Компетентностный подход в обучении как средство повышения качества образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 20 г.Владивосток»









Тема по самообразованию
«Роль истории и обществознания в формировании ключевых компетенций»
«Компетентностный подход в обучении как средство повышения качество образования»



Ермак Е.Б., учитель истории,
географии и обществознания.





«Роль истории и обществознания в формировании ключевых компетенций»
«Компетентностный подход в обучении как средство повышения качество образования».
Вот так и учитель.
Его роль мала - и его роль огромна.
И какие бы технологии нас не окружали,
поставить ребенка в ту самую точку,
откуда видна радуга, может только Учитель.
Анатолий Шперх
В Концепции модернизации российского образования на период 2012 года, в проекте Концепции «Российское образование-2020» ставится задача по созданию условий для становления социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества; человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.
В этих условиях образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только среднего (полного) общего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека, а именно: сформировать основы учебной деятельности, освоить формы учебного сотрудничества и основные виды грамотности как базовых условий процесса обучения.
Результаты образования в современной школе должны быть представлены через:
предметные результаты в виде культурных средств и способов действий, позволяющих выпускнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, а также продолжить обучение на последующих ступенях.
описание форм и возрастных границ проявления ключевых компетентностей (учебно-познавательной, социально-мировоззренческой,информационно- коммуникативной, культурно-досуговой )
характеристику социального опыта, приобретаемого через общественно-полезные практики.
Практикование ключевых компетентностей, а именно проектно-исследовательской компетентности должна стать одним из результатов общего среднего образования, а исследовательская и проектная деятельность - новым содержанием.
В системе школьного образования «История» является одним из ведущих учебных предметов. Ведущая идея преподавания истории заключается в реализации компетентностного подхода в обучении, а именно, в формировании учебно-познавательной, социально-мировоззренческой, информационно- коммуникативной, культурно-досуговой компетенции.
Как писал Ушинский, «только личность может воспитать личность». И мне ясно, хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим. «Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова В.А. Сухомлинского мне особенно близки. Нахожу новые формы работы, потому что хочу, чтобы мои последующие уроки отличались от предыдущих.
Мне кажется, что я нашла свой «золотой ключик» - это знаменитое «со»: со - трудничество, со - творчество, со - понимание, со - чувствие. Без этих составляющих (учитель - ученик - родитель) невозможно по-настоящему ввести в мир знаний, научить различать добро и зло, разбудить эмоции, душу, ибо «пока душа болит, - мы люди, а не болит, что за душа» (В. Казанцев). А, главное, нет диктата. Вместо него совместный поиск, взаимоуважение. И тогда урок становится процессом сотворчества учителя и ученика, приносящим удовольствие обоим. Он всегда разный, в нем нет шаблонов, тесных рамок, узко поставленных задач. Это всегда живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняясь высказанной вдруг новой идее или неожиданному открытию ученика. Самые лучшие уроки, когда мои воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Самые приятные минуты, когда их глаза горят благодарностью и ожиданием следующего урока.
Стремление создать наилучшие условия для развития творческих способностей учащихся, их профильную компетентность нашли отражение в пересмотре учебной программы; введение элективных курсов, спецкурсов и других форм занятий; обогащение внеклассной деятельности через организацию исследовательской деятельности, которую рассматриваю как инновационную образовательную технологию.
Программа по истории составлена на основе государственного стандарта исторического образования на базовом уровне. В своей работе использую учебно-методический комплекс Данилова А.А., Косулина Л.Г. (10 класс), Н.В. Загладин (9, 11 классы), новую «линию» Киселев, Попов «История России», дополнительную литературу для учителя и учащихся, а также ЦОРы .
Особенностью данного курса истории на базовом уровне, является не только объемное наращивание содержания курса истории, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки учащихся, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, необходимых для успешного продолжения обучения в старшей школе. Изучение истории должно быть направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
Основные содержательные линии программы базового уровня исторического образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Изучение курса ведется синхронно-параллельное с интеграцией некоторых тем из состава обоих курсов. Основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико-правовых, экономических, социокультурных) особенности.
