Консультация для воспитателей Организация и проведение подвижных игр и игр с элементами хоккея на прогулке

Консультация для воспитателей
«Организация и проведение подвижных игр
и игр с элементами хоккея на прогулке»

Прогулка это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности детей.
Возрастные и индивидуальные особенности детей в значительной мере определяются условиями организации, характером и содержанием их деятельности. Особенно велика роль целенаправленного руководства двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что к этому времени дети приобретают уже достаточно большой двигательный опыт, овладевают сложными видами движений, однако без правильного педагогического руководства они не всегда могут наилучшим образом реализовать свои возможности. В данной консультации рассматриваются вопросы организации рациональной двигательной активности детей и методические приемы руководства ею в процессе игр на прогулке.
Как в организованных, так и в самостоятельных играх важно, своевременное переключение детей с одного вида занятий на другой и рациональное сочетание их по степени подвижности. Поэтому очень важно, чтобы двигательная активность детей на прогулке регулировалась воспитателем, а каждый ребенок находился в его поле зрения.
Основными задачами, решаемыми в процессе ежедневного проведения подвижных игр на прогулке, является:
дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;
совершенствование имеющихся у детей навыков в основных движениях путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;
развитие двигательных качеств: ловкости, быстроты, выносливости;
воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

Наиболее успешное решение этих задач может быть достигнуто путем использования игр, соответствующих возросшим двигательным возможностям детей, а также требующих от них определенного физического и умственного напряжения и более высоких морально-волевых качеств.

Утренняя прогулка наиболее благоприятное время для проведения подвижных игр. Их количество и содержание зависят от общего распорядка и могут быть различными в разные дни недели. Так, в дни проведения физкультурных занятий в зале, на прогулке с детьми организуется одна подвижная игра и какое-либо физическое упражнение. Их продолжительность в старшей группе в среднем составляет 15-20 минут, в подготовительной группе 20-25 минут. В другие дни, когда физкультурные занятия не проводятся, планируются подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения. Их продолжительность составляет в старшей группе 25-30 минут, в подготовительной 30-35 минут.
При распределении игр и физических упражнений в течение дня следует учитывать соотношение нового программного материала, предлагаемого на физкультурных занятиях (как в зале, так и на воздухе), с ежедневными играми и упражнениями, проводимыми воспитателем, на утренней и вечерней прогулках. Это будет способствовать закреплению и совершенствованию движений.
При подборе и организации игр и физических упражнений на утренней прогулке необходимо:
учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню подготовленности детей;
заботиться о соответствии содержания игр и упражнений времени года, состоянию погоды;
предусматривать разные приемы выбора детей на ответственные роли;
предлагать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;
использовать разные способы организации детей;
заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;
стремиться к созданию хорошей дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в различных играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

В старших возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. Так, в течение месяца может быть проведено более 20 подвижных игр, при этом разучено 3-4 новые игры. Каждая новая подвижная игра повторяется в течение месяца 4-5 раз, в зависимости от ее сложности, что позволяет детям хорошо усвоить правила игры, а также сохранить интерес к ней.
Значительное место отводится играм спортивного и соревновательного характера, играм-эстафетам, в которые рекомендуется вводить хорошо знакомые детям движения. Для поддержания интереса детей к подвижным играм целесообразно усложнять их содержание, правила и задания.
В ряде игр от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий и вместе с тем быстроты и ловкости движений. В старших возрастных группах все большее место начинают занимать игры с правилами, в которых результат зависит от четкого выполнения правил, а также от взаимодействия играющих. Рекомендуются игры, где дети делятся на команды (по 6-8 человек). Это несложные игры-эстафеты, в них дети учатся заботиться не только о своих личных результатах, но и о результатах всей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения друг к другу.
Во время проведения подвижных игр нужно создавать радостную и непринужденную обстановку, чтобы достичь большей заинтересованности и желания детей принимать в них участие. Этому может помочь, например, подбор интересного сюжета игры.

Упражнения и игры на прогулке.
Ведение шайбы клюшкой.
Ведение шайбы клюшкой с ударом по воротам слева и справа.
Упражнения наведение шайбы клюшкой: - провести шайбу по прямой (8 – 10 раз);
- провести шайбу между предметами (6 – 8 раз);
- игра «Проведи шайбу в ворота» (2 – 3 раза).
4. Ведение шайбы по прямой и зигзагом с ударом по воротам.
5. Отбивание шайбы клюшкой друг другу, ведение шайбы клюшкой с остановкой, ведение шайбы по прямой с ударом по воротам.
6. Отбивание шайбы клюшкой друг другу, ведение шайбы клюшкой по прямой и обведение препятствий с ударом по воротам.
7. Отбивание шайбы клюшкой друг другу, ведение шайбы клюшкой с остановкой, ведение шайбы с ударом по воротам.
8. Ведение шайбы клюшкой с ударами по воротам.
9. Передача шайбы клюшкой друг другу, ведение шайбы с остановками и ударом по воротам.

Упражнения и игры.

Гонка с булавами. Для игры нужны гимнастические булавы. Если булав не имеется, можно использовать деревянные городки или просто сделать деревянные столбики высотой 15 – 20 см. Дети делятся на несколько команд по 3 – 5 человек в каждой. Все команды строятся на стартовой линии в колонны. Против команды – булава, каждый игрок имеет клюшку. После сигнала все игроки, стоящие первыми в колонне, гонят булаву клюшкой так, чтобы она не упала, до установленного места. Затем возвращаются и передают эстафету следующему игроку по команде. Если во время гонки булава упадет, ее надо поднять, а затем продолжить гонку.

