Пректно-исследовательская деятельность учащихся как условие повышения качества образования

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КРУТОВСКАЯ ШКОЛА»






Проектно-исследовательская
деятельность учащихся основной школы как условие повышения
качества образования


д о к л а д



Колесникова Валентина Ивановна,
учитель математики муниципального
общеобразовательного учреждения
«Основная общеобразовательная
Крутовская школа»






2017г
«Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность»
Бернард Шоу
Для современного общества умение самостоятельно добывать знания и совершенствовать их гораздо важнее прочности приобретаемых знаний. Организация проектно – исследовательской деятельности в школе способствует развитию познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, формированию мотивации обучения. Если ученик приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях.
Проектная работа дает возможности для самореализации и самопрезентации учащихся перед одноклассниками и взрослыми. В работе над проектом востребованными оказываются различные способности и личностные качества ребенка. Если же проект носит индивидуальный характер, то это возможность для каждого ребенка работать в собственном режиме, благоприятном для него темпе.
Занятие проектно-исследовательской деятельностью, в ходе которой заложенные от природы потребности школьников в поиске решения возникающих задач, приобретают характер научного познания действительности, предоставляет значительные возможности, для саморазвития личностного потенциала в процессе приобретения необходимых знаний и умений.
Рассмотрим основные понятия проектно-исследовательской деятельности.
Проект (от лат. projectus, буквально брошенный вперед), это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата/цели.
Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Основные виды проектов










Повышение качества образования при использовании учебного проекта будет происходить наиболее эффективно, если:
учебный проект носит творческий характер;
деятельность учащихся предполагает создание нового объекта внешнего или внутреннего мира;
используется метод сверхзадач.
Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.















Проектно-исследовательская деятельность это деятельность по проектированию собственного исследования, включающая:
выделение целей и задач,
выделение принципов отбора методик,
планирование хода исследования,
определение ожидаемых результатов,
оценка реализуемости исследования,
определение необходимых ресурсов.

Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности

анализ актуальности работы;
формулировка цели и задач;
выбор средств и методов работы;
планирование, определение последовательности и сроков работы;
выполнение работы;
оформление результатов в соответствии с замыслом проекта или целями исследования;
представление результатов.

Различия проектной и исследовательской деятельности


Проект – это замысел, план, творчество по плану
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество

Цель
Реализация проектного замысла
Уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Гипотеза
Выдвижение гипотез только в том случае, если в проекте есть исследование
Выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальная и теоретическая проверка.

Этапы
Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы;
выполнение запланированы действий, внесение изменений;
подготовка и защита презентации;
анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы;
постановка цели и конкретных задач исследования;
определение объекта и предмета исследования;
выбор метода (методики) проведения исследования;
описание процесса исследования;
обсуждение результатов исследования;
формулирование выводов и оценка полученных результатов.


Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Задачи проектно-исследовательской деятельности
1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты.
2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, то есть научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Функции проектно-исследовательской деятельности
воспитание познавательного интереса;
создание положительной мотивации учения и образования;
формирование глубоких, прочных и действенных знаний;
развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование умений и навыков самообразования;
развитие познавательной активности.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе
проектно-исследовательской деятельности
1. Рефлексивные: при оказании учителем консультативной помощи в ходе выполнения проектов и обозначаются проблемы, возникновение которых поможет выявить рефлексия.
2. Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, обоснованный выбор способа или метода, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия.
3. Поисковые (исследовательские): находить информацию по каталогам, проводить контекстный поиск, в гипертексте, в Интернете, формулирование ключевых слов.
4. Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе.
5. Информационные: систематизация информации, выделение главного, прием и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.
6. Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, работа в сотрудничестве, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, отвечать на незапланированные вопросы.

Преимущества проектно – исследовательской деятельности
побуждает учащихся к самостоятельной работе;
повышает их инициативу в познавательной деятельности;
развивает социальные и коммуникативные навыки;
даёт богатый опыт в творческой деятельности;
повышает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.
Благодаря использованию метода проектов повышается качество образования, творческое развитие учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности исследовательской деятельности.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Безусловно, вся эта деятельность – слишком большая дополнительная нагрузка для учителя. Однако и отдача огромная:
удовольствие от работы с мотивированными учениками;
радость новых открытий и достижений.

Верьте в свои силы, дерзайте, зажигайте интерес у ваших учеников!