КТП по литературе 5 класс 3 часа по ФГОС Коровина

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
5 класс


п\п
Тема урока
Формы работы
Основное содержание, рассматриваемые вопросы
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) УУД
Домашнее
задание
Дата
проведения







По плану
По факту

Введение

1.
Роль книги в жизни человека.
Урок - беседа.
Книга - передатчик знаний и духовного опыта поколений. Краткая история книги.
Чтение как сотворчество. Создатели книги.
Структура учебной книги. Писатели о роли книги.
Распознавать особенности художественной и учебной книги.
Понимать роль книги в жизни человека и общества; значение изучения литературы.
Разбираться в структуре книги.
Вопросы и задания
(с. 5 - 6).



Устное народное творчество

2.
Малые жанры фольклора.
Комбинированный урок.
Фольклор - устное народное творчество.
Виды малых жанров фольклора.
Распознавать виды малых жанров фольклора, приводить примеры каждого.
Понимать значение разных видов малых жанров фольклора.
Уметь использовать малые жанры фольклора в устной речи.
С.7 прочитать, вопросы и задания (с. 8).



3.
Сказка как вид народной прозы.
Урок изучения
нового
материала, урок-беседа.
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок.
Структурные элементы сказки (постоянные эпитеты, присказки, зачин, концовка).
Особенности сказывания (ритмичность, напевность).
Иллюстрации к сказкам.
Знать отличительные особенности жанра сказки; виды сказок.
Понимать значение сказок в жизни народа.
Выделять структурные элементы сказки; использовать при сказывании характерные речевые обороты; подбирать материал для иллюстраций к сказкам.
С. 8-9 прочитать, ответить устно вопросы и задания
(с. 10 -11),
прочитать сказку «Царевна-лягушка».



4.
Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
Урок изучения
нового
материала,
урок – беседа.
Выражение нравственных представлений и мудрости народа в сказке «Царевна -лягушка».
Вымысел и реальность в сказке.
Противопоставление мечты и действительности, добра и зла.
Знать сюжет и содержание сказки «Царевна-лягушка».
Понимать смысл сказки.
Уметь вести беседу по прочитанному произведению.
Вопросы
и задания 1-4
(с. 25), выразительное чтение и пересказ эпизодов сказки.



5.
Образ Василисы Премудрой.
Урок изучения
нового
материала,
урок – беседа.
Истинная красота Василисы Премудрой.

Понимать внутренний мир героини, уметь раскрывать лучшие черты ее характера.
Уметь вести беседу по прочитанному произведению.
Подготовить пересказ эпизодов, раскрывающих образ героини.



6.
Образ Ивана-царевича.
Урок изучения
нового
материала,
урок – беседа.
Характер, поступки Ивана-царевича.
Понимать и уметь раскрывать внутренний мир героя.
Уметь вести беседу по прочитанному произведению.
Подготовить пересказ эпизодов, раскрывающих образ героя.



7.
Художественный
мир сказки «Царевна-
лягушка».
Комбинированный урок.
Художественные особенности сказки «Царевна-лягушка» (постоянные эпитеты,
преувеличения (гиперболы), сравнения, повторы).
Система персонажей. Положительные герои, их помощники и противники.
Знать художественные особенности сказки «Царевна-лягушка».
Понимать связь между фольклорным произведением и его отображением в изобразительном искусстве.
Уметь пересказывать сказку; выразительно читать текст по ролям; находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка.
Вопросы и задания
5-6 (с. 25), чтение статей учебника на стр. 26 - 28, чтение сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».



8.
«Иван - крестьянский сын и чудо - юдо» - волшебная сказка героического содержания.
Урок изучения нового материала.

Патриотический характер сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо».
Система образов.

Распознавать признаки волшебной и героической сказок.
Выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной и героической сказок.
Чтение сказки, пересказ.



9.
«Иван - крестьянский сын и чудо - юдо». Образ главного героя.
Урок-беседа.
Образ главного героя сказки. Любовь и уважение народа к защитникам Родины.

Понимать отношение народа к героям сказки.
Вопросы и задания 1- 7 (с. 38-39), задание рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 39).



10.
Р/р. Составление волшебной сказки.
Урок развития речи.
Составление плана, подбор материалов. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя.
Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении.
Дописать сказку, нарисовать иллюстрацию к сказке.



11.
Сказки о животных и бытовые сказки.
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Отличительные признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле.
Распознавать признаки сказок о животных и бытовых сказок.
Понимать проявление в сказках представлений народа.
Выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению.
Чтение статьи о сказочниках (с. 44-45), вопросы и задания (с. 46).




12.
Моя любимая сказка.
Урок внеклассного чтения, урок развития речи.
Отличительные признаки волшебных сказок, сказок о животных и бытовых сказок.
Отражение в этих сказках народных представлений о справедливости, добре и зле.
Выразительно читать и пересказывать сказку; вести беседу по прочитанному произведению.
Подготовиться к защите проектов.



13.
Проект «Художники-иллюстраторы русских народных сказок».
Урок защиты проектов.
Художники-иллюстраторы сказок.
Осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей, интерпретировать и представлять ее в устной или письменной форме.
Выразительное чтение притчи «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».



Из древнерусской литературы

14.
Древнерусская литература.
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».
Комбинированный урок.
Возникновение древнерусской литературы.
Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси (обзор).
Жанр летописи.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. Словарная работа.
Прослушивание притчи в актерском исполнении, обсуждение.
Репродукция картины
А.А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина».
Знать основные темы древнерусской литературы; сюжет и содержание повествования о подвиге отрока-киевлянина.
Понимать основную мысль и лексику притчи; значение летописных источников для современного человека.
Видеть связь летописи с фольклором; вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям притчи; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Вопросы и задания (с. 51-52), составление цитатного плана притчи.




Из русской литературы XVIII века

15.
М.В.Ломоносов.
Стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру...»
Урок изучения нового материала.
М.В.Ломоносов - ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме.
Словарная работа.
Юмор произведения «Случились вместе два Астронома в пиру...»
Знать сведения о жизни и творчестве М.В.Ломоносова (кратко); содержание стихотворения «Случились вместе два Астронома в пиру...».
Понимать юмористический характер стихотворения.
Давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.
Выразительное чтение стихотворения, чтение статьи «Роды и жанры литературы» (с. 55 - 56).



