Конспект урока Орфограмма парных по глухости-звонкости согласных


Конспект урока русского языка во 2 классе
по теме «Орфограмма парных по глухости-звонкости согласных»
(по курсу «Русский язык», автор М. С. Соловейчик)
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цели:
- формировать умение распознавать орфограмму на месте парных согласных; ввести понятие проверяемое и проверочное слово; получить алгоритм проверки парных согласных; учить работать по алгоритму.
- развивать память, мышление и речь; умение сравнивать, анализировать, логически выстраивать рассуждения; умение работать в паре, группе.
- воспитывать бережное отношение к слову и родному языку, уважительное отношение к мнению товарищей.
Оборудование: учебник; тетрадь на печатной основе; карточки с заданиями, сигнальные карточки «Светофор», листочки со шкалой успеха.;.Ход урока.
1. Организационный момент.
- Прошу встать у парты. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Почувствуйте тепло … У вас всё получится. С хорошим настроением приступаем к работе.
Работа с пословицей: Ученье и труд - всё перетрут. Как вы ее понимаете?
2. Актуализация опорных знаний.
Задание «Распредели по группам»
Детям предлагается задание по распределению слов по группам, опираясь на слова - указатели (он, она, оно, они). Работать предлагается в парах.
[зуп][вада][р’ика][глас]
[малако][зубы][й’аблака][глаза]
он онаоноони
зу.в.даябл.когл.загла.р.камолокозубы
После выполнения организуется проверка у доски. Обсуждение строится по следующим вопросам:
- В каких словах оставили «окошки»? Почему?
- Какую букву написали на месте безударного звука в слове яблоко? Почему?
- Какие слова отнесли к первой группе? Как их записали?
На доске фиксируются различные варианты записи детей.
- Какой вывод можно сделать? Учитель помогает детям прийти к выводу, что нужно было оставить «окошки», т.к. не понятно какую букву писать.
Вывод:
В некоторых случаях согласным доверять нельзя
  3. Постановка темы и целей урока.
Учитель просит прочитать проблемный вопрос, который задает мальчик иностранец в учебнике стр. 53
- А на месте согласных бывают опасные места?
Дети пытаются ответить на него, опираясь на свои наблюдения.
- О чем будем говорить сегодня на уроке?
-Чему будем учиться?
Учитель помогает сформулировать тему и цель урока.
4. Изучение нового материала
1. Работа с ТПО.
Учитель организует наблюдение за парными согласными, работу по справочному бюро (словарю)
Дети убеждаются, что парному по глухости-звонкости согласному на конце слова доверять нельзя.
Проверяют свой вывод по учебнику.
Учитель возвращает детей к 1 столбику слов, записанных на доске, ребята убеждаются что их действительно нужно было записать с окошками. И спрашивает:
- Сейчас нам удалось записать букву на месте согласного звука в конце слова, нам в этом помог словарь, а как действовать если словаря нет под рукой?
Учитель помогает высказать предположение, что в этом случае нужно проверить слова.
- Тогда давайте понаблюдаем за словами первого и последнего столбика, и за звуками парных по глухости-звонкости согласных.
- Чем похожи слова? (имеют одинаковое значение, и одинаковую часть)
- Чем отличаются? (обозначают разное количество предметов)
- Как ведет себя парный по глухости-звонкости согласный звук в словах первого столбика? (звучит глухо, нечетко)
- Как ведет себя парный по глухости-звонкости согласный звук в словах последнего столбика? (звучит четко, звонко)
- Как вы думаете, можно ли пользуясь словами четвертого столбика заполнить пропуски в словах первого?
- Как вы считаете, какой звук помог услышать согласный четко?
Учитель помогает сделать вывод о том, что, когда после согласного идет гласный он звучит четко. Словами четвертого столбика можно проверить слова первого.
Учитель предлагает послушать слово дуб.
- Есть ли опасность на месте согласного звука в конце слова? Почему?
В какой столбик на доске я должна его вписать? Как сделать так, чтобы согласный звучал четко? Как нужно изменить слово? Измените слово так, чтобы оно подошло в четвертый столбик. Теперь мы четко слышим согласный звук? Какую букву я должна написать в слове дуб.
Работает ли для проверки этот способ? Что нам удалось получить? (алгоритм проверки)
Учитель проговаривает с детьми полученный алгоритм и вводит понятие проверочное и проверяемое слово.
Физкультминутка.
5. Закрепление изученного материала
Учитель предлагает детям самостоятельную работу с карточками.
В карточках даны слова: хле., пру., флаги, пруды, хлеба, ягоды, фла., пруты, пло..
Найти и записать слова парами в столбики, пользуясь полученным способом действия (алгоритмом) вставить пропущенные буквы.
Взаимопроверка в парах. Обсуждение в классе.
- Какую пару подобрали к слову пру. ?
Учитель ищет в классе различные варианты, просит детей аргументировать свой выбор. Подводит детей к выводу, что, не зная лексического значения слова, проверить его не получается. Читает загадку:
Посреди поля лежит зеркало
Стекло голубое, а рама зеленая.
- Какое слово является отгадкой? Какое для него возьмем проверочным?
Учитель помогает сделать вывод о важности употребления той или иной буквы. Так как может измениться значение слова.
В каком столбике у вас проверочные слова? В каком проверяемые?
Рефлексия деятельности. Дети цветом показывают, как справились с заданием.
6. Итог урока.
- Что изучали на уроке?
- Какую цель перед собой ставили? Работа с пословицей: Учение и труд - всё перетрут. Есть ли здесь слово на изученное правило. Как проверить написание этого слова.
- Какой алгоритм проверки получили? Повторение алгоритма.
7. Рефлексия.
- Что мы знали об опасностях письма до урока, а что знаем теперь?
- Оцените свою работу по шкале успеха.
Домашнее задание: Найти пословицы, в которых есть проверочные слова к слову труд.