Программа для разновозрастных групп ДОУ


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 104 «Зорька» комбинированного вида
670023, г.Улан-Удэ, ул. Строителей, 19а,
Телефакс 8(3012)225599, тел.: 8(3012)225599 e-mail: detsad104@mail.ruПринято на Совете педагогов
протокол №____ от ________ 2016 г.
Утверждаю
Заведующий МБДОУ детский сад №104 «Зорька»
___________________Т.М.Цыреноваприказ №____ от ________ 2016 г.
ПРОГРАММА
для воспитателей разновозрастных групп
(семейно-воспитательные группы)
Составитель:
Старший воспитатель
Цыренова М.Н.
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка………………………………………………………………………..3
2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………...............3-5
3. Цели и задачи…………………………………………………………………………………..5
4. Режим дня……………………………………………………………………………………...5-6
5. Расписание организованной деятельности…………………………………………………..6-8
6. Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе ……………………..8
7. Формы организации образовательного процесса…………………………………………...8-9
8. Задачи воспитания и развития по образовательным областям……..……………………...9-10
9. Условия реализации программы……………………………………………... …………......10
10. Взаимодействие с родителями……………………………….. …………………………….11
11. Список литературы…………………….…………………………………………………….11
12. Приложение
13. Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности ……………..12-13
14. Календарное планирование………………………….……………………………………....13
17. Циклограмма ежедневного планирования воспитательно – образовательной работы…13-14
15.Примерный объем ООД..........................................................................................................14
16. Закаливающие мероприятия …………………………………… …………………………14-15
Пояснительная записка
Реформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни и видах деятельности. Основная задача воспитателя - наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Особенно актуальна эта задача для воспитателя разновозрастной группы детского сада и семейно-воспитательных групп.
Основываясь на этих положениях, разработана программа образовательной работы для разновозрастной группы (СВГ), предполагающая реализацию положений ФГОС, направленных на психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребёнка и организацию образовательной деятельности ДОО в соответствии с новыми нормативными документами в системе дошкольного образования.
Данная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы (СВГ), обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (СВГ) МБДОУ д/с «Зорька» №104 разработана в соответствии с:
- -Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва.
- СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.13г. №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»,
- Постановление Об утверждении Порядка организации семейных групп при муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Улан-Удэ от 25.05.2010г. №225.
-Уставом МБДОУ д/с «Зорька» №104;
-и с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (ООПДО) «Детство»/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.
Программа воспитателя дошкольной разновозрастной группы (СВГ) обеспечивает развитие детей в возрасте от 2месяцев до7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям: физическому развитию, социально – коммуникативному, познавательному, художественно – эстетическому и речевому развитию.
Принципы и подходы к формированию программы:
Принципы и подходы к образованию детей разновозрастной группы определяются на основе ООПДО:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество с семьей;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
-возрастная адекватность дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
-учет этнокультурной ситуации развития детей.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами данной программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка):
в раннем возрасте (1 год-3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;для детей дошкольного возраста (3 года – 7 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания отношения педагогов и детей строятся на основе личностно-ориентированной модели общения, в атмосфере эмоционального благополучия и комфорта как для ребенка, так и для взрослых.
Большая роль в работе с детьми отводится экспериментированию и опытнической работе, что способствует развитию интеллекта и познавательной сферы ребенка, дает реальную возможность для анализа, сравнения, развития логического мышления, моделирования, оценки реального результата.
Педагоги дошкольного учреждения творчески подходят к выбору вариативных программ и технологий, направляя усилия на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное, всестороннее развитие ребенка.
Особое внимание уделяется реализации принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Отбор методов обучения осуществляется с учетом характера мышления детей, способности к обобщению, анализу.
Реализация принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства осуществляется в совместной деятельности взрослых и детей в игре, продуктивных видах детской деятельности, в процессе экскурсий, праздников. При проведении этой работы необходимы комплексный подход, взаимосвязь и своеобразное взаимопроникновение материала разных тем и все то, что связано друг с другом. Основной задачей является стимуляция познавательной активности детей, развитие их любознательности, развитие образного и логического мышления ребенка.
Важно, чтобы при проведении этой работы затрагивались, развивались и воспитывались чувства детей, чтобы они радовались и печалились.
Периодически в течение года проводятся итоговые занятия, на которых воспитатель уточняет, как дети усвоили то или иное содержание и как используют его в процессе художественных видов деятельности и в их отношении к явлениям общественной жизни.
Показателем того, что работа оказывает положительное влияние на детей, является:
-интерес детей к явлениям общественной жизни, который они стремятся выразить в свободное время, обращаясь по собственному желанию к разнообразным видам изобразительной деятельности (рисунках, лепке, аппликации);
-проявление детьми инициативы, действенного отношения к окружающей жизни;
-желание слушать, читать книги с общественной тематикой;
-наблюдения за детьми (как они помогают друг другу, как относятся к книгам на основе специально созданных ситуаций и др.).