Реализация программы исторического образования на базовом уровне предполагает особую значимость межпредметных связей. Углубленное изучение курса истории не только связано с подготовкой учащихся к возможному поступлению по профилю в высшие учебные заведения, но и является частью общей системы предвузовской гуманитарной подготовки. В связи с этим, особенно важным представляется формирование целостной интегративной модели гуманитарного образования, где тесная взаимосвязь в преподавании профильных предметов может существенно повысить общее качество образования и обеспечить высокий уровень овладения учебными умениями и навыками, необходимыми для продолжения обучения в системе высшего профессионального образования.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. При изучении истории важное значение приобретает участие учащихся в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы, в том числе развитие умений выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приемами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает историко-познавательная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Специфика целей и содержания изучения истории существенно повышает требования к рефлексивной деятельности учащихся, к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Особенностью системы исторического образования является тесная взаимосвязь с подготовкой учащихся к осознанному выбору путей продолжения образования и будущей профессиональной деятельности.
Изучение истории направлено на достижение следующих целей:
формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.
Принимая во внимание вышесказанное, как учитель истории моделирую учебный процесс таким образом, чтобы создать развивающую среду, которая бы пробуждала и формировала интерес к предмету у школьников.
Использование современных ИКТ обеспечивающих личностное развитие ребенка, является ключевым условием повышения качества образования, интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Поэтому использование их на уроках и во внеурочной работе считаю обязательным для успешной реализации всех образовательных целей.
В своей педагогической деятельности руководствуюсь положениями компетентностного подхода к образованию (Хуторской А.В., Иванов Д.А.). Проектирование педагогической деятельности строю по технологии личностно – ориентированного подхода (И.С. Якиманская), проблемного обучения (Д. Дьюи, М.И. Махмутова, И. Я. Лернер), педагогики сотрудничества (Ш. А. Амонашвили, С.Т. Шацкий).
В своей педагогической практике применяю методику проблемного изложения, что предполагает организацию диалога на уроке. Основой для него становится разработка системы заданий и подача материала, при которой учащимся предлагается определить свое отношение к историческим объектам и знаниям о них. Разрабатываю задания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учеников (или группы), при общей познавательности цели и содержания, имеющие разную степень трудности. Чтобы показать логику развития событий, задаю риторические вопросы, заставляя класс сопереживать. Заголовки, сформулированные как альтернативные вопросы, создают проблемные ситуации, побуждают учеников следить за развитием конфликта. Например: «И французы и русские приписывают себе победу в Бородинском сражении. Кто же победил в битве?» Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию? Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: Виктор Суворов, автор “Ледокола”, “Дня М” и т. д. предлагает убрать памятник Г. К. Жукову в Москве, называя Жукова клеветником. Разве выдающийся полководец Великой Отечественной войны не заслуживает памятника? На этом факте необходимо заострить внимание, т. к. многими людьми появление такой литературы воспринимается не как одна из версий, а как наконец-то открытая истина. Или создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями. Например: Почему долгие годы советское руководство отрицало факт существования секретного дополнительного протокола? Ситуацию неопределенности можно создать, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность и интуицию учащихся. Например: В истории известен факт, что отец Владимира Мономаха знал пять иностранных языков. Как звали отца Владимира Мономаха и какие это могли быть языки? Можно создать ситуацию предположения, которая основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий. Допустим такое: В условиях феодальной раздробленности конца XIV–начала XV веков творил русский художник Андрей Рублев. На своих иконах и фресках он изображал сюжеты, говорившие о мире и единении между людьми, призывавшие к согласию и взаимной любви. Какая была связь между эпохой и творчеством Андрея Рублева?
Таким образом, на конкретных примерах рассмотрены типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно.