Из русской литературы XIX века

16.
Жанр басни, история его развития.
И.А.Крылов. Басня «Волк на псарне».
Урок изучения нового материала.
Истоки басенного жанра. Понятие об аллегории.
Мораль в басне.
Расцвет русской басни в начале XIX века.
Поучительный характер басен. Своеобразие басен И.А.Крылова.
Прослушивание басни «Волк на псарне» в актерском исполнении, обсуждение.
Знать роды и жанры литературы; истоки жанра басни (Эзоп, русские баснописцы XVIII века); сведения о жизни и творчестве И.А.Крылова (кратко); теоретико-литературные понятия басня, мораль, эзопов язык, аллегория, олицетворение.
Понимать аллегорический смысл басен; аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».
Выразительно читать басни; видеть связь басен с фольклором.
Выразительное чтение наизусть одной из басен И.А.Крылова.



17.
Басня И.А.Крылова «Свинья под Дубом».
Комбинированный урок.
Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д.
Чтение басен.
Прослушивание басни «Свинья под Дубом» в актерском исполнении, обсуждение.
Знать содержание басен И.А.Крылова; одну басню наизусть.
Понимать аллегорический смысл басен.
Уметь выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.
Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 65).



18.
Басня И.А.Крылова «Ворона и Лисица».
Комбинированный урок.
Афористичность басен. Осмеяние в баснях пороков: невежества, неблагодарности, глупости, хитрости и т. д.
Чтение басен.
Прослушивание басни «Ворона и Лисица» в актерском исполнении, обсуждение.
Знать содержание басен И.А.Крылова; одну басню наизусть.
Понимать аллегорический смысл басен.
Уметь выразительно читать басни наизусть; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанным произведениям.
Выполнение иллюстрации к басням, задание 3 (с. 67).



19.
Мир басен И.А.Крылова.
Урок внеклассного чтения, урок-конкурс.
Инсценирование басен И.А.Крылова.
Описание рисунков и иллюстраций к басням.
Знать афоризмы из текстов басен И.А.Крылова.
Выразительно читать наизусть и инсценировать басни; описывать рисунки и иллюстрации к басням; оценивать актерское чтение.
Подготовиться к защите проектов.



20.
Проект «Русские басни».
Урок защиты проектов.
Русские баснописцы: И.А.Крылов. И.И.Дмитриев, И.И.Хемницер, А.П.Сумароков, С.Михалков.
Осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей, интерпретировать и представлять ее в устной или письменной форме.
Выразительное чтение сказки «Спящая царевна».



21.
В.А.Жуковский. Сказка «Спящая царевна».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Понятие о литературной сказке. В.А. Жуковский-сказочник. Черты народной сказки в произведении В.А.Жуковского. Герои, особенности сюжета, язык сказки.
Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна» (с. 79-80).
Знать сведения о жизни и творчестве В.А.Жуковского (кратко); сюжет и содержание сказки «Спящая царевна». Понимать роль поэта в создании жанра литературной сказки.
Пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте черты литературной и народной сказки.
Задание 6 (с. 83.)



22.
Понятие о жанре баллады. Баллада В.А.Жуковского «Кубок».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады В.А.Жуковского «Кубок». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста.
Словарная работа.
Составление плана баллады.
Знать творческую историю, сюжет и содержание баллады В.А.Жуковского «Кубок»; признаки жанра баллады. Понимать лексику баллады; роль звукописи в тексте.
Выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения.
Вопросы и задания
1-4 (с. 90), выучить термины.




23.
А.С.Пушкин. Стихотворение «Няне».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Детские годы А.С.Пушкина. Влияние народного творчества на будущего поэта.
Сообщение о селе Захарово (рубрика «Литературные места России», с. 301-302).
Элементы лингвистического анализа текста.
Словесное рисование.

Знать сведения о семье и детстве А.С. Пушкина; теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.
Понимать нравственную проблематику литературных произведений.
Находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Задания 2 (с. 92), 3 (с. 93),
чтение Пролога к поэме «Руслан и Людмила».



24.
А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Прослушивание пролога к поэме «Руслан и Людмила» в актерском исполнении, обсуждение.
Элементы лингвистического анализа текста.
Словесное рисование.
Пролог как собирательная картина сюжетов, образов, событий народных сказок.
Знать теоретико-литературные понятия поэма, пролог, сравнение, эпитет, метафора.
Понимать нравственную проблематику литературных произведений.
Находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Чтение «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.



25.
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Комбинированный урок.
Истоки «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Развитие понятия о литературной сказке.
Система образов.
Народная мораль: красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Словарная работа.
Знать сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». Понимать проявление в сказке представлений народа; отношение автора к героям; лексику сказки.
Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.
Вопросы и задания 1-12 (с. 112-113), выразительное чтение сказки.



26.
Основные образы сказки.
Урок-беседа.
Сопоставительная характеристика центральных героев сказки.
Понимать и уметь раскрывать внутренний мир героев.
Уметь вести беседу по прочитанному произведению.
Выразительное чтение наизусть обращения Елисея к солнцу, месяцу, ветру (по вариантам).



27.
Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне...» А.С.Пушкина.
Урок развития речи.
Сравнение сюжетов, композиции, героев, художественных средств, повествовательной манеры сказки «Спящая царевна» В.А.Жуковского и «Сказки о мертвой царевне...» А.С.Пушкина.
Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Прослушивание фрагментов «Сказки о мертвой царевне...» в актерском исполнении, обсуждение.
Знать сюжеты и содержание сказок В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Понимать роль художественных средств в литературных сказках.
Уметь сопоставлять литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним; при сравнении произведений и обсуждении их исполнения аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения.
С. 114 вопросы и задания (устно).



28.
Стихи и проза. Рифма и ритм.
Урок-практикум.
Рифма.
Способы рифмовки.
Ритм.
Стихотворная и прозаическая речь.
Наблюдения над рифмой и ритмом в поэтических текстах А.С.Пушкина.
Знать теоретико-литературные понятия рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), ритм, стопа.
Понимать разницу между прозаической и стихотворной речью.
Уметь создавать собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме).
Задание 1-2 (с. 116). Чтение статьи «О сказках Пушкина» (с.117-118).