Реализация образовательных областей осуществляется через детские виды деятельности (НОД и образовательной деятельности в режимных моментах в течение дня с распределением времени на основе действующего СанПин). Учитывая, что развитие личности детей дошкольного возраста обеспечивается в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Цели и задачи
Целью программы является:
Организация разных видов деятельности ребенка и реализация Программы в формах, специфических для детей разновозрастных групп, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка, обеспечивающих достижение планируемых результатов освоения программы.
Данная цель реализуется через качественное выполнение задач:
-создать условия по охране и укреплению физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
-создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-формировать общую культуру личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;
-формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Режим дня в дошкольной разновозрастной группе (холодный период)
Режимные моменты Разновозрастная группа
Утренний прием, игры, общение, индивидуальная работа 7.30 – 8.15
Утренняя гимнастика 8.15 – 8.25
Подготовка к завтраку, завтрак 8.25 – 8.45
Самостоятельная деятельность, игры 8.45 – 9.00
Организованная образовательная деятельность
По подгруппам, индивидуальная работа 9.00 – 9.25
9.35 – 10.00
10.10 – 10.35
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд), возвращение с прогулки.10.35 – 12.10
Подготовка к обеду, обед 12.10 – 12.50
Подготовка ко сну, дневной сон 12.50 – 15.00
Подъём, закаливающие мероприятия, гигиенические процедуры 15.00 – 15.25
ОД, общение, самостоятельная деятельность по интересам, чтение художественной литературы 15.25 – 16.20
Подготовка к полднику, уплотненный полдник 16.20 – 16.35
Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой 16.35 – 18.00
Расписание организованной образовательной деятельности
1-я младшая группа
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1.9.00 -9.10
Физическая культура
2.9.20 – 9.30
Познание (Окружающий мир)
1.9.00 -9.10
Художественное творчество (рисование)
2.9.20 – 9.30
Музыка
1.9.00 -9.10
Коммуникация/ чтение худ. литературы
2.9.20 – 9.30
Физическая культура
1.9.00 -9.10
Музыка
1.9.00 -9.10
Художественное творчество (лепка/аппликация)
2.11.40 – 11.55
Физическая культура на воздухе
2-я младшая группа
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1.9.00 -9.15
Физическая культура
2.9.25 – 9.40
Познание (окружающий мир)
1.9.00 -9.15
Художественное творчество (рисование)
2.9.25 – 9.40
Музыка
1.9.00 -9.15
Коммуникация/ чтение худ. литературы
2.9.25 – 9.40
Физическая культура
1.9.00 -9.15
Музыка
9.25 – 9.40
Познание.
ФЭМП 1.9.00 -9.15
Художественное творчество (лепка/аппликация)
2.11.40 – 11.55 Физическая культура на воздухе
Средняя группа
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1.9.00 -9.20
Физическая культура
2.9.30 – 9.50
Познание (окружающий мир)
1.9.00 -9.20
Художественное творчество (рисование)
2.9.30 – 9.50
Музыка
1.9.00 -9.20
Коммуникация/ чтение худ. литературы
2.9.30 – 9.50
Физическая культура
1.9.00 -9.20
Музыка
2.9.30 – 9.50
Познание. ФЭМП
1.9.00 -9.20
Художественное творчество (лепка/аппликация)
2.11.40 – 12.00 Физическая культура на воздухе
Старшая группа
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1.9.00 -9.25
Физическая культура
2.9.35 – 10.00
Познание (окружающий мир)
1.9.00 -9.25
Художественное творчество (рисование)
2.9.35 – 10.00
Музыка 1.9.00 -9.25
Коммуникация/ чтение худ. литературы
2.9.35 – 10.00
Физическая культура
4. 10.10 – 10.40
Познание. (познов.-исследов./конструктивн. деятельность)
1.9.00 -9.25
Музыка
2. 9.35 – 10.00
Познание. ФЭМП
3.10.10 – 10.40
Коммуникация/ развитие речи
10.50 – 11.15
Художественное творчество (рисование)
1.9.00 -9.25
Художественное творчество (лепка/аппликация)
2.11.40 – 12.05
Физическая культура на воздухе
Подготовительная группа
Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1.9.00 -9.30
Физическая культура
2.9.40 – 10.10
Познание
ФЭМП
1.9.00 -9.30
Художественное творчество (рисование)
2.9.40 – 10.10
Музыка
1.9.00 -9.30
Коммуникация/ чтение худ. литературы
2.9.40 – 10.10
Физическая культура
3.10.20 – 10.50
Познание. (познов.-исследов./конструктивн. деятельность)
1.9.00 -9.30
Музыка
2. 9.40 – 10.10
Познание. ФЭМП
3. 10.20. – 10.50
Художественное творчество (рисование)
4.11.00 – 11.30
Коммуникация/ развитие речи
1.9.00 -9.30
Художественное творчество (лепка/аппликация)
2.9.40 – 10.10
Коммуникация/ обучение грамоте
2.11.40 – 12.10
Физическая культура на воздухе
Особенности образовательного процесса в разновозрастной группе:
Особенности планирования образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм и методов, используемых в работе с детьми одновременно младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. В данной программе предлагаются варианты объединения детей общей тематикой образовательного процесса, с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста. В освоении темы участвуют дети младшего, среднего и старшего возраста, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с возрастными возможностями каждой подгруппы детей. Такое тематическое содержание, которое одинаково значимо для детей разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. При одинаковом содержании деятельности дети решают разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне, соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям детей.