Однако проблемное обучение не ограничивается созданием проблемной ситуации.
Т. Л. Кудрявцев отмечает, что основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения. Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами.
Решение проблемных ситуаций можно организовать через проведение нетрадиционных форм уроков. Например, в 11 классе в теме “Первая русская революция 1905–1907 годов” изучается вопрос о многопартийности в России. Множество партий, программы которых запомнить сложно. Поэтому в ходе эвристической беседы в тетрадях оформляется таблица. После заполнения первой колонки таблицы класс делится на пять “групп-партий” и, используя литературу, самостоятельно изучает программу своей партии, заполняя таблицу. На следующем уроке ставится проблемный вопрос. Каковы особенности становления первой российской многопартийности? Урок можно провести в форме митинга, где учащиеся, представляя ту или иную партию, раскрывают ее программные установки, агитируют за вступление в нее, подчеркивая ее преимущества перед другими партиями, критикуют политических соперников, а также отвечают на вопросы, которые возникают в ходе выступлений. На уроке развертывается острая дискуссия, особенно по аграрному и национальному вопросам (важно, чтобы учащиеся при выступлениях и в ходе дискуссии соблюдали принцип толерантности).
Такая форма работы позволяет включить в активную деятельность всех даже слабых учащихся, позволяет понять сложность решения этих проблем, а также понять, почему I и II Государственные Думы не смогли решить эти проблемы. После обсуждения учащиеся самостоятельно должны определить особенности первой русской многопартийности.
Определенный потенциал для создания проблемных ситуаций содержится в обозначении темы уроков:
“Дней Александровых прекрасное начало”. (А. С. Пушкин)
От “горячей войны” к “холодной”.
Можно ли считать разоблачение культа личности ликвидацией тоталитарного режима?
Можно ли считать время Л. И. Брежнева – временем “застоя”?
М. С. Горбачев – великий реформатор XX века или человек, разваливший СССР?
“Распад или развал СССР”?
Можно после раскрытия темы учителем, самим учащимся предложить главную проблему урока и составить вопросы к теме, проблемного характера.
Проблемная ситуация, поставленная в начале урока, формирует дух поиска, умение анализировать и систематизировать. Учащиеся привыкают не механически заучивать, а осмысливать учебный материал. Познавательные задачи не только активизируют творческую деятельность учащихся, но и обеспечивают более глубокое и прочное усвоение знаний. Работа с познавательными задачами дает эффект только при соблюдении следующих условий:
-задачи должны обладать информативностью;
-задачи должны быть доступны учащимся по содержанию и по форме;
-решение задач должно развивать мышление учащихся.
Способ организации деятельности детей является особым фактором, формирующим компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией. Это технология групповых форм работы. Данная технология предполагает движение по схеме: всеобщее - общее- частное с постепенным погружением в детали, с переходом с одного уровня знаний на другой. На всех этапах деятельности учитель выступает как менеджер-консультант. Участники превращаются в исследователей, совместно добывающих и открывающих новое знание. Работа в группе дает возможность активно экспериментировать с различными стилями общения, осваивать коммуникативные умения и навыки, ощущая при этом психологическую поддержку, комфорт и личную защищенность.
Обогащения учебного процесса предусматривает внедрение новых форм обучения (переход от классно-урочной системы к лекционно-зачетной и предметно-групповой) в 10-11классах.
Лекционно–семинарско - зачетная технология как модульная технология реализует задачи обучения и развития. Применение данной технологии позволяет быстрыми темпами, качественно изучить большие блоки учебного материала. К примеру, на тему «Единая Россия в конце XV –начале XVII вв.» -10 класс, следует отвести 1 час для лекции, для семинара - 2 часа, 2 часа - на зачет. Лекция позволяет акцентировать внимание учащихся на основные мысли, закономерности, идеи темы (блока).
