Консультация для воспитателей по теме: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико – грамматических средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 «Петушок» с. Чапланово муниципального образования «Холмский городской округ» Сахалинской области
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей по теме: «Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико – грамматических средств речи у дошкольников с общим недоразвитием речи».
Учитель – логопед: Клочкова Е.Н.

с. Чапланово
2015г.
Успешное осуществление коррекционно – воспитательной работы для детей с нарушением речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.
Логопед начинает работу над каждой темой с уточнения лексического значения слова или, если оно известно, со значения его грамматической формы.
Естественно, что объём речевого материала, предназначенный для пассивного и для активного словаря, неодинаков. Для первого он всегда значительно больше. Актуализация пассивной лексики , перевод её в разряд активной, практически употребляемой осуществляется по-разному. Есть лексика знакомство с которой на данном уровне развития речи (ОНР ) может проводиться лишь в плане развития понимания. Это, например, притяжательные прилагательные, соотнесённые с названиями профессий и занятиями людей. Есть слова и формы, работу над пониманием и употреблением которых лучше распределить во времени. Это, например, относиться к таким темам, как различение родовой принадлежности прилагательных; форма множественного числа существительных на-а; пространственные предлоги - с,-из; формы творительного падежа со значением орудийности и совместности действия. В других случаях активизировать отрабатываемый речевой материал целесообразнее непосредственно вслед над работой над его пониманием. Так проходят упражнения с существительными, имеющими уменьшительно – ласкательные суффиксы; с формами множественного числа существительных на – и, -ы; с пространственными предлогами на, в; с существительными среднего рода ( определение родовой принадлежности).
Материал, отработанный на занятиях по развитию речи, по возможности сразу же включается в логопедические занятия по произношению.
Коррекция речевого развития в условиях логопедического детского сада, логопедической группы, логопункта является основной задачей, и естественно что в обязанности логопеда входит организационное и методическое обеспечение необходимой преемственности с воспитателем.
Речевой материал для проведения коррекционной работы всегда определяет логопед. В зависимости от характера материала коррекционную работу с детьми начинает то логопед, то воспитатель. При этом воспитатель проводит основную работу по накоплению и уточнению словаря детей.
Работу с речевым материалом, требующим специального отбора, всегда начинает логопед. Это наиболее сложная лексика, отвечающая не только общедидактическим требованиям ( доступность, наглядность, актуальность и др.), но и специфически речевым: учитывается звуковой и морфологический состав слов, их слоговая структура, грамматическое значение, ударность отдельных морфем, синтаксические модели. Это относиться, например, к таким темам, как употребление слов с определёнными морфемами( учитель, воспитатель, строитель и т.п.), знакомство с той или иной моделью словоизменения, это почти вся работа над развитием понимания устной речи. Общеобразовательные занятия и режимные моменты позволяют воспитателю успешно продолжить начатую логопедом работу по активизации в речи детей данного материала.
Например, при формировании навыков словообразования важной частью работы является знакомство с понятием родственные слова. Однокоренные слова существенно обогащают словарь, наблюдения за ними воспитывают у дошкольников внимание к речи, помогают формированию элементарных морфологических обогащений и способствуют появлению языкового чутья. Работу над родственными словами начинает логопед, отбирая для этого из отработанного воспитателем словаря лексику, которая позволит наиболее наглядно показать словообразовательный механизм. Например :хлеб – хлебница, сахар – сахарница, котлета из мяса – мясная, из рыбы – рыбная и т.п. Логопед привлекает внимание детей к роли, которую играет корень слова, и объясняет, почему мы именно так обозначаем данный предмет, действий или признак.
Работа по словообразованию проводиться в течение 2-х лет обучения постоянно на всех занятиях и в повседневной жизни. В результате дети могут самостоятельно составлять «гнёзда слов», подбирать к предлагаемым словам однокоренные.
Речевой материал, работу над усвоением которого целесообразно начинать воспитателю, в основном является либо обиходным, либо постоянно употребляемым на общеобразовательных занятиях. При его отборе следует руководствоваться требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» ( зачастую более младшей возрастной группы). На занятиях по развитию речи , проводимых в соответствии с программой, и в повседневной жизни воспитатель стремиться создать базу для целенаправленной логопедической работы по овладению моделями словоизменения и словообразования. Например, специального внимания требует работа по усвоению детьми словосочетаний с числительными, лексике, связанной с понятием о величине, а также с пространственными и временными понятиями. Знакомство с данным материалом происходит на занятиях воспитателя по формированию элементарных математических представлений и в процессе общения. Так, при обучении количественному счёту и простейшим счётным операциям (+-1) происходит практическое усвоение детьми форм именительного, родительного и дательного падежа количественных числительных (например, пять картинок, от двух яблок, к трём конфетам и т.п.). Логопед на этой базе получает возможность закрепить навык употребления формы родительного падежа множественного числа существительных ( пять карандашей, бабочек и т.п.), углубить знакомство детей с категорией одушевлённости (вижу один куст, но одного волка; вижу две скамейки, но двух девочек).
Итак, воспитатель в ходе работы по усвоению «Программы воспитания и обучения в детском саду» либо закрепляет с детьми речевой материал, отрабатываемый логопедом, либо подготавливает его усвоение. Исходя из этого, весь материал можно разделить на две части: в одной сгруппирована лексика, которую логопед может рекомендовать воспитателю для закрепления; в другой материал, который логопед рекомендует воспитателю для подготовительных упражнений. Но резкую границу между ними не всегда можно провести, тем не менее данная группировка в основном обусловлена разницей в характере речевого материала.