Статья Здоровье школьника и формирование личностных УУД как условие и результат предметного обучения в ОУ

Попов Владимир Викторович,
учитель химии и географии
МБОУ «Котельская СОШ»

Здоровье школьника и формирование личностных УУД как условие и результат предметного обучения в общеобразовательном учреждении.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема нервно-психических расстройств и эмоционального перенапряжения, проблема сформированности личностных УУД. Так, футурологи уже называют нынешний XXI век «веком депрессии». Неумение властвовать собой, спокойно встречать отказы, запреты, требования, сложности и трудности жизни не позволяет многим людям жить, учиться и работать по-человечески. Неумение преодолевать стрессы и неприятности, неспособность преодолевать чувство собственной неполноценности и незначительности, правильно выражать свои чувства и управлять собой и своим поведением не дают им возможности уходить от конфликтов, от приобщения к азартным играм, от виртуального мира компьютерных игр, от употребления токсических и наркотических веществ, от саморазрушающего поведения.
Обозначенная проблема характерна и для современной школы, которая является открытой социально-педагогической системой. Так, данные о состоянии здоровья учащихся говорят о том, что в массовой школе увеличивается число детей с различными пограничными отклонениями, в т.ч. и психическими. В школе присутствуют дети, которых называют «трудными». Присутствуют дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, дети с неадекватной самооценкой. Дети, которые не могут и не умеют ориентироваться в океане информации. При обучении таких учащихся учебным предметам возникает ситуация, которую лучше всего, как нам представляется, охарактеризовал наш русский психотерапевт, создатель собственной психотерапевтической школы, М.Л. Покрасс (г. Самара): «Много времени и сил уходит у подростков на демонстрацию состоятельности, самоутверждение в чужих и своих глазах, на «кураж», в ущерб содержательному движению. Неудачи в доказательстве самим себе своей состоятельности приводят подростков к потере интереса к деятельности (творчеству), к отказу от неё». Ребята подменяют содержательное поведение демонстрацией полученных знаний, умений, навыков. Во время урока такие ребята ориентированы не на решение учебных задач, а на списывание и подсказки. Такие ребята даже интересный и увлекательный материал начинают воспринимать как развлекательный.
Как видим, перед учителем-предметником стоит задача усиления личностных ресурсов учащихся, тех ресурсов личности, которые помогли бы ученику нормализовать психическое состояние и включиться в творческую работу на уроке. Как нам представляется, процесс обучения станет более эффективным, если он будет направлен на формирование у школьников адаптационных умений, умений опираться на самого себя в преодолении трудностей (а не за счёт своего ближайшего окружения или психоактивных веществ). Придание обучению психопрофилактических и психотерапевтических функций предотвратит развитие невротической личности в школе, усилит и гармонично соединит в себе образовательную, развивающую и воспитательную цель этого процесса. Будет способствовать формированию у школьников личностных УУД.
Как отмечает Н.К. Смирнов, один из ведущих специалистов в области здоровьесберегающих образовательных технологий, тенденции развития науки и практики таковы, что уже в рамках самостоятельного междисциплинарного направления – педагогической психологии здоровья выделяют отдельные разделы. Это педагогическая психогигиена, прицельно рассматривающая вопросы профилактики школьных стрессов, предупреждения дидактогений, возможности учебного заведения по предупреждению формирования у ребят зависимостей (химических и социально психологических), тенденций к саморазрушающему поведению. Второй раздел - это педагогическая психотерапия, нацеленная на разработку и применение приемов и методов психологической поддержки учителем своих учеников, помощи им в преодолении дискомфортных состояний, возникающих на уроках.
Однако, по нашему мнению, в психолого-педагогической литературе недостаточно прорабатывается вопрос о самом понятии психического здоровья школьника как условия и результата предметного обучения. Вопрос о том, как реализовать психотерапевтическую функцию во всех дидактических компонентах процесса обучения: в комплексе задач, содержании обучения, в системе методов, форм, средств обучения.
Считается, что дать точное определение понятию «психическое здоровье» - задача, которую невозможно решить. Тем не менее, свои представления о здоровой, зрелой, хорошо адаптированной личности высказывают многие философы и ученые. В понятие здоровой личности они вкладывают, по сути, представления о духовно-нравственном, эмоциональном, личностном, умственном компонентах здоровья, т.е. в совокупности о психическом здоровье и сформированных личностных УУД.
Напомним, личностные УУД - это личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»), смыслообразование (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
С другой стороны, как указывает В.Г. Казанская, сам термин «психическое здоровье» принадлежит одному из основателей гуманистического направления в психологии А. Маслоу. По его мнению, человек, не имеющий отклонений от нормы, полностью использует свои способности, реализует свои потенции. Характерными чертами здоровой, «самоактуализированной» личности являются такие черты, как более эффективное восприятие реальности; приятие себя, других и природы; непосредственность, простота и естественность, центрированность на проблеме, независимость, автономность, свежесть восприятия, демократичный характер, интерес к другим людям и умение выстраивать межличностные отношения; философское чувство юмора, креативность.