Выступление на семинарах требует тщательной домашней подготовки, работы с первоисточниками, схемами, таблицами, картами. Во время проведения занятия могут рождаться новые идеи, изменяться точки зрения, переоцениваться суждения и выводы. Методическая ценность семинара в ходе его подготовки и непосредственно в процессе деятельности обеспечивает развитие самостоятельного мышления учащихся. Данная технология может включать подготовку учащимися коротких докладов, рефератов, биографических справок, организацию дискуссий и предварительных консультаций.

Коренные перемены в российском обществе, произошедшие в период после 1999 и 2000 гг., процессы глобализации, стремительная трансформация информационной среды, развитие базовых общественных наук, изменения в системе образования делают необходимой модернизацию обществоведческого образования. Проблемы перехода к инновационной экономике, преодоление разрыва доходов богатых и бедных, борьба с коррупцией, а также экологические, демографические и иные актуальные проблемы должны найти отражение в обществоведческом курсе.
Новые реалии внутренней и международной жизни ставят новые задачи: разработку педагогических технологий, способствующих развитию познавательных возможностей учащихся, выявлению их творческого потенциала, необходимости усиления воспитательного потенциала курса обществознания. Внедрение в преподавании деятельностного и личностно-ориентированного подходов, проектного метода, эффективно влияющего на формирование социально-активной личности.
Исходя из вышесказанного, цели обществоведческого образования состоят:
развитие личности на важных этапах его социального взросления, его духовно-нравственного, политического, правового, социального поведения; способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
формированию у учащихся целостной картины мира и человека в нем , адекватной современному уровню знаний и доступной по содержанию для соответствующей ступени обучения;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественно-политической деятельности; решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений между людьми различных национальностей и вероисповедания, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом;
Содержание курса должно создать необходимые условия для всесторонней реализации межпредметного взаимодействия, прежде всего, с наиболее близким курсом истории, а также с курсами географии, литературы, искусства, биологии.
Большое значение имеет усиление практической направленности курса, что находит отражение в формировании ключевых социальных компетенции в интеллектуальной, коммуникационной, информационной, общественно-политической деятельности.
На историко-правовом уровне расширяется курс за счет учебной и учебно-исследовательской деятельности (работа с первоисточниками, разработка проектов, подготовка рефератов); шире дается ориентировка в профессиях и сферах деятельности, в которых трудятся специалисты в области социально-гуманитарных наук; более глубоко освещаются правовые вопросы.
Новое содержание обществоведческого образования, предполагает изменение форм обучения: внедряю в практику тренинги, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включаю мини исследования, в ходе которого ученики овладевают инструментарием социологического опроса.
Углубление учебной программы идет через следующие направления:
-совершенствование общей познавательной деятельности учащихся, расширение круга интересов, выход за рамки общепринятых программ, через исследовательскую деятельность;
- интенсивное развитие мышления и других познавательных процессов через внедрение развивающих технологий;
-через новые формы организации деятельности учащихся (экстернат, группа по проекту, самостоятельная работа в компьютерном классе, в библиотеке, практикумы).
История - это проявление души народа, его золотой запас. Ненавязчиво стараюсь сделать так, чтобы впечатления прошлого входили в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Стараюсь актуализировать знания своих учеников, вырабатываю в них прогностические умения, потому что без них нельзя стать конкурентоспособным человеком в современном мире. «Народ без прошлого не имеет будущего», хочу, чтобы мои ученики любили свою культуру, семью, край, историю.
История требует личности. Именно через личность история говорит, действует, а в конечном итоге - воспитывает. Сегодняшнему поколению, как и любому другому, нужен идеал. И надежной основой для создания его является история.
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь»: сказал В.О. Кольцов. Мне повезло: я преподаю самый увлекательный, самый интересный, самый поучительный предмет, который нельзя не любить. «Много есть вещей, ведущих человека к совершенству, но ничего так не очищает, не украшает и не исправляет душевно и телесно, как познание. И хотя познание развивается посредством многих наук и искусств, более всего украшает человека и направляет его в гражданской жизни история».