29.
О сказках А.С.Пушкина.
Урок развития речи.
Статья С.Я.Маршака «О сказках Пушкина» (с. 114-115). Представление любимых сказочных героев из произведений А.С.Пушкина, их характеристика.
Описание рисунков и обсуждение иллюстраций к сказкам.
Чтение и обсуждение творческих работ.
Знать сюжеты и содержание сказок А.С.Пушкина.
Понимать идейные особенности сказок, их связь с народной моралью. Уметь сопоставлять литературные произведения с иллюстрациями к ним; использовать теоретико-литературные понятия в речи; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения.
Чтение статьи «Русская литературная сказка», вопросы к ней (с. 119), прочитать сказку А.Погорельского.



30.
Русская литературная сказка. А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».
Урок-беседа.
Биографическая справка об А.Погорельском.
Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке.

Знать сведения о жизни и творчестве А.Погорельского (кратко).
Понимать отличие литературной сказки от народной; основную мысль сказки.
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов.
Пересказ эпизодов сказки.



31.
А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».
Урок-беседа.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Словарная работа.
Знать сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители».
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов.
Задание 3 (с, рубрика «Обогащайте свою речь»).



32.
А.Погорельский. Сказка «Черная курица, или Подземные жители».
Урок-беседа.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Словарная работа.
Знать сюжет и содержание сказки «Черная курица, или Подземные жители».
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять литературное произведение с иллюстрациями к нему; выяснять значение незнакомых слов.
Подготовиться к защите проектов.



33.
Проект «Иллюстрации к сказке А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители».
Урок защиты проектов.
Художники-иллюстраторы сказки А.Погорельского.
Осуществлять поиск информации в соответствии с учебной задачей, интерпретировать и представлять ее в устной или письменной форме.
Чтение сказки В.М. Гаршина «Attalea princeps».



34.
В.М.Гаршин.
Сказка «Attalea
Princeps».
Урок-беседа.
Слово о В.М.Гаршине. Героическое и обыденное в сказке «Attalea princeps». Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Знать сведения о жизни и творчестве В.М.Гаршина (кратко); отличительные черты литературной сказки; сюжет и содержание сказки «Attalea princeps».
Понимать жизнеутверждающий пафос сказки «Attalea princeps»; роль иронии в произведении.
Выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.
Выразительно читать стихотворение Лермонтова «Бородино».
Задание 3 (с.151).



35.
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино».
Урок изучения нового материала.
Слово о М.Ю.Лермонтове. Сообщение о селе Тарханы (рубрика «Литературные места России», с. 303-304). Историческая основа стихотворения «Бородино». Сюжет, композиция, особенности повествования. Патриотический пафос произведения.
Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова (кратко); содержание стих. «Бородино».
Понимать патриотический пафос стихотворения; отношение автора к событиям и героям.
Выразительно читать стихотворение; характеризовать героев и их поступки; составлять план стих.; выяснять значение незнакомых слов.
Составление плана стихотворения, вопросы и задания 1-7, 9 (с. 155).



36.
Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».
Урок-практикум.
Особенности жанра (баллада). Теоретико-литературные понятия баллада, диалог, монолог, строфа, патетика, авторский голос.
Изобразительно-выразительные средства (сравнение, метафора, эпитет, гипербола, звукопись), их роль в стихотворении.
Понимать нравственную проблематику произведения.
Пересказывать и выразительно читать стихотворение наизусть; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в поэтическом тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Читать повесть Н.В.Гоголя «Заколдованное место». Задание 2 (с.158).



37.
Н.В.Гоголь. Повесть «Заколдованное место».
Урок изучения нового материала.
Слово о Н.В.Гоголе.
Чтение вступительной статьи о писателе (с. 173-174).
История создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Чтение повести «Заколдованное место».
Сюжет и герои произведения. Национальный колорит повести.
Знать сведения о детских и юношеских годах Н.В.Гоголя, его увлечениях; историю создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Понимать лексику повести «Заколдованное место».
Выразительно читать фрагменты повести; давать развернутые ответы на вопросы по прочитанному произведению.
Вопросы и задания 1-3 (с. 169),
1-2 (с. 170).



38.
Своеобразие повести Н.В.Гоголя «Заколдованное место».
Комбинированный урок.
Фольклорные традиции в создании образов.
Реальное и фантастическое, трагическое и комическое в повести.

Знать сюжет и содержание повести «Заколдованное место».
Понимать роль фантастики и юмора в повести.
Пересказывать повесть; выразительно читать текст по ролям; характеризовать героев и их поступки.
Чтение и пересказ повести «Страшная месть».



39.
Н.В.Гоголь. Повесть «Страшная месть».
Урок внеклассного чтения
Чтение повести «Страшная месть». Сюжет и герои произведения.
Чтение статьи «Из воспоминаний современников о Н.В.Гоголе».
Знать сюжет и содержание повести «Страшная месть».
Пересказывать повесть; выразительно читать текст; характеризовать героев и их поступки.
Выразительное чтение стихотворения Н.А.Некрасова «На Волге».



40.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «На Волге».
Урок изучения нового материала.
Слово о Н.А. Некрасове. История создания стихотворения «На Волге». Картины природы и жизнь народа в стихотворении. Раздумья поэта о судьбе народа.
Подневольный труд, социальная несправедливость. Картина И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».
Знать сведения о детских и юношеских годах Н.А. Некрасова; историю создания стихотворения «На Волге». Понимать сочувственный пафос и нравственную проблематику стихотворения.
Выразительно читать произведение; прослеживать изменение настроения в стихотворении; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Выразительное чтение наизусть фрагмента стихотворения, чтение отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Мороз, Красный нос».



41.
Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
Урок изучения нового материала.
Традиции народной поэзии в поэме «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.
Прослушивание отрывка из поэмы в актерском исполнении, обсуждение.
Знать содержание отрывка «Есть женщины в русских селеньях...». Понимать отношение автора к героине; как создается собирательный образ русской женщины.
Выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять поэму с фольклорными произведениями.
Чтение стихотворенияН.А.Некрасова «Крестьянские дети», вопросы и задания (с. 186-187).