Мяч – «печать». Для проведения игры нужен маленький резиновый мяч. Все участники с клюшками, кроме водящего, свободно располагаются на площадке. После свистка воспитателя, водящий убегает от игроков, перемещаясь по площадке в любом направлении. Остальные играющие также перемещаются по площадке и перекидываются мячом, которым они должны осалить водящего. Кто осалит водящего, сам становится водящим.
Салочки. У всех играющих клюшки. Один выбирается водящим. Дети свободно располагаются на площадке. Цель водящего – ударить по шайбе так, чтобы она догнала любого из играющих, коснулась его, и тогда тот становится водящим. Вместо тяжелой резиновой шайбы используется лёгкая пластмассовая.

Футбол на льду. Дети делятся на команды по 4 человека в каждой, которые располагаются в 3 м друг от друга. Все игроки с клюшками, а у команды – 2 шайбы. По сигналу воспитателя первый и третий игроки четверки передают обе шайбы по кругу. Штрафное очко получает ребенок, у которого окажутся обе шайбы. При повторении игры шайба передается в противоположную сторону.

Игра с мячом. Участники игры с клюшками в руках образуют круг и становятся на расстоянии 2 – 3 шагов друг от друга. В центре круга – водящий. Он кладет перед собой небольшой мяч и ударом клюшки старается выбить его за пределы круга. Играющие препятствуют этому и отбивают мяч назад. Тот, кто пропустил мяч с правой стороны от себя, сменяет водящего и становится внутрь круга.

Игра с шайбами. Несколько играющих, вооружившись клюшками, становятся на линии старта. Каждый получает шайбу (резиновый кружок). Перед всеми игроками на расстоянии 10 – 15 м ставится кегля. По сигналу воспитателя дети доводят клюшками свои шайбы до кеглей, огибают их и возвращаются. Выигрывает тот, кто вернется первым.

Защита крепости. Все играющие – с клюшками. На площадке чертят два круга (один внутри другого): первый диаметром 1 м, второй 5 – 10 м. В первый круг становится защитник и охраняет крепость, чтобы туда не попал мяч. Все остальные играющие располагаются во втором круге и передавая мяч друг другу стараются нанести неожиданный удар и попасть мячом в крепость. Если же мяч попал в крепость, защитник входит в общий круг, а тот, кто сумел забросить мяч, становится на его место.

Взятие города. Для проведения игры нужны клюшки по числу участников и меленький резиновый мяч. На противоположных концах площадки отмечаются равной величины города. Дети делятся на две команды, и каждая из них располагается на одной половине площадки. Каждая команда защищает свой город, чтобы в него не закатился мяч, и в то же время старается загнать мяч в город противника. Побеждает команда, которой удастся за время игры (5 – 8 мин) загнать большее число мячей в город противника. Запрещаются толчки, грубая игра и удары клюшкой. Игроки не имеют права стоять в городе.

Убывающие кегли. Для проведения игры нужны кегли по числу участников. Дети становятся в шеренгу на расстоянии одного шага друг от друга. Перед каждым ставят кеглю. Затем ребята поворачиваются вокруг и выполняют какое-нибудь упражнение типа зарядки: наклоны, приседания, «пистолетик» и т.д. В это время воспитатель убирает за спиной у детей одну кеглю. По сигналу все дети бегут к кеглям, и каждый старается схватить кеглю и загнать ее за стартовую линию. Кто окажется без кегли, временно выбывает из игры (пропускает игру один раз).

Встречная эстафета. Для проведения игры нужны клюшки и маленькие резиновые мячи по количеству играющих команд. Кубиками отмечают две черты на расстоянии 8 – 10 м одна от другой. Дети делятся на несколько (3 – 4) команд. Каждая из них рассчитывается на первые и вторые номера. Одна половина команды становится около одной черты, другая половина – около другой. По сигналу воспитателя первые номера берут клюшки и гонят мячи ко вторым номерам команды, которые стоят во главе колонны, и передают им клюшки, а сами становятся замыкающими этой колонны. Вторые номера гонят мячи в сторону первых номеров и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не возвратятся на свои места (так, как стояли до начала игры). Выигрывает команда, которая раньше выполнит задание.

Салки с шайбой. Дети образуют круг. В центре водящий с клюшкой и шайбой старается задеть шайбой игроков, стоящих на кромке круга. Дети двигаются по кругу, подпрыгивают, уворачиваются от шайбы. Водящим становится тот, кого задела шайба. Шайбу можно заменить мячом, кубиком, клюшку – шваброй.

Двухсторонний бильярд. На середине площадки устанавливается доска с отверстиями, в которые может пролететь шайба. Две команды выстраиваются с обеих сторон с клюшками. У каждого игрока по шайбе, и каждый старается попасть своей шайбой на противоположную сторону. Победившей командой объявляется та, на чьей стороне осталось меньше всего шайб. Затем игра продолжается. На площадке остаются только те дети, чьи шайбы пересекли линию, разъединяющую команды. Так продолжается до тех пор, пока на площадке не останется победитель в личном зачете.

Меткая клюшка. В центре площадки стоит кегля, кубик или другой предмет. Его защищает ребенок с клюшкой. Остальные располагаются по краю площадки и, передавая шайбу, друг другу, стараются, улучив момент, сбить предмет. Сбивший предмет ребенок становится на защиту, защитник на его место.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515








15