Конспект урока по литературному чтению во 2 классе Русская народная сказка « Лиса и журавль»


Конспект урока по литературному чтению во 2 Б классе
Русская народная сказка « Лиса и журавль»
(урок – сказка, инсценирование)
Цели:
совершенствовать технику чтения,
развивать речь, пополнять словарный запас,
учить глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное;
прививать любовь к устному народному творчеству; воспитывать артистичность.
Оборудование: маски лисы и журавля; кувшин; тарелка; аудиозапись русской плясовой песни (по выбору учителя); выставка книг русских народных сказок.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Игра«Чье это прозвище?».
На доске записаны прозвища: – Узнайте животных по их прозвищам.
 кумушка, сестричка (лиса);
 бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);
 толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);
 норушка (мышка);
 квакушка (лягушка);
побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста(заяц);
 дереза (коза);
II. Постановка целей урока.
– Где их так называют? (В сказках.)
– Сказок на земле много. Посмотрите на нашу выставку: книги все толстые. Как вы думаете, почему? (Это сборники русских народных сказок.)
III. Работа над новым материалом.
А теперь давайте заглянем в волшебный мир сказки
1. Инсценирование сказки.
заранее подготовленные учащиеся изображают сценку, как Лиса и Журавль ходят друг к другу в гости. ( Багирова Карина-за автора)
– Какую сказку вам показали ребята? ЛИСА И ЖУРАВЛЬ ( слайд № )
2. Словарная работа.
На доске записаны слова.
– Объясни, если знаешь, что значат слова: ( слайд № )
Куманек(кум)– крестный отец по отношению к родителям крестника.
Сама стряпала – сама приготовила пищу.
Не обессудь – не суди строго.
Потчевать – угощать.
Досада – обида, чувство неудовольствия.
Несолоно хлебала – обманулась в ожидании.
3. Чтение сказки
4.Физкультминутка
Проводится под русскую народную песню.
5. Определение темы текста.
А сейчас от каждого ряда к доске выйдет по одному ученику. Они выберут из    группы пословиц те, которые подходят к сказке. Кто быстрее выполнит задание, тот ряд объявляется победителем:        
Друзья познаются в беде.
Каков гость, таково и угощение.        
На что и звать, коли нечего дать.
Каков мастер, такова и работа.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не потчуй меня тем, что я не ем.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда. 
Кто из вас знает о правилах приглашения в гости ?После ответов детей (постепенно вывешивать правила на доску)( Слайд № )
Приглашать гостей необходимо заранее
Указывать или обговаривать точное время и дату
Постараться, чтобы в гостях вместе было интересно
Не надо приглашать того, кто может огорчить других.
6. Работа в группах
- Ребята, у вас было задание придумать продолжение сказки со счастливым концом, так чтобы наши герои помирились!
Группа №1
За праздничным столом
Однажды у Медведя был день рождения. Он созвал всех зверей и птиц.
Случилось так, что Журавль с Лисой оказались рядом за праздничным столом. Возле Лисы стоял кувшин с лесной ягодой, а возле Журавля — тарелка с мёдом. Никак не получается у них полакомиться этим угощением!
Сидели они, сидели, да и решили извиниться за старое, поменялись угощениями. Наелись досыта, улыбнулись друг другу.
С тех пор дружат Лиса и Журавль.
Группа №2
Друзья
После неудачного обеда Лиса и Журавль долго не разговаривали. Лиса пыталась подружиться с зайчатами и даже с волком, но ничего у нее не вышло. Тогда Лиса наготовила угощений , положила их на тарелку и про Журавля не забыла. Ему положила в красивый кувшин. Отправилась Лиса к Журавлю. Добрый Журавль впустил лису, удивился, что она и о нем позаботилась. Вкусно поели , поговорили и сдружились.
Группа №3
Подарок
Журавлю давно забыл прошлые обиды. Он решил помириться с Лисой. Долго думал , что же приготовить вкусного да так чтоб всем угодить. Ничего не придумал и решил подарить ей просто подарок. Целый вечер он мастерил бусы для Лисы. Пришел к ней в гости и вручил бусы. Лиса обрадовалась, улыбнулась и стали они дружить дальше, про неудачный пир забыли.
Группа №4
Лучшие друзья
Лиса и Журавль очень горевали, что не смогли сохранить дружбу свою. Долго думали ,что ж им сготовить такого, чтоб никого не обидеть и чтобы все вышли из-за стола сытыми. Как-то их сосед Мудрый Филин посоветовал им приготовить угощения каждому себе. И сытыми будите и дружбу не потеряете. Так они и сделали. Дружат они до сих пор и когда встречаются, смеются над былыми обидами.
IV.  Обобщающая беседа.
Учитель: - Что нужно было сделать лисе, чтобы журавль не обиделся?
Ученик: - Положить кашу в глубокую тарелку.
Учитель: - А как журавль должен был угостить лису?
Ученик: - Налить окрошку в глубокую тарелку.
Учитель: - Так почему распалась дружба лисы с журавлём?
Ученик: - Не умеют дружить.
Учитель: - Чему учит сказка?
Ученик: - Уметь дружить: не делать плохо другу, а только хорошее.
V.Домашнее задание:
читать (с. 45–47); выполнить задания 3, 4 (с. 47).