42.
Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети».
Урок-
практикум.
Образы крестьянских детей и средства их создания.
Речевая характеристика героев. Роль диалогов.
Своеобразие языка поэмы. Словарная и орфоэпическая работа.
Знать содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети».
Понимать отношение автора к героям. Выразительно читать отрывок из поэмы; сопоставлять произведения литературы и живописи; находить в тексте изобразительно - выразительные средства и определять их роль.
Чтение рассказа И.С.Тургенева «Муму», сообщения о детстве писателя, об истории создания рассказа «Муму».



43.
И.С.Тургенев. Рассказ «Муму».
История создания рассказа.
Урок изучения нового материала.
Слово об И.С.Тургеневе (сообщения учащихся).
Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново (рубрика «Литературные места России», с. 304-306).
История создания рассказа «Муму».
Быт, обычаи и нравы дореформенной России. Портрет главного героя: богатырский облик.
Знать сведения о семье, детстве и начале литературной деятельности И.С. Тургенева; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Муму».
Понимать характер отношений между людьми в крепостной России; способы создания образа героя.
Уметь выступать с сообщениями на литературную тему.
Задание на с.189.



44.
Комментированное чтение рассказа «Муму».
Комбинированный урок
Комментированное чтение рассказа.
Герасим и дворня.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.
Пересказ эпизодов рассказа.



45.
Комментированное чтение рассказа «Муму».
Комбинированный урок
Работа над характеристиками главных героев.
Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.
Пересказ эпизодов рассказа.



46.
Духовные и нравственные качества героя.
Урок-беседа.
Отношения Герасима и Татьяны.
Контрастное изображение героев.
Нравственное превосходство Герасима.
Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Составление плана «История Муму».



47.
Герасим и Муму.
Урок-беседа.
Обсуждение планов фрагмента рассказа.
Значение образа Муму.
Счастье Герасима и причина недолговечности этого счастья.
Образ барыни и его значение.
Осуждение крепостничества в рассказе.
Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям и их поступкам.
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживать изменения в характере героя; выяснять значение незнакомых слов.
Вопросы и задания
1-10(с. 223-224).



48.
Смысл финала рассказа.
Урок-беседа.
Чтение и обсуждение фрагмента статьи «Загадка фигуры немого Герасима» (с. 243).
Символическое значение образа Герасима.
Значение образов природы в рассказе.
Изобразительно-выразительные средства, их роль в произведении.

Знать теоретико-литературные понятия сравнение, гипербола; сюжет и содержание рассказа.
Понимать позицию автора, его сочувственное отношение к герою; основную мысль произведения.
Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; прослеживать изменения в характере героя; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно и последовательно доказывать свою точку зрения.
Задания на с.224, задание 5 (с.225).



49.
Р/р. Подготовка к сочинению по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Урок развития речи.
Обсуждение тем сочинения:
1.Как изменила Герасима история с Муму?
2.Как автор относится к своему герою? Составление плана, подбор материалов. Портрет, интерьер, пейзаж как средства характеристики героя. Понятие о литературном герое.
Знать сюжет и содержание рассказа; теоретико-литературные понятия интерьер, пейзаж, портрет, литературный герой.

Составить план сочинения; подобрать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).



50.
Р/р. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
Урок развития речи.
Написание творческой работы на заданную тему.
Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении.
Сообщение о А.А.Фете. Выразительно читать стихотворения (с.226-228).



51.
«Чудные картины» А.А.Фета.
Урок изучения нового материала.
Слово об А.А.Фете.
Основные мотивы лирики поэта.
Средства создания образов родной природы в стихотворениях «Чудная картина...», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая...». Смена картин природы в стихотворении «Весенний дождь».
Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы.
Знать сведения о жизни и творчестве А.А.Фета (кратко); содержание стихотворений поэта; одно стихотворение наизусть.
Выразительно читать стихотворения; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; использовать теоретико-литературные понятия в речи.
Чтение рассказа Л.Н.Толстого
«Кавказский
пленник». Задание 2 на с.230. Пересказ статьи на с.230-231.



52.
Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Слово о Л.Н.Толстом.
Роль Ясной Поляны в жизни и творчестве писателя.
Историческая основа и сюжет рассказа «Кавказский пленник».
Определение автором жанра быль.
Простота и ясность языка писателя.
Знать сведения о жизни и творчестве Л.Н.Толстого (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Кавказский пленник».
Понимать отношение автора к героям и их поступкам.
Пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.
Пересказ статьи на с.230-231.



53.
Комментированное чтение 1, 2 глав рассказа «Кавказский пленник».
Комбинированный урок
Чтение 1, 2 глав рассказа «Кавказский пленник».
Обучение аналитическому пересказу.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.
Пересказ эпизодов рассказа.



54.
Комментированное чтение 3, 4 глав рассказа «Кавказский пленник».
Комбинированный урок
Чтение 3, 4 глав рассказа «Кавказский пленник».
Обучение аналитическому пересказу.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.
Пересказ эпизодов рассказа.



55.
Комментированное чтение 5, 6 глав рассказа «Кавказский пленник».
Комбинированный урок
Чтение 5, 6 глав рассказа «Кавказский пленник».
Обучение аналитическому пересказу.

Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать отношение автора к героям. Пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героев и их поступки.
Уметь строить развернутые высказывания на основе прочитанного; выяснять значения неизвестных слов.
Сопоставительная характеристика Жилина и Костылина.



56.
Жилин и Костылин.
Урок-практикум.
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.
Смысл названия рассказа. Отношения героев с горцами.
Отношение рассказчика к героям.
Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать смысл названия рассказа; позицию автора и его отношение к героям.
Уметь давать сравнительную характеристику героев; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.
Задание рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с. 276), описание иллюстраций к рассказу.



57.
Гуманистический характер рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Урок-практикум.
Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Описание иллюстраций, их сравнительная характеристика. Обсуждение тем сочинения:
1.Друзья и враги.
2.Разные судьбы.
3.Почему Жилина называли джигитом? Составление плана, подбор материалов.
Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать нравственную проблематику и гуманистическую направленность произведения.
Делать аналитический пересказ произведения; сопоставлять произведения литературы и живописи; составлять план и подбирать материалы по теме сочинения.
Составить план сочинения; подобрать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).