В представлениях К. Ясперса, немецкого психиатра и философа, представителя экзистенциального направления, здоровье - это способность реализовать “естественный и врождённый потенциал человеческого призвания”. Это обретение человеком своей самости, реализация “Я”, полноценная и гармоничная включённость в сообщество людей.
В современной литературе помимо понятия психическое здоровье встречается термин психологическое здоровье (Смирнов Н.К., Федоренко Л.Г. и др.). Однако, целесообразность введения подобной терминологии, нам представляется сомнительной. Во-первых, противопоставляется медицинский подход к феномену здоровья психологическому, что может усугубить напряжённое и неправильное отношение педагогического и родительского сообщества к врачам-психиатрам, психологам и самим обучающимся с ЗПР, к учащимся с несформированными личностными УУД. Во-вторых, из-за несвоевременного обращения к врачу психические нарушения будут не распознаваться и останутся без лечения или будут подвергаться не всегда адекватной психотерапии неспециалиста (психотерапевт – это медицинская, а не психологическая или педагогическая специальность).
По нашему мнению, к определению круга задач учителя, воспитателя, психолога при обращении к понятию психического здоровья можно подойти с двух сторон – со стороны условия и со стороны результата своей профессиональной деятельности.
Существует взаимосвязь между утратой человеком своей общественной функции, умением адаптироваться в обществе, уровнем развития когнитивной и поведенческой сферы (у школьника это затрагивает дисциплину, успеваемость, эмоциональную комфортность и др.) и психическими заболеваниями. Исходя из этого положения, мы считаем, что при возникновении проблемной ситуации учитель, классный руководитель, психолог должны корректно разъяснить родителям ребёнка специфику психических расстройств и заболеваний и предложить им обследовать ребёнка у врача-психиатра. Важен не медицинский диагноз «здоров – болен», а сам факт посещения врача. В этом и заключается самая первая психопрофилактическая и психотерапевтическая задача учителя. Появляется уверенность, что ребёнок не останется без лечения.
Все остальные задачи учителя-предметника, на наш взгляд, вытекают из предпосылки осмысления психического здоровья школьника как результата профессиональной деятельности. Мы убеждены, что при правильной организации система предметного обучения оздоровляет психику, обеспечивает её гармонию. Важным шагом в этом направлении может стать другой подход к постановке целей и задач, когда кроме развивающей, обучающей и воспитательной задач урока, будет выделяться и задача, связанная с личностным ростом ученика, с формированием личностных УУД. Эта цель будет звучать как вовлечение в самоактуализацию, будет реализовываться через увлечённость значимой деятельностью.
Карл Роджерс, основоположник гуманистической педагогики, выделяет три условия, необходимых для вовлечения в самоактуализацию, активизации значимого учения. Это так называемая триада фасилитирующих установок, в которую входят конгруэнтность, позитивное принятие учащихся и эмпатия. Конгруэнтность означает установку на подлинность, открытость, честность. Позитивное принятие учащихся означает педагогический оптимизм, т.е. уверенность учителя в возможностях и способностях каждого ученика. Эмпатия – это видение учителем внутреннего мира и поведения каждого учащегося с его внутренней позиции, как бы его глазами.
Соблюдение описанных условий, как нам представляется, предупреждает возможную психическую травматизацию на уроке, возникновение дидактогений, невротических реакций и невротическое развитие личности учащегося. Обеспечивает и выбор методов обучения, форму проведения урока. Достаточно спросить себя, а актуален ли такой метод и такая форма проведения урока для данной группы учащихся в данный момент времени. Такой подход предполагает умение воспринимать учащихся в качестве субъектов деятельности, познания и общения, т.е. соответствует личностно-ориентированному обучению.
Как нам представляется, выделение задачи по вовлечению учащихся в самоактуализацию соотносится и с одним из современных способов фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника – с формированием и использованием «портфолио» ученика. Ведь, одна из целей портфолио - представить отчёт по процессу образования подростка, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретённые знания и умения.
Таким образом, нами показано, что у и обычного учителя-предметника обычной школы имеются возможности в решении одной из актуальных проблем современного общества – проблемы неврозов, проблемы сохранения психического здоровья подрастающего поколения, проблемы формирования личностных УУД.


Список литературы.

1) Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006
2) Гун Г.Е., Лисицын С.А. Управление современной школой. Кн. 3: Школа здоровья: теория, программы, проекты развития. – СПб.: ЛОИРО, 2003
3) Казанская В.Г. Педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2003
4) Карл Ясперс. Общая психопатология. Пер. с нем. – М.: Практика, 1997
5) Покрасс М.Л. Терапия поведением. – Самара: Изд. Дом “БАХРАХ”, 1997
6) Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005
7) Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.: КАРО, 2003
8) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997