составлять кроссенсы- одно удовольствие, но требует времени. Результат вы увидите в глазах детей.
Дети раскрывают новые грани понимания привычных вещей, быстро запоминают материал, развивают логическое и творческое мышление.
Рефлексия.
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема "Кроссенс"
Тем, кому понравился, и кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите красную карточку.
Тем, кто будет применять данный метод, возьмите желтую карточку.
- Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите зеленую карточку.
- Стать творцом, умеющим создавать свои уникальные образные, наполненные смыслом мира - это блестящая победа ученика и учителя. Не в этом ли главная цель ОБРАЗОВАНИЯ?
Желаю всем здоровья, больших побед на творческом поприще и давайте ПЕРЕСЕКАТЬСЯ чаще!
Удачи Вам, творчества и мудрости на уроках!









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15