Планирование построено на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра, поэтому освоение содержания всех образовательных областей предусмотрено в игровой деятельности, а также в коммуникативной, двигательной, музыкальной, трудовой, изобразительной, познавательно-исследовательской деятельности, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании. Предусмотрена такая организация образовательного процесса, чтобы каждый ребёнок мог проявить свои качества, способности, предпочтения и получить удовольствие от совместной познавательной, творческой, игровой деятельности со сверстниками и детьми другого возраста.
Формы организации образовательного процесса
o - организованная – образовательная деятельность;
o -образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
o -самостоятельная деятельность детей;
o -взаимодействие с семьями воспитанников;
o -игры;
o -беседы;
o -чтение х/л;
o -наблюдение;
o -реализация проектов;
o -экспериментирование;
o -экскурсии;
o -дежурство
o -просмотр телепередач, мультфильмов;
o -конструирование;
o -праздники;
o -собрания;
o -открытые просмотры;
o -наглядная информация и др.
Задачи воспитания и развития по образовательным областям
Физическое развитие.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Задачи:
 развитие физических качеств (скорость, сила, гибкость, выносливость, и координация);
 накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
 формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
 сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
 воспитание культурно-гигиенических навыков;
Познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие.
 Владение речью как средством общения;
 Обогащение активного словаря;
 Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
 Развитие речевого творчества;
 Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
 Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
 Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Социально-коммуникативное развитие
 Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
 Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
 Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
 Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
 Формирование готовности к совместной деятельности;
 Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации;
 Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Художественно-эстетическое развитие
 Развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
 Становление эстетического отношения к окружающему миру
 Формирование элементарных представлений о видах искусства
 Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
 Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
 Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Условия реализации программы разновозрастной группы
(создание предметно-развивающей среды)
Создание и обновление предметно-развивающей среды в дошкольной разновозрастной группе связано с ее влиянием на физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, с развитием самостоятельности детей, включенностью в игровую или другую детскую деятельность, их эмоциональным комфортом, а также, с реализацией ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Разновозрастная группа представляет собой систему пространств, в которой развёртываются определённые функциональные процессы, связанные с жизнеобеспечением детей и их полноценным развитием и рассматривается как объект проектирования.
Развивающая среда по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность. Предметно - развивающая среда строиться на основе учета принципов построения развивающей среды.
Мониторинг достижения планируемых промежуточных результатов освоения программы детей разновозрастной группы осуществляется 2 раза в год (октябрь, май). В мониторинге используются те методы, применение которых позволяет получить объем информации в оптимальные сроки. Результаты мониторинга образовательного процесса (уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям).
Взаимодействие с родителями воспитанников разновозрастной группы
В разновозрастной группе родители принимают активное участие в жизни группы, педагоги используются различные способы вовлечения родителей в воспитательный и образовательный процесс:
-посещение семьи;
-педагогические беседы с родителями;
-тематические консультации;
-наглядная пропаганда;
-родительские собрания;
-телефонные звонки;
-совместное проведение праздников.
Список использованной литературы:
1.СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
2.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.
3. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.
4. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж. - л. «Д/в» - 1984 - №2.
5. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. «Педагогическая практика в детском саду» (учебное пособие). – М, «Академия», 1998 г.
6. Акперова, Л.Ч., Здыбель Е.Н. Нравственное воспитание детей в разновозрастных группах // Детский сад от А до Я. — №1 — 2012.
Приложение 1
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности
Месяц Неделя Разновозрастная группа
Сентябрь 1 День знаний
2 Наш город
3 Профессии в детском саду
4 Осень
Октябрь 1 Я в мире человек.
Я и моя семья
Я вырасту – здоровым!
2 День здоровья
3 Посуда. Продукты питания. Труд повара
4 Мониторинг
Ноябрь 1 Мой город. Моя страна.