58.
Р/р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Урок развития речи
Написание творческой работы на заданную тему.
Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении.
Задание 2 (с.263).



59.
А.П.Чехов.
Рассказ «Хирургия».
Урок изучения нового материала.
Слово о А.П.Чехове. Чтение вступительной статьи о писателе (с. 277-279). Сообщение о городе Таганроге (рубрика «Литературные места России», с. 306-308). Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова.
Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации.
Речь персонажей как средство их характеристики.
Словарная работа.
Понятие о юморе и сатире.
Знать сведения о семье, детстве и юношеских увлечениях А.П.Чехова; историю создания, сюжет и содержание рассказа «Хирургия».
Понимать отношение автора к героям. Выразительно читать и пересказывать рассказ; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.
Вопросы и задания 1-5 (с. 268), чтение рассказов А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», «Письмо ученому соседу».



60.
Рассказы Антоши
Чехонте.
Урок внеклассного чтения.
Комментированное чтение статьи «О смешном в литературном произведении. Юмор» (с. 285).
Пересказ, чтение по ролям рассказов А.П.Чехова.
Средства юмористической и сатирической характеристики героев.
Знать сюжеты и содержание рассказов А.П.Чехова; теоретико-литературные понятия юмор, сатира.
Понимать роль изобразительно-выразительных средств в создании юмористических и сатирических образов.
Выразительно читать и инсценировать рассказы; характеризовать героев и их поступки.
Сочинение-миниатюра на тему «О чем заставляют задуматься рассказы А.П.Чехова?», выразительное чтение одного из стихотворений русских поэтов XIX века.



Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе

61.
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.
Урок внеклассного чтения.
Образы природы в русской поэзии.
Чувство родины и его связь с восприятием природы.
Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин.
Знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах.
Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Выразительное чтение наизусть одного из стихотворений русских поэтов XIX века.



62.
Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе.
Урок внеклассного чтения.
Образы природы в русской поэзии.
Чувство родины и его связь с восприятием природы.
Краткие сведения о поэтах. Средства создания образов родной природы в стихотворениях Ф.И.Тютчева, А.Н.Плещеева, И.С.Никитина, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова. Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы. Элементы анализа поэтического текста. Репродукции картин.
Знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родине, родной природе и о себе; одно стихотворение наизусть. Понимать значение изобразительно-выразительных средств в поэтических текстах.
Выразительно читать стихотворения наизусть; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Чтение статьи «Духовное родство со своей землей» (с. 283), чтение рассказа И.А.Бунина «Косцы».



Из русской литературы XX века

63.
И.А.Бунин. Рассказ «Косцы».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Слово об И.А.Бунине.
Чтение вступительной статьи о писателе (с. 3-4).
История создания рассказа «Косцы» (чтение воспоминаний писателя, с.9).
Человек и природа в рассказе И.А.Бунина. Особенности лиризма в произведении.


Знать сведения о детстве И.А.Бунина; сюжет и содержание рассказа «Косцы». Понимать роль автора-рассказчика; нравственную проблематику произведения; как создается собирательный образ родины в рассказе.
Находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать выразительность чтения; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Вопросы и задания 2 (с. 4), 1-3 (с.10), чтение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».



64.
В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе».

Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Уникальность личности В.Г.Короленко.
Чтение вступительной статьи о писателе (с. 11).
Жанр повести.
Понятие о композиции. Комментированное чтение повести «В дурном обществе».
Обучение аналитическому пересказу.

Знать сведения о жизни и творчестве В.Г.Короленко (кратко); сюжет и содержание повести «В дурном обществе».
Понимать позицию автора и его отношение к героям.
Уметь ориентироваться в тексте; выяснять значение незнакомых слов; анализировать текст; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Вопросы и задания 1, 3-4 (с. 48), 6-8, 10-11 (с. 49).



65.
Комментированное чтение 1, 2 глав повести «В дурном обществе».
Урок-беседа
Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.
Составление плана сообщения «Вася и его отец».
Знать жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении.
Понимать роль автора-рассказчика в повести.
Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Пересказ эпизода «Вася и его отец».



66.
Комментированное чтение 3, 4 глав повести «В дурном обществе».
Урок-беседа
Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.
«Дети подземелья», причины сближения их с Васей.
Знать жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении.
Понимать роль автора-рассказчика в повести.
Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Пересказ эпизода «Знакомство Васи с жителями подземелья».



67.
Комментированное чтение 5, 6 глав повести «В дурном обществе».
Урок-беседа
Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.
Понятие о способах создания образов (контрастное изображение, символ, детализированный портрет, пейзаж, диалог).
Знать жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении.
Понимать роль автора-рассказчика в повести.
Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Задание 2 (с.48).



68.
Комментированное чтение 7, 8 глав повести «В дурном обществе».
Урок-беседа
Комментированное чтение. Аналитический пересказ фрагментов повести.
Знать жанровые признаки повести; сюжет и содержание повести; способы создания образов в произведении.
Понимать роль автора-рассказчика в повести.
Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты повести; при обсуждении прочитанных произведений аргументированно доказывать свою точку зрения; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Задание 5, 9 (с.49).



69.
Р/р. Подготовка к сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Урок развития речи.
Обсуждение тем сочинения:
1.Васина дорога к правде и добру.
2.Дружба в повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе».
3.Что изменило отношения Васи и его отца? Составление плана, подбор материалов.
Развитие образа Васи в повести.
Дружба мнимая и истинная. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Знать этапы и приемы работы над сочинением.
Понимать позицию автора, ею сочувственное отношение к героям; гуманистическую направленность произведения; оптимистический характер концовки повести.
Составлять план и подбирать материалы по теме сочинения; прослеживать изменения в характере героя; сопоставлять произведения литературы и живописи.
Составить план сочинения; подобрать материалы к сочинению (герои, события, эпизоды).



