Конспект урока по окружающему миру Кто такие звери? (1 класс)

МКОУ «Пригородненская средняя общеобразовательная школа»
Щигровского района Курской области




Конспект урока
Предмет: Окружающий мир (человек, природа, общество)
1 класс
Тема урока: КТО ТАКИЕ ЗВЕРИ?













Подготовила и провела
учитель начальных классов
Ашихмина Татьяна Николаевна







Сл. Пригородняя

Тема:  Кто такие звери?
Цели: познакомить  учащихся с отличительными признаками зверей;
            учить определять принадлежность животного к своей группе;
            развивать речь, операции логического мышления: анализ,  синтез,  
            классификацию, сравнение.
Оборудование: картины и слайды с изображением зверей, слайды с ответами к заданиям и   
Литература: учебно – методический комплекс к урокам окружающего мира для 1 класса А. А. Плещакова.  
    Тип урока:Урок открытия нового знания.
1.Организационный  момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я шла в школу с отличным настроением. Как вы думаете, почему?
Дети. На улице наступила осень.
- Ярко светит солнышко.
- Что-то интересное ждёт впереди.
Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому (коммуникативные и личностные УУД).
Учитель. Да, всё, что вы сказали, верно: и на улице сегодня совсем тепло, и солнышко светит, и нашей с вами встрече я рада. А ещё у меня такое приподнятое настроение от ожидания интересных открытий на нашем уроке окружающего мира.

Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
Все за парты дружно сели
И на доску посмотрели.
Повторение изученного. Упражнение в группах. Найди лишнее.
Раздать задание для групп в конвертах.
Все потянулись за конвертом. Так мы его быстро на кусочки разорвём. А как надо?
Кто у вас лишний?
К какой группе животных мы их отнесём?
3. Сообщение темы урока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Слайд №3.
Давайте прочитаем разговор Муравья Вопросика и Черепахи.
Сколько групп животных назвала Черепаха? О каких животных мы уже узнали? Кто остался?
У. А кто такие звери? На этот  вопрос мы сегодня  должны  найти  ответ.
У. А какую  цель мы поставим перед собой ?
Д. Рассказать Муравьишке  Вопросику о том, кто такие звери и как их  отличить от других    групп животных
. Работа по теме урока.
     1. Работа по учебнику( с.26).
    *  Знакомство со строением  тела зверей.
                 У. Мудрая Черепаха  предлагает  нам прочитать вопрос  и рассмотреть рисунок  под ним.
                      Чтобы ответить : кто на рисунке зверь, надо установить – кто  точно не зверь.
                      Итак,  кто такой  орел?
                 Д. Орел –птица,
                 У. К какой группе относится  жук?
                 Д. Жук – насекомое,
                У. Остались крокодил и мышь. Вариантов 2: или звери оба, или кто-то один из них.
И чтобы ответить на этот вопрос , надо точно знать признаки зверей.
Начнем наше исследование со знакомства со строением  тела  зверей.
Отгадайте загадку (Слайд 3)
                     Рассмотрим тело жирафа.(с.26).
                  У.  Из каких частей  состоит  тело жирафа?
ВЫВОД: Тело зверей состоит из головы, шеи, туловища, ног, хвоста.
                                                               Слайд 4.
 
У. Найдите эти же части тела у кошки и коровы.
У. Ничего нового, необычного мы не увидели.    У нас самих есть все то же самое, кроме хвоста.    
     А чем же покрыто тело зверей?
Д.Шерстью .
У.  Тело покрыто шерстью.
Исследовательская работа
Что такое шерсть?
Из чего она состоит?
Какой может быть? ( Цвет, длинна , жесткость)

Шерсть –мех   или  волосы. Это первый отличительный  признак зверей.  
      Количество шерсти у них может быть различным, например, у слона ее мало, а у белого  
      медведя  ее  много. Это зависит  от того , в каком месте живет зверь.
       Теперь мы знаем отличительный признак  зверей.
ВЫВОД: Тело зверей покрыто шерстью.


Работа по картинке. Как называют детёнышей?
Чем звери выкармливают их?
Только у зверей самки вырабатывают молоко для кормления детенышей, поэтому зверей называют млекопитающими.
Слайд №9.
Мы можем сделать вывод: Тело зверей покрыто шерстью. Их называют млекопитающими
. Многие млекопитающие покрыты волосами двух разных видов. Посмотрите на рисунок с изображением бобра. У этого зверя под длинными, жесткими волосами спрятан плотный слой мягких. Когда бобр ныряет в воду, то намокают только наружные волосы.
А у дикобразов особые волосы. Они называются иглами.
Мы с вами теперь знаем основные отличительный признаки зверей наличие шерсти и кормление детенышей молоком. Вернемся к рисунку, который мы рассматривали в начале урока.
Слайд №10.
Крокодил и мышь кто из них зверь?
Хоть мышка и маленькая, но она зверь. А крокодил нет. У него нет шерсти, это мы видим сразу. А чтобы узнать, кормит ли он своих детенышей молоком, вспомним, как появляются на свет его малыши.
Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля», в котором в трюме корабля из яиц вылупляются крокодильчики.
Детенышей, появившихся на свет из яиц, молоком не кормят. Вспомните птиц.
Поэтому мы совершенно уверенно можем сказать, что крокодил не зверь. К какой группе животных он относится, вы узнаете позднее.
Звери могут питаться растениями или животными, добывать пищу днем или ночью. Большинство из них ходят на четырех лапах. Но некоторые могут скакать на двух, как, например, кенгуру. Часть зверей обитает на земле, часть на деревьях. Это зависит от того, кто как приспособился строить дома и добывать пищу. Звери могут иметь постоянную окраску или менять ее в разные времена года. Каких вы знаете зверей, меняющих окраску?
Слайд №11.
Как выглядят заяц и белка зимой? Как летом? Для чего они меняют свои шубы?
Разнообразие животных.
Мы с вами рассмотрели строение тела зверей. Как правило, такое оно у большинства. Но у каждого правила есть исключения.
Строение тела у некоторых млекопитающих может отличаться от других. Это зависит от их образа жизни. Давайте посмотрим, какое существует разнообразие животных.
 