День народного единства
2 Дом и его части. Стройка. Профессии на стройке.
3 Дикие и домашние животные, их детеныши.
4 День матери
Декабрь 1 Зимушка-зима. Зимние забавы
2 Зимующие птицы
3 Одежда. Обувь.
4 Праздник Елки
Январь 2 Зима. Дикие животные наших лесов.
3 Неделя книги
4 Мониторинг
Февраль 1 Транспорт. Профессии на транспорте.
2 Военные профессии. День защитника Отечества
3 Вода и ее обитатели (реки и моря)
4 Весна.
Март 1 8 марта – Мамин день
2 Знакомство с животными холодных и жарких стран
3 Знакомство с народной культурой и традициями
4 Весна. Перелетные птицы
Апрель 1 Планета Земля
2 Азбука безопасности
3 Труд людей весной
4 В мире музыки
Май 1 День Победы
2 День Победы
3 Насекомые. Мир цветов.
4 Мониторинг
Приложение 2
Календарное планирование
Дата:
05.09. – 09.09.16 Образовательная область Совместная деятельность Организация ПРС для самостоятельной деятельности детей Целевые ориентиры
НОД В режимных моментах Проект:
Геометрические фигуры Познание
Художественно-эстетическая
Социально-коммуникативная
Речевое развитие
Физическое развитие ФЭМП: В гостях у царицы Математики
Лепка: Ковер для куклы Маши
Рисование: Мой веселый яркий мяч
Конструирование: Кораблик
Игра-эксперимент: Большой-маленькийЗавтрак
НОД
Прогулка
Полдник
Игры. Самостоятельная деятельность Конструктор геометрических фигур, напольный конструктор, настольный театр, Царица Математика, плакат Геометрические фигуры, презентация В гостях у царицы Математики, трансформированные модули 1
2
3
4
6
7
Приложение 3
Циклограмма планирования воспитательно – образовательной работы воспитателя с детьми разновозрастной группы в соответствии с ФГОС ДОДля конкретизации и корректировки воспитательно-образовательной работы, преду-смотренной перспективным планом, воспитатель использует в работе календарные планы. Для удобства пользования планом воспитатель делит его на две части: первая и вторая половины дня.
В первой половине дня воспитатель планирует:
-наблюдения в уголке природы; за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
-индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и др.);
-создание практических. Игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения. Сотрудничества, гуманных проявлений. Заботы о малышах, проявлений эмоциональной отзывчивости к взрослым и сверстникам;
-трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
-беседы и разговоры с детьми по их интересам;
-рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
-индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
-двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания ОД в первой половине дня;
-работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья.
Во время прогулки включает:
-подвижные игры и упражнения
-наблюдения за объектами и явлениями природы;
-экспериментирование с объектами неживой природы;
-сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природными материалами);
-элементарную трудовую деятельность детей;
- свободное общение воспитателя с детьми.
Во второй половине дня воспитатель организует культурные практики:
Культурные практики ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер:
-совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры);
-Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта;
-творческие мастерские (занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам, просмотр познавательных презентаций, оформление книжного уголка, игры и коллекционирование);
-музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия);
-сенсорный и интеллектуальный тренинг (развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи);
-детский досуг
Перечисленные в циклограммах формы работы могут «наполняться» любым интересным содержанием, необходимыми и интересными темами. В зависимости от обстоятельств могут вноситься изменения. Последовательность игр, упражнений может меняться в течение дня.
Приложение 4
Примерный объем организованной образовательной деятельности в разновозрастной группе
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) – 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) – 6 часов 15 мин, в подготовительной (дети седьмого года жизни) – 8 часов 30 мин.Продолжительность непрерывной НОД для детей 4-го года жизни – не более 15 мин., для детей 5-го года жизни - не более 20 мин., для детей 6-го года жизни - не более 25 мин., для детей 7-го года жизни - не более 30 мин. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 мин. соответственно, а в старшей и подготовительной 45 мин. и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 мин.
Приложение 5
Закаливающие мероприятия в дошкольной разновозрастной группе:
 -ежедневная утренняя гимнастика в дошкольной разновозрастной группе (весенне – летний период на улице);
 -физкультминутки во время ОД;
 -физкультурные занятия;
-Подвижные игры;
 -прогулки: дневная, вечерняя;
 -сон с доступом воздуха +16 - +19;
 -хождение босиком;
-Гимнастика после сна;
 -утренний приём на улице в летнее время;
 -солнечные ванны;
 -дыхательная гимнастики;
 -элементы обширного умывания;
 -воздушно-температурный режим;
 -воздушные ванны;
 -облегчённая одежда;
-Индивидуальная работа в режиме дня;
-Праздники, досуги, развлечения;
 -мониторинг детского развития.