70.
Р/р. Сочинение по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».
Урок развития речи.
Написание творческой работы на заданную тему.
Самостоятельно писать сочинение, связно и последовательно излагать свои мысли в сочинении.
Сообщение об А.И.Куприне, чтение рассказа «Чудесный доктор».



71.
А.И.Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».
Урок внеклассного чтения.
Слово о писателе А.И.Куприне.
Комментированное чтение рассказа «Чудесный доктор».
Аналитический пересказ фрагментов повести.
Смысл названия рассказа.
Доброта и сострадание, победа добра над злом.
Знать сведения о жизни и творчестве А.И.Куприна (кратко); историю создания, сюжет и содержание рассказа «Чудесный доктор».
Понимать отношение автора к героям и их поступкам.
Пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.
Сообщение о С.А.Есенине. Выразительно читать стихотворения.



72.
С.А.Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом...»,
«Низкий дом с голубыми ставнями...».
Урок-практикум.
Слово о С.А.Есенине.
Чтение вступительных статей о поэте (с. 47-48).
Сообщение о селе Константинове (рубрика «Литературные места России», с. 276-277).
Поэтическое изображение родной природы.
Образ малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины.
Своеобразие языка есенинской лирики.
Средства создания образов в стихотворениях С.А.Есенина.
Знать сведения о детстве и юности С.А.Есенина (кратко).
Понимать лирический пафос стихотворений поэта.
Выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; оценивать актерское чтение.
Вопросы и задания 3 (с. 53, рубрика «Фонохрестоматия»), 1-8 (с. 55), чтение сказа П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка».



73.
П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка».
Урок изучения нового материала.
Слово о П.П.Бажове.
Чтение вступительной статьи о писателе (с. 52-53). Выразительное комментированное чтение сказа «Медной горы Хозяйка».
Реальность и фантастика в сказе.
Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя, его стремление к мастерству.
Знать сведения о жизни и творчестве П.П. Бажова (кратко); сюжет и содержание сказа «Медной горы Хозяйка».
Выразительно пересказывать и анализировать фрагменты сказа; характеризовать героев и их поступки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании; выяснять значение незнакомых слов; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Задания 1-6, 1
(с. 68), чтение сказки К.Г.Паустовского «Теплый хлеб».



74.
К.Г.Паустовский. Сказка «Теплый хлеб».
Урок изучения нового материала.
Слово о К.Г.Паустовском. Беседа по произведениям писателя, прочитанным ранее.
История страны в сказке «Теплый хлеб».
Реальное и фантастическое в сказке.
Роль сил природы в сказке. Предостережение против «охлаждения сердца».
Доброта и сострадание, победа добра над злом.
Знать сведения о жизни и творчестве К.Г.Паустовского (кратко); сюжет и содержание сказки «Теплый хлеб». Понимать нравственную проблематику произведения.
Выразительно пересказывать фрагменты сказки; соотносить реальное и фантастическое в повествовании.
Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 82).



75.
В чем смысл названия сказки К.Г.Паустовского?
Урок-беседа.
Составление характеристики главного героя.
Знать сюжет и содержание сказки «Теплый хлеб».
Выразительно пересказывать фрагменты сказки.
Чтение рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».



76.
К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Природа и человек в рассказе «Заячьи лапы».
Бережное отношение ко всему живому.
Средства создания образов в рассказе.
Речевая характеристика персонажей.
Знать сюжет и содержание рассказа «Заячьи лапы».
Понимать роль природы в жизни человека.
Выразительно пересказывать фрагменты рассказа; выяснять значение незнакомых слов; оценивать актерское чтение; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Задания рубрики «Обогащайте свою речь» (с. 89), чтение пьесы-сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».



77.
С.Я.Маршак. Драматическая сказка «Двенадцать месяцев».
Урок изучения нового материала.
Слово о С.Я. Маршаке.
Беседа по произведениям писателя для детей.
Драма как род литературы (начальные представления). Особенности жанра произведения «Двенадцать месяцев».
Связь пьесы-сказки с фольклором.
Знать сведения о жизни и творчестве С.Я.Маршака (кратко); сюжет и содержание пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»; признаки драмы как рода литературы.
Понимать позицию автора и его отношение к героям.
Уметь объяснять жанровые особенности произведения; выяснять значение незнакомых слов.
Вопросы и задания 3-5 (с. 107), 1-7 (с. 107-108, рубрика «Фонохрестоматия»).



78.
Фантастическое и реальное в пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев».
Комбинированный урок.
Фантастическое и реальное в пьесе-сказке.
Положительные и отрицательные герои.
Речевая характеристика персонажей.
Победа добра над злом -традиция русских народных сказок.
Чтение статей «Прочитайте, это интересно!», «Сказки народные и литературные» (с. 99-102).
Знать сюжет и содержание пьесы-сказки.
Понимать сходства и различия между народной и литературной сказками; нравственную проблематику произведения.
Выразительно читать пьесу по ролям; соотносить реальное и фантастическое в произведении; характеризовать героев и их поступки; при обсуждении прочитанного произведения аргументированно доказывать свою точку зрения.
Творческое задание (с. 111), чтение рассказа А.П.Платонова «Никита».



79.
А.П.Платонов. Рассказ «Никита».
Урок изучения нового материала.
Слово об А.П.Платонове. Комментированное чтение рассказа «Никита».
Реальность и фантастика в рассказе.
Развитие представлений о фантастике.
Единство главного героя с природой, одухотворение природы.
Составление плана рассказа.
Знать сведения о детстве и начале литературной деятельности А.П.Платонова; сюжет и содержание рассказа «Никита».
Понимать, как преображается реальный мир в сознании ребенка. Уметь соотносить реальное и фантастическое в произведении; выделять эпизоды рассказа и составлять его план
Задания рубрики «Совершенствуйте свою речь» (с.122).



80.
Рассказ «Никита». Душевный мир мальчика.
Урок-беседа.
«Доброе сердце» Никиты. Оптимистическое восприятие окружающего мира героем.
Жизнь как борьба добра и зла.
Мирный труд - условие счастья.
Речевая характеристика героев.
Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать нравственную проблематику произведения; отношение автора к героям.
Выразительно читать фрагменты рассказа; характеризовать героев и их поступки.
Чтение рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».



