Рабочая программа по внеурочной деятельности Чудеса из бумаги (начальные классы)




УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ Олсуфьевская ООШ
_____________
«___»______________20____г.





Рабочая программа
внеурочной деятельности
по общекультурному направлению
«Чудеса из бумаги»






Модульная
Уровень: начальные классы
Возраст: 6-11 лет

Программу составила:
учитель начальных классов
Аверкина Н.Ю.





2012г.
П.Олсуфьево
Жуковский район
Брянская область

«Истоки творческих способностей  и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок». Сухомлинский В.А.

Пояснительная записка.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в начальных классах на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружка.
Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это конструирование из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. Содержание кружковой программы предполагает развитие творческих способностей детей при конструировании из бумаги ,при взаимодействии с другими видами деятельности.
Кружок «Чудеса из бумаги» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Активная работа кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята смогут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.
При выполнении работ на творческое воображение ребенок стоит перед необходимостью создать собственный образ и воплотить его в изделии. Педагог может показать несколько образцов не для точного подражания, а как варианты выполнения задания. Следует подчеркнуть, что художественной деятельности на занятиях курса придается особое значение как эффективному средству развития воображения и эстетического чувства детей.
На занятиях дети знакомятся с терминами, обозначающими технику изготовления изделий (аппликация, мозаика, оригами, квилинг и т. д.). Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей. При конструировании из бумаги дети учатся различным приемам работы таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Посещение кружка позволит развить у детей способность работать руками, приучит к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они научатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.
Особое внимание на занятиях уделяется беседам. В беседах должны найти отражение следующие вопросы: историческое развитие декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, основанных на народном искусстве и национальных традициях. Такие беседы не только способствуют эстетическому воспитанию, но вызывают интерес к изучению культуры родного края, его традиций и обычаев.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде проведение выставок, участие в различных конкурсах.
  Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом, Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-творческому развитию школьников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

Организационно-методическое обеспечение программы( возраст детей, сроки реализации, режим занятий).

Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста. Продолжительность обучения 1 год ( с детьми от 6 до 11 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 1академический час. 34 часа в учебный год.

 В программу кружка «Чудеса из бумаги» входят модули «Открытки hand made», «Цветы и букеты», «Картины - аппликации», « Игрушки».
     




























Цель программы:
- формирование художественно-творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;
- научиться создавать авторские поделки, используя различные техники и материалы.
- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.
Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».
Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению является:
Я слышу – и забываю,
Я вижу - и запоминаю,
Я делаю – и понимаю.

Задачи программы:
Обучающие:

- обучить конкретным трудовым навыкам;
-обучать различным приемам работы с бумагой; - обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;
- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
-создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивающие:

-развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
-развивать мелкую моторику рук и глазомер;
-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
-развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
Воспитательные:

-воспитывать интерес к конструированию из бумаги; - поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                               
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества; - воспитывать нравственные качества детей; - воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Педагогические принципы:
- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;
- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;
- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;
- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде;



Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;
- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

Методические указания:
В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.
Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.
В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  
  


























Содержание программы.
Введение -1 час.
Познакомить детей со свойствами бумаги. Рассказать о видах бумаги и уместности ее применения для конкретной поделки.
Модуль №1: «Hand made открытки и альбомы». (6 часов)
Оригинальную открытку своими руками можно сделать, приложив немного фантазии. Открытки хенд мейд могут быть как дополнением к основному подарку, так и отдельным подарком для любого торжества – дня рождения, именин, рождения ребенка, юбилея. Hand made открытки можно дарить на День Учителя, 8 марта, 23 февраля, поздравлять с днем святого Валентина и т.п.
Обучать детей способам выкраивания деталей, совершенствовать навыки вырезания, учить создавать яркий и выразительный образ. Учить из длинных тонких полосок бумаги создавать большой бант для оформления открыток.
Поздравительная открытка.
Открытка к празднику.
Скрапбукинг - открытки.
Скрапбукинг - альбомы.
Выставки своих работ.
 Темы для бесед: «История создания открыток», «Какие бывают открытки», «Что такое скрапбукинг?»

