Статья на тему «Внутренняя система оценки качества образования как фактор повышения успеваемости обучающихся»


Тема: «Внутренняя система оценки качества образования как фактор повышения успеваемости обучающихся».
В учебниках педагогики под оценкой понимается процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка же является результатом этого процесса. Отметка, которой приписывается невинная роль простого отражения и фиксатора результатов оценивания, на практике становится для ребенка источником радости или серьезных потрясений.
Внутренняя оценка, выставляемая педагогом, и школой, выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах, самооценки учащихся, в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьным психологом, в промежуточной и итоговой оценках учащихся и в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс.Функции внутренней оценки:
Во-первых, обеспечить обратную связь, информируя:
-учеников и их родителей о продвижении в освоении программы, об их сильных и слабых сторонах;
-учителей об эффективности их педагогической деятельности.
Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся; ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны и т.д.
Любой вид оценки создает определенный эмоциональный фон и вызывает соответствующую реакцию ученика. Оценка может вдохновить, поддержать, а может и огорчить, усугубить низкую самооценку. Т.о., оценка не только изменяет знания, соотносит их с требованиями программы и образовательного стандарта, но и мотивирует и стимулирует познавательную деятельность ученика и способствует формированию адекватной самооценки. Проверка и оценивание знаний на уроках английского языка должны быть систематическими, индивидуальными и объективными.
В современной педагогической и методической литературе можно встретить следующие формы контроля:
-устный контроль (опрос)
-письменный контроль
-тестирование
Опрос-это хорошо известная, широко распространенная форма контроля, вариант текущей проверки, органически связанной с ходом урока.
Главная отличительная черта теста - объективность, в отличие от традиционной контрольной работы, оценка за которую всегда субъективна, поскольку основана на впечатлении учителя.
Учитель в своей практике может применить любой способ оценивания знаний, главное, чтобы он способствовал повышению познавательной активности и мотивацию к изучению английского языка у учеников.
На уроках английского языка перечень видов и форм учебных работ, которые могут свидетельствовать о результатах учебной деятельности и подлежат оценке, уже давно является очень широким и разнообразным. В их число входят:
-индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
-результаты тестирования;
-домашние задания;
-мини-проекты и презентации;
-разнообразные тексты;
-подборки информационных материалов, а также
-разнообразные инициативные творческие работы.
Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся и могут вырабатываться ими совместно.
Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Самооценка учащихся собственной урочной и внеурочной деятельности является важным аспектом оценивания. Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности. Необходимо приучение ребенка к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, эта оценка самая важная, так как она позволяет двигаться дальше самостоятельно, а не оглядываться на окружаюжих: а что они скажут, как оценят мои действия.
При соблюдении грамотно выстроенной системы контроля наблюдается:
-дисциплинированность в плане подготовки домашнего задания;
-повышение успеваемости учащихся;
-возрастает стремление получения оценки у каждого ученика;
-повышается интерес к предмету;
-возрастает пунктуальность ученика;
-достаточно интересный контроль приводит к снижению напряжения.
Проблема оценивания деятельности учащихся была и будет всегда актуальной.