81.
В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».
Урок изучения нового материала.
Слово о В.П.Астафьеве. Сообщение о деревне Овсянке (рубрика «Литературные места России», с. 278). Автобиографичность рассказа «Васюткино озеро», история его создания.

Знать сведения о детстве и начале литературной деятельности В.П.Астафьева; теоретико-литературное понятие автобиографическое произведение; сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».
Понимать, как формировался характер героя.
Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; выяснять значение незнакомых слов; создавать устные картины.
Вопросы
и задания 1-5 (с. 152, рубрика «Обогащайте свою речь»).



82.
Комментированное чтение рассказа «Васюткино озеро».
Комбинированный урок.
Чтение рассказа «Васюткино озеро».
Аналитический пересказ фрагментов рассказа.
Знать сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».
Понимать, как формировался характер героя.
Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки.
Пересказ рассказа.



83.
Комментированное чтение рассказа «Васюткино озеро»
Комбинированный урок.
Чтение рассказа «Васюткино озеро».
Аналитический пересказ фрагментов рассказа.

Знать сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».
Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; создавать устные картины.

Пересказ рассказа.



84.
Образ главного героя.
Урок-беседа.
Поведение героя в лесу.
Основные черты характера героя: мужество, бесстрашие, терпение, находчивость в экстремальных обстоятельствах.
Знать сюжет и содержание рассказа «Васюткино озеро».
Уметь пересказывать эпизоды рассказа; характеризовать героя и его поступки; составлять характеристику героя.

Вопросы 1-7 (с.152).



85.
Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Урок-беседа.
Понимание героем природы, его любовь к ней.
Следование «таежным законам».
Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Роль деталей в рассказе. Способы создания образа героя (пейзаж, метафоры, сравнения).
Образ Енисея.
Знать сюжет и содержание рассказа. Понимать необходимость изучения жизни природы, развития душевных и физических сил.
Уметь прослеживать изменения в поведении и характере героя; определять роль природы в произведении, способы ее изображения.
Задание 8
(с. 152). Чтение рассказа «Зачем я убил коростеля?».



86.
В.П.Астафьев. Рассказ «Зачем я убил коростеля?».
Урок внеклассного чтения.
Комментированное чтение рассказа «Зачем я убил коростеля?».
Аналитический пересказ фрагментов рассказа.
Смысл названия рассказа.
Доброта и сострадание, победа добра над злом; жестокость, необдуманность поступков.
Знать сюжет и содержание рассказа «Зачем я убил коростеля?».
Понимать отношение автора к героям и их поступкам.
Пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.
Написать отзыв о прочитанном рассказе.



87.
В.П.Астафьев. Рассказ «Белогрудка».
Урок внеклассного чтения.
Комментированное чтение рассказа «Белогрудка».
Аналитический пересказ фрагментов рассказа.
Доброта и сострадание, победа добра над злом; жестокость, необдуманность поступков.
Знать сюжет и содержание рассказа «Белогрудка».
Понимать отношение автора к героям и их поступкам.
Пересказывать текст; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; характеризовать героев и их поступки; выяснять значение незнакомых слов.
Письменно ответить на вопрос «Над чем заставляет задуматься рассказ «Белогрудка».



Поэты о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.)

88.
А.Т.Твардовский
«Рассказ танкиста».

Урок изучения
нового
материала.
Чтение и обсуждение статьи «Только доблесть бессмертно живет...» (с. 142-143).
Слово об А.Т.Твардовском. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. Жанровые особенности баллады «Рассказ танкиста». Война и дети - обостренно трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Знать сведения о жизни и творчестве А.Т.Твардовского (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Понимать нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов; отношение авторов к героям. Выразительно читать стихотворения; сопоставлять произведения литературы и живописи; объяснять жанровые особенности произведений.
Вопросы и задания 1-3 (с. 159, рубрика «Совершенст-вуйте свою речь»).



89.
К.М.Симонов
«Майор привез
мальчишку на лафете...»
Урок изучения
нового
материала.
Слово о К.М.Симонове. Стихотворение «Майор привез мальчишку на лафете...». Образ «седого мальчишки». Торжественный слог стихотворения.


Знать сведения о жизни и творчестве К.М.Симонова (кратко); содержание стихотворений о Великой Отечественной войне. Понимать нравственную проблематику и патриотический пафос поэтических текстов. Выразительно читать стихотворения.
Выразительно читать стихотворение.



Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе

90.
Писатели и поэты XX века о Родине, родной природе и о себе.

Урок- практикум.
Стихотворные лирические произведения о родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения настроения. Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России.
Сравнительный анализ стихотворений Д.Б.Кедрина и А.А.Прокофьева.
Богатство изобразительно-выразительных средств в создании картин природы.
Знать содержание стихотворений поэтов XX века; одно стихотворение наизусть.
Понимать лирический пафос стихотворений.
Выразительно читать стихотворения; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Выразительное чтение любимого стихотворения о Родине, природе писателей XX века.



91.
Р/р. Моё любимое стихотворение о Родине, природе писателей XX века.
Урок развития речи.
Выразительное чтение.
Уметь выразительно читать лирические произведения.
Чтение рассказов С.Черного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».



Писатели улыбаются

92.
Саша Черный «Кавказский
пленник», «Игорь-
Робинзон».

Урок изучения
нового
материала.
Слово о С.Черном.
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Роль игры в формировании личности ребенка. Мир природы в рассказах С.Черного.
Значение названий рассказов. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в рассказах С.Черного.
Знать сведения о жизни и творчестве С. Черного и Ю.Ч.Кима (кратко); содержание рассказов С.Черного и песен Ю.Ч.Кима.
Понимать роль деталей, пейзажа, интерьера в рассказах; юмористический пафос произведений.
Уметь сопоставлять литературные произведения друг с другом; характеризовать героев и их поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Дополнительный материал по творчеству
Ю.Ч.Кима.
Выразительное чтение стихотворения «Рыба-кит».



