Урок по географии для 7 класса «Австралия. Географическое положение, история исследования и рельеф»


АВСТРАЛИЯ. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: комбинированный
Методы: частично – поисковый, репродуктивный.
Форма организации обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая
ЦЕЛИ УРОКА:
Сформировать представление о физико-географическом положении и рельефе Австралии.
Познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка.
Развивать умение работать с географическими картами, текстом учебника, устанавливать причинно – следственные связи, сопоставлять различные источники информации по заданной тематике.
Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к изучению предмета.
Воспитание интереса к путешествиям и открытиям через доступную информацию о путешественниках и исследователях.
Задачи урока:
Отработка навыков характеристики географического положения материка Австралия в ходе выполнения практической работы;
Отработка навыков работы с картами, атласами, таблицами.
Развитие мышления (учить анализировать, выделять главное).
Развитие речи учащихся через устные сообщения.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, настенная карта «Австралия и Океания. Физическая карта», раздаточный материал (таблицы для заполнения, тест), атласы, презентация по теме урока.
Ход урока.
Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность учеников.
1. Организационный момент. Приветствует учеников. Готовятся к уроку, приветствуют учителя.
2. Совместное формулирование целей и задач урока. Помогает учащимся сформулировать цели и задачи урока. Слайд № 1,2. Формулируют тему, цели и задачи урока. Записывают тему в тетрадь.
3. Актуализация знаний. Сокровища пятого континента. Слайд № 3. Слушают учителя, просматривают иллюстрации на слайде.
4. Изучение нового материала
4.1. История исследования. Сообщения учащихся. На прошлом уроке несколько учащихся получили опережающие задания. Они подготовили небольшие сообщения об исследовании Австралии. Слушая их ответы, вам надо будет заполнить выданную вам таблицу. Слайды № 4,5,6,7 Ученики, получившие опережающие задания, излагают свои сообщения. Остальные выслушивают и заполняют таблицу. (Приложение 1).
4.2. Географическое положение. Групповая работа. Распределяет задания практической работы по группам. Слайд № 8. Следит за выполнением. Выполняют в группе задания практической работы с помощью атласа и учебника.
4.3. Выступления учеников с результатами групповой работы по изучению географического положения. Организует проверку выполнения практической работы.
Слайды № 9,10,11,12,13,14.
Один человек от группы отчитывается у доски, трое оставшихся проверяют выполнение другими группами этого задания на контурной карте.
4.4. Физкультминутка. Учитель проводит физкультминутку. Выполняют упражнения.
4.5. Сравнение географического положения Африки и Австралии. Учитель предлагает сравнить географическое положение уже изученного материка Африки с ГП Австралии. Заполняют таблицу, делают выводы. (Приложение 2.)
4.6. Логическая задача. - Как вы считаете, ребята, почему открытие Австралии началось с её северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного? Кто внимательно работал с картой, может ответить на этот вопрос. Ведь именно с восточной стороны Австралии в Тихом океане проходили важные морские пути. Обдумывают задачу. Предлагают свои решения. (На пути морякам встретился Большой Барьерный риф.)
4.7. Выступление группы учеников по исследованию рельефа. Организует выступление последней группы. Предлагает остальным ученикам наносить на контурную карту показываемые объекты.
Слайд № 15. Шестая группа рассказывает о строении и рельефе материка, сопровождая выступление показом по настенной карте. Класс слушает объяснения одноклассников и наносит на контурную карту названия форм рельефа.
5. Закрепление изученного на уроке. Тест. Предлагает выполнить небольшой проверочный тест по теме урока. Организует взаимопроверку. Слайд № 16. Самостоятельно выполняют тест. Сверяясь со слайдом проверяют ответы соседа по парте. Выставляют ему свою оценку. (Приложение 3).
6. Рефлексия. Подведение итогов. Домашнее задание. Объясняет домашнее задание. Слайд № 17. Предлагает оценить своё отношение к уроку, пользуясь слайдом № 18. Выставляет оценки за урок. Оценивают своё отношение к уроку. Записывают домашнее задание: параграф 35, закончить работу в контурных картах.
Приложение 1. Исследования материка.
Дата Путешественники Открытия
1605 г Достиг Австралии.
1606 г Пересёк Тихий океан, прошёл вдоль южного берега Новой Гвинеи.
1642-1643 гг Открыл остров у южных берегов Австралии, нанёс на карту значительную часть северного побережья.
1770 г Проследил восточный берег Австралии. Обнаружил Большой Барьерный риф. Нанёс на карту очертания материка.
Конец 18 века Англичане Колонизация и освоение материка.
Приложение 2. Таблица сравнения ГП.
Сходства и различия
Африка Австралия
Южное полушарие Северное полушарие Южный тропик Экватор Северный тропик Индийский океан Атлантический океан Приложение 3. Тест.
1. Австралия полностью расположена:
а) в Западном полушарии
б) в южном полушарии
в) в северном полушарии 4. Крайняя западная точка:
а) мыс Стип-Пойт,
б) мыс Байрон,
в) мыс Йорк.
2. Площадь Австралии:
а) 17,8 млн. кв. км.
б) 14,1 млн. кв. км.
в) 7,7 млн. кв. км. 5. Австралию на севере омывает:
а) Арафурское море
б) Тасманово море,
в) море Фиджи.
3. Самый большой полуостров Австралии:
а) Арнемленд
б) Кейп-Йорк
в) Сомали 6. Горный хребет протянулся вдоль:
а) западного берега
б) восточного берега
в) северного берега