Модуль №2: «Цветы и букеты» (8 часов)
Учить применять технику прорезного декора для оформления венчиков цветов. Применение техники симметричной аппликации для вырезания листьев разной формы. Знакомство с явлением осевой симметрии и освоение техники объемной симметричной аппликации: складывание квадрата пополам, вырезание половины изображения(линия сгиба-это середина цветка) по нарисованному или воображаемому контуру и получение симметричного силуэта. Творческое экспериментирование-поиск выразительных средств для передачи характерных особенностей образа.

1.Цветы из бумаги.
2. Шахматное плетение .
3.Витражи
4. Букеты .
5. Свит – дизайн.
Темы для бесед: «Плетение из бумаги», «Художественное вырезание», «Свит-дизайн», «Материалы для цветов и букетов».

Модуль №3 «Картины - аппликации». (13 часов)
Аппликация (от лат. «прикладывание») интересный вид художественной деятельности это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя, высушенных листьев, яичной скорлупы. Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж. В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы. Квилинг- изготовление поделок из бумажных ленточек. Процесс кручения, завивания концов полосок и создания спиралей действует очень умиротворяюще и помогает снять стресс.
Мозайка из бумаги .
Торцевание.
Бумажные аппликации.
Квилинг.
Коллаж.
Темы для бесед: «Что такое аппликация», «Виды аппликаций», «Способ торцевания», «Что такое квилинг»
 

Модуль 4. « Игрушки» (6 часов)
Игрушка предмет, предназначенный для игры. Игрушка помогает ребёнку познавать миржающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мыш-
ления, памяти, речи, эмоций. Игрушка широко используется в учебно-воспитательной работе
с детьми, в частности для развития детского, технического и художественного творчества.
Типы, характер, содержание и оформление игрушки определяются воспитательными задачами
применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Как произведения декоративно-прикладного искусства игрушки, особенно национально-традиционные, используются в качес-
тве декоративных элементов в современном интерьере.
Познакомить детей с техникой получения объемных фигур при помощи ножниц. Совершенствовать навыки вырезания. Познакомить со способами использования разных видов бумаги применительно к разным фактурным поделкам. Учить детей создавать поделки, основываясь на базовой форме – усеченный конусный конус; учить декорировать свои творческие работы; развивать чувство цвета, композиции. Учить комбинировать бросовые материалы, применяемые как вспомогательные при изготовлении поделок из бумаги.
Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем об-
щества, с уровнем его культуры.
Игрушки позволяют так же более естественно организовать общение ребёнка с родителями, что является в современном мире весьма актуальной проблемой.
Из бросового материала.
Куклы.
Модульное оригами.


Темы для бесед: «Бросовый материал», «История кукол», «Оригами»

























ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п
Тема занятия
Техника
Кол-во часов

1.
Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.


1 час



I. «Hand made открытки». (6часов)

2
Поздравительная открытка. «День Учителя».
Беседа «История создания открыток».
аппликация, вырезание.
1 час

3.
Открытка к празднику. «День рождения и др.»
Беседа «Какие бывают открытки»
бумагопластика.
презентация
1 час




бумагопластика.
презентация

2 часа


4,5.

Беседа «Что такое скрапбукинг?»
Скрапбукинг – альбомы.



6,7

Скрапбукинг - открытки.
моделирование, вырезание.
2часа

II. «Цветы и букеты». (8 часов)

8
Беседа «Материалы для цветов и букетов»
Цветы из бумаги.(Из разноцветных салфеток)
презентация
моделирование
1 час


9
« Каллы», «Нарцисс».


моделирование
1 час


10,11
Беседа «Плетение из бумаги».
Шахматное плетение. Подсолнух.



презентация
плетение,аппликация.
2 часа

12,13
Беседа «Художественное вырезание».
Витражи. «Веточка рябины».
вырезание
2 часа

14
Букеты. Корзина с цветами.
презентация
моделирование
1 час


15
Беседа «Свит-дизайн». Свит – дизайн.
презентация
1 час

III. «Картины - аппликации». (13 часов)

16,17
Беседа: ««Что такое аппликация».
Объемная аппликация. «Русские народные сказки»,
презентация
аппликация.