93.
Ю.Ч.Ким «Рыба-кит».
Урок изучения
нового
материала.
Слово о Ю.Ч.Киме.
Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Развитие понятия о юморе. Способы создания юмористического в песнях Ю.Ч.Кима.
Знать сведения о жизни и творчестве Ю.Ч.Кима (кратко); содержание песен Ю.Ч.Кима.
Понимать роль деталей, пейзажа; юмористический пафос произведений.
Уметь находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Сообщение о
Д.Дефо.
Прочитать отрывки из романа «Робинзон Крузо».



Из зарубежной литературы

94.
Д.Дефо «Робинзон Крузо».
Урок изучения
нового
материала.
Слово о Д.Дефо.
Особенности повествования в романе «Робинзон Крузо». Характер героя: смелость, мужество, находчивость, несгибаемость перед жизненными обстоятельствами.
Вера в разум человека.
Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Роль дневника героя.
Робинзон как вечный образ литературы.
Знать сведения о жизни и творчестве Д.Дефо (кратко); сюжет и содержание романа «Робинзон Крузо».
Понимать нравственную проблематику романа «Робинзон Крузо»; отношение автора к героям; роль природы в произведении.
Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; прослеживать изменения в поведении и характере героя.
Выразительно читать балладу Стивенсона «Вересковый мед».



95.
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Баллада как жанр литературы. Творческая история баллады Стивенсона «Вересковый мед». Характеристика героев. Элементы лингвистического анализа текста.
Словарная работа.
Составление плана баллады.
Знать сюжет и содержание баллады Стивенсона «Вересковый мед»; признаки жанра баллады. Понимать лексику баллады; роль звукописи в тексте.
Выразительно читать и пересказывать балладу; находить в тексте признаки жанра баллады; характеризовать героев и их поступки; составлять план произведения.
Читать сказку Х.К.Андерсена «Снежная королева».



96.
Х.К.Андерсен «Снежная королева». Сюжет и герои сказки.

Урок изучения нового материала, урок – беседа.

Особенности сюжета и композиции сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».
Реальное и фантастическое в сказке.
Выборочный пересказ. Кай и Герда.
Мужественное сердце Герды. Поиски Кая.

Знать сведения о жизни и творчестве Х.К.Андерсена (кратко); сюжет и содержание сказки «Снежная королева».
Понимать отличие литературной сказки от народной; роль деталей, пейзажа, фантастических образов в произведении; отношение автора к героям.
Выразительно пересказывать текст, характеризовать героев и их поступки.
Чтение статьи С.Я.Маршака «Мастер снов и сказок» (с. 249-250). Задания 1, 4 (с.250).




97.
Комментированное чтение 1-3 глав сказки «Снежная королева».
Урок-беседа.
Чтение сказки «Снежная королева».
Аналитический пересказ фрагментов сказки.
Знать сюжет и содержание сказки «Снежная королева».
Понимать, как формировались характеры героев.
Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки.
Пересказ 1-3 глав сказки.



98.
Комментированное чтение 4-5 глав сказки «Снежная королева».
Урок-беседа.
Чтение сказки «Снежная королева».
Аналитический пересказ фрагментов сказки.
Знать сюжет и содержание сказки «Снежная королева».
Понимать, как формировались характеры героев.
Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки.
Пересказ 4-5, 6-7 глав сказки.



99.
Комментированное чтение 6-7 глав сказки «Снежная королева».
Урок-беседа.
Чтение сказки «Снежная королева».
Аналитический пересказ фрагментов сказки.
Знать сюжет и содержание сказки «Снежная королева».
Понимать, как формировались характеры героев.
Уметь пересказывать эпизоды сказки; характеризовать героев и их поступки.
Чтение отрывка романа «Приключения Тома Сойера».



100.
М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Урок-беседа.

Слово о М.Твене.
Чтение вступительной статьи о писателе (с. 241-242).
Роман «Приключения Тома Сойера».
Том и Гек, дружба мальчиков.
Игры, забавы, находчивость, предприимчивость.
Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями.
Том и Бекки, их дружба. Внутренний мир героев М.Твена.
Знать сведения о жизни и творчестве М.Твена (кратко).
Знать сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера».
Понимать юмористический пафос произведения.
Уметь выразительно пересказывать текст; характеризовать героев и их поступки.

Задания 2, 4 (с. 268), 1-4 (с.268, рубрика «Фонохрестоматия»).



101.
М.Твен «Приключения Тома Сойера».
Урок-беседа.

Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным.
Юмор и ирония в романе. Приемы иронии (повторы, нагнетания, неожиданности, контрасты).
Знать сюжет и содержание романа «Приключения Тома Сойера».
Понимать юмористический пафос произведения.
Уметь выразительно пересказывать текст; оценивать отношение автора к героям; характеризовать героев и их поступки.

Чтение рассказа Джека Лондона «Сказание о Кише».



102.
Джек Лондон «Сказание о Кише».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Слово о Джеке Лондоне.
Чтение вступительной статьи о писателе (с. 258-259).
Тема взросления подростка в «Сказании о Кише».
Уважение взрослых.
Характер мальчика: смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства.
Знать сведения о жизни и творчестве Джека Лондона (кратко); сюжет и содержание «Сказания о Кише».
Понимать позицию автора и его отношение к герою.
Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль.
Вопросы и задания 1-5 (с. 280), характеристика героя.



103.
Джек Лондон «Сказание о Кише».
Урок изучения нового материала, урок-беседа.
Особенности жанра, мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Изобразительно-выразительные средства, их роль в рассказе. Составление цитатного плана рассказа.
Знать сюжет и содержание «Сказания о Кише».
Понимать позицию автора и его отношение к герою.
Выразительно пересказывать текст; характеризовать героя и его поступки; находить в тексте изобразительно-выразительные средства и определять их роль; составлять цитатный план рассказа.
Чтение статьи на с.281-283, задания 1-3 (с.283-284).



104.
Итоговый урок.
«Книги, которые я буду читать летом».
Урок повторения и обобщения изученного.
Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним.
Выставка сочинений и рисунков.
Знать содержание и героев прочитанных произведений.
Уметь пересказывать прочитанные произведения и их отдельные эпизоды; анализировать поэтические и прозаические тексты; характеризовать героев и их поступки; строить развернутые высказывания на основе прочитанного; аргументировать свою точку зрения.
Список литературы для чтения летом.



105.
Резервный урок.

















13PAGE 144215




15