Слайд №12.
Какие звери изображены?
Летучая мышь питается насекомыми. Что нужно, чтобы догнать и поймать насекомых?
Летучие мыши единственные млекопитающие, умеющие летать. Крыльями им служат лапы, между пальцами которых у них натянута кожа.
Кто из вас знает: где живет крот? Как он передвигается под землей? Чем! вы пользуетесь, чтобы копать землю? Вот и у крота ноги превратились в своеобразные лопаты.
Есть млекопитающие, которые всю жизнь проводят в воде. Это дельфины и киты. Их ноги превратились в плавники. Такие же плавники у тюленей, морских львов и моржей, хотя они проводят в воде только часть своей жизни.
Посмотрите на изображение кита. У него нет шерсти, а тело покрыто гладкой кожей. Ученые говорят, что когда-то давным-давно, у китов была шерсть, но она постепенно исчезла от долгого пребывания в воде.
Видите, как много нового и интересного вы узнали о зверях.
Что такое зоопарк.
Кто из вас знает, где живут звери, названные вами сейчас? В наших лесах мы можем встретить только оленя и волка. Остальные звери водятся в жарких странах, где не бывает зимы.
Но есть место, где сразу можно увидеть всех этих зверей и еще многих других. Кто из вас догадался, где может произойти такое чудо?
Правильно, в зоопарке.
Слайд №13. Сегодня на уроке мы с вами узнаем подробнее о том, что же это за место такое зоопарк.
Зоопарк это сокращенное название зоологического парка, где в неволе содержат диких животных с целью их показа, изучения, сохранения и размножения. Это музей живой природы, в котором мы можем увидеть представителей животного мира всей планеты.
Слайд №14. В зоопарке создаются условия, соответствующие естественным условиям обитания животных.
Зоопарк это научное учреждение, в котором изучают поведение, образ жизни, способ питания, рост и развитие детенышей животных. Размещая их, специалисты решают задачу: как создать для зверей благоприятные условия жизни? Ведь нельзя, например, поселить рядом лис и журавлей, волков и коз.
В зоопарке проводится большая работа по охране природы. В больших зоопарках ведутся исследования и разработки, направленные на сохранение видов в природных условиях. Зоопарки знакомят нас с жизнью дикой природы.
В зоопарках работают зоологи, биологи, ветеринарные врачи, которые решают такие проблемы, как выбор клетки или вольера, выбор продуктов, охрана здоровья, наблюдение за потомством.
В нашей стране много зоопарков. Есть маленькие, передвижные «зоопарки на колесах», которые переезжают из города в город, показывают малышам животных. Есть большие, постоянно находящиеся на одном месте. Один из крупнейших зоопарков мира Московский. В нем можно увидеть около 1000 видов животных из разных стран. В теплое время года зоопарк посещают до 50 000 человек.
Слайд №15.Каждый зоопарк интересен своей коллекцией животных, в любом есть что-то свое, особенное.

· Кто из вас был в зоопарке? В каком? Какие правила поведения вы запомнили?
Слайд №16.
Почему нельзя кормить животных?
Мы с вами не знаем: можно ли животному есть те продукты, которые едим мы. Из-за нашей неосторожности зверь или птица могут отравиться и умереть.
Приходя в зоопарк, вы приходите в гости к животным. Вам бы понравилось, если бы ваши гости начали носиться по квартире, кричать, дразнить вас и ваших родителей, размахивать руками перед вашим носом? Вот и животным это не нравится. Они начинают нервничать и злиться.
Если такие назойливые и шумные «гости» еще и залезут в клетку к животному, то они имеют шанс быть исцарапанными и покусанными.
Конечно, у тех, кто живет в Москве или рядом с ней, есть прекрасный шанс посетить самый большой зоопарк.
4. Итог урока.
Слайд №17.
Кто же они такие звери? Как их отличать от других животных? Каких еще зверей вы знаете? Где их видели?
Что такое зоопарк? Для чего люди создают зоопарки? Каких животных там можно увидеть?
За вашу работу на уроке Мудрая черепаха решила вам сделать подарок. Вот он в этой коробочке. Как вы думаете что здесь?
Давайте откроем и посмотрим.
-Коробка, открывайся. Не открывается.. Может, я что-то не так делаю?
(Откройся, пожалуйста)
Раздали конфеты и остались ещё.
- Что же мы с ними сделаем?






На данном уроке учащиеся открывают новые знания посредством решения проблемных ситуаций, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. В разработке использованы разные виды деятельности учащихся на уроке: работа в парах и группах, фронтальная беседа, решение практических задач, тестовая работа, работа с учебником, с дополнительной литературой (энциклопедией). 
Заголовок 315