2 часа

18,19
Плоскостная аппликации. «Наш аквариум.»

аппликация
2 часа

20,21
Беседа: «Виды аппликаций»
Аппликация из ткани и бумаги. Коллаж. «Снеговик везет подарки»
презентация


2 часа

22,23
Беседа: «Способ торцевания».
Торцевание. «Детские фантазии».

презентация
аппликация.

2 часа

24,25
Мозайка из бумаги.
«Петушок, собачка».

аппликация.
2 часа

26,27,
28
Беседа «Что такое квилинг».
Квилинг. « Бабочки».

объёмное моделирование



3 часа

IV. «Объёмные игрушки». (6 часа)

29,30

Беседа: «Бросовый материал»
Игрушки из бросового материала. « Гусеница».
презентация
объёмное моделирование
2 часа


31,32

Беседа: «История кукол»
Куклы.
презентация
объёмное моделирование
2 часа


33.
34

Беседа: «Оригами».
Модульное оригами. «Лес».
Выставка работ.
презентация
моделирование
2 часа








Достижения ребенка:
- ребенок умеет планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
- осуществляет творческий подход к каждой работе;
- владеет приёмами работы различными инструментами, знает правила техники безопасности при обращении с ними;
- проявляет высокий интерес к изготовлению поделок из бумаги.
В результате обучения учащиеся получат знания и навыки по:
инструментам, вспомогательным материалам, аксессуарам;
основным элементам и принципам дизайна;
размещению цветов в букете: ритму, повторению, радиальным линиям;
научаться различным приемам работы с бумагой;
оформлению цветочных корзин;
техникам создания флористических открыток;
оформлению подарков.


Общий план занятий.
Почти все занятия строятся по одному плану. На каждом занятии используется дополнительный материал: стихи, загадки, сведения о животных, птицах, насекомых и т.д. Все занятия объединены в несколько тем (птицы, животные, куклы, новогодние игрушки, сказочные герои и т.п.).
1. Подготовка к занятию (установка на работу, обратить внимание на инструменты и материалы, лежащие на парте).
2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):
повторение названия базовой формы (модуль, виды модулей);
повторение действий прошлого занятия;
повторение правил пользования ножницами, клеем, правил техники безопасности.
3. Введение в новую тему:
загадки, стихи, раскрывающие тему занятия; энциклопедические сведения о предмете занятия (рассказы о жизни животных, птиц, насекомых; интересные истории и т.п.);
показ образца;
рассматривание образца, анализ (названия; форма основной детали; дополнительные детали, их парность и расположение по отношению к основной; способ соединения деталей; отделка готовой фигурки);
повторение правил техники безопасности.
4. Практическая часть:
показ учителем процесса изготовления поделки (работа по схеме, технологической карте- в зависимости от уровня подготовки и сформированности навыков);
вербализация учащимися некоторых этапов работы (расшифровка схемы: «Что здесь делаю?»);
текстовой план (если поделка состоит из нескольких частей);
самостоятельное изготовление детьми изделия по текстовому плану, технологической карте;
оформление, отделка игрушки, приклеивание ее на фон или в композицию;
анализ работы учащегося (аккуратность, правильность и последовательность выполнения, рациональная организация рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, творчество, оригинальность, эстетика).




Методическое обеспечение программы:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 2010
2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2007
3. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 2009
4. Богатова И.Оригами . Цветы. «Мартин», 2007
5. Водяная Л., Эм Г. Оригами- чудеса из бумаги. «Феникс», 2010
6. Гончар В.В. Модульное оригами. «Айрис-пресс», 2008
7. Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.
8. Поделки из природного материала / автор-составитель О. В. Белякова. – М: АСТ. 2009.
9. Э. Моуд .Волшебный квилинг. Москва, «Контэнт», 2012

Ресурсы.
http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok/
http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
http://stranamasterov.ru/[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]























МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОЛСУФЬЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА




Директор
МБОУ Олсуфьевской ООШ
_______________________










Рабочая программа
внеурочной деятельности
по социальному направлению

«Занимательная экология»







Учитель начальных классов:
Аверкина Н.Ю.









2012-2015 уч.год
15