Музыкотерапия в структуре музыкально-ритмических занятий для детей, имеющих психоневрологические заболевания.


Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла достойное место. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля. Интересными были доклады психотерапевтов из Германии. Их лекции вызвали интерес среди ученых и студентов консерватории, педагогического и медицинского университетов. Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т. д., а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.
В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенными организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.
О значении музыки для развития ребенка сказано и написано немало. Музыка содействует более полному, гармоничному формированию личности, нравственных и эстетических качеств. Музыка – одна из обязательных форм реабилитации эмоций, движения, слуха, ритма и голоса (вплоть до точного интонирования) ребенка. Музыка есть пространство человеческого опыта, который влияет на мышление, тело и эмоции. Она способна изменить поведение слушателя или исполнителя. Музыка проникает в подсознание и может вызвать к жизни многое из того, что там скрыто. Только музыка способна прорваться сквозь все преграды вызывая отклики других центров нервной системы. Она так же может способствовать осознанию окружающего независимо от того, «нормален» ли человек или же у него есть какие-либо нарушения.
Проведение музыкально-развивающих занятий в общей системе работы с детьми становится особо актуальным, если речь идет о детях, имеющих отклонения в развитии, умственную отсталость (в отечественной специальной педагогике умственная отсталость обозначается как стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы).
Здесь музыка выступает не просто как предмет эстетического и нравственного воспитания (что тоже немаловажно для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями), а в большей степени как лечебная терапия – так называемая музыкотерапия. В последнее время ценность музыкальной терапии становится все более очевидной. Музыкальная терапия не может излечить снижение интеллекта, но с ее помощью педагог может взаимодействовать с ребенком. В своей практике я не встречала ни одного ребенка с проблемами в развитии, который не реагировал бы на музыкальные звуки. Мне кажется, что одной из причин, почему музыка так для них притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства наших воспитанников. Другая причина кроется в том, что музыка – это тропинка чувств и эмоций – мир, который, как представляется на первый взгляд, и я сама долго разделяла это убеждение, чужд человеку с проблемами в интеллектуальном развитии.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают основные пункты тренировочных программ.
Наиболее важными для детей-олигофренов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.
Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте седативный или активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С детьми в нашем центре ритмика осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.
Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение (чтение под музыку) умственно отсталых детей. Громкость звучания должна быть строго дозированной. Звук не должен быть
громким и в то же время чрезмерно тихим.
Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требует творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.
Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.
Опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит меня к следующим выводам:
использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится абсолютно всем детям;
лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от главного;
продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.
Цели стимуляции музыкой могут быть различными:
1. Снять или уменьшить контроль ребенка за своей речью. Пение, особенно групповое, настолько увлекает ребенка, что он перестает следить за тем, как он говорит.
2. Простимулировать активность, поднять эмоциональный и мышечный тонус.
3. Вовлечь неговорящего ребенка в процесс пения через подражание поющим детям и взрослым.
Для музыкальных занятий необходима группа детей и, как минимум, двое взрослых – один за инструментом, другой с детьми в зале. Кроме них в занятии могут участвовать ассистенты, их число должно соответствовать количеству детей, требующих индивидуального внимания. Желательно, чтобы часть группы составляли говорящие дети, если это невозможно, увеличивается число взрослых. Занятие должно проходить в атмосфере высокой эмоциональности, чтобы увлечь детей, тогда они будут петь с удовольствием. Для этого необходимо, чтобы все взрослые были искренне вовлечены в происходящее на занятии, делали все с удовольствием. Только тогда педагоги сумеют "заразить" своим настроением детей.
Музыкальное занятие - это не просто последовательность упражнений, это каждый раз цельное драматическое действие, в котором все элементы связаны и объединены общим ритмом. Построение занятия зависит от того, какие дети в нем участвуют, и какие проблемы должны решаться на данном этапе. Например, если в группе есть ребенок со страхами или нарушением общения, которого нужно вовлечь в общее действие, занятие начинается со спокойной, нерезкой музыки, дети слушают, плавно переходя от одной игры к другой. Постепенно интенсивность действия нарастает, дети активнее включаются в занятие (поют, играют на музыкальных инструментах). Некоторые элементы должны обязательно присутствовать на каждом занятии: это движение под разную музыку, чтобы ребенок вошел в мир музыки, услышал ее и при этом понял или вспомнил, что разной музыке соответствуют разные типы движения (под марш дети ходят, подвальс кружатся и т.д.). После этого дети садятся полукругом около пианино и
поют, некоторые песни сопровождаются игрой на музыкальных инструментах. На некоторых этапах пение полезно начинать с распевания. Важно также позволить детям отдаться во власть ритма, например, при игре на шумовых инструментах (маракасах, трещотках).
Кульминационная часть занятия - хороводные танцы. К этому времени уже все дети участвуют в действии, даже самые "отрешенные" дети оживляются и вовлекаются в общий танец. Именно в это время ребенок может начать делать то, что не получалось раньше, появляются новые звуки и слова, актуализируются уже отработанные. Заканчивается занятие снова спокойной музыкой или игрой. В этой ритмической организации занятия и состоит главная роль музыкальных занятий и меня, как учителя.
На занятиях исполняются разные хороводные танцы. Существенными чертами этих танцев является то, что все видят всех, что есть моменты, когда все держатся за руки, что в тексте песен есть повторяющиеся части. Мелодия должна быть увлекающей, но достаточно плавной.
Занятия с каждым новым ребенком строятся в два этапа: вначале ребенок постепенно вовлекается в групповые музыкальные действия, и только после этого начинается целенаправленная стимуляция речи. Вначале педагог старается заинтересовать ребенка общими играми, а не
требовать выполнения заданий. Для некоторых детей важно несколько первых занятий посидеть на стуле и присмотреться, и только потом они могут начать участвовать в занятии. Для ребенка новое занятие - это всегда ломка привычного стереотипа поведения, поэтому нужно дать ему время длявыстраивания нового стереотипа. Но адаптационный период должен быть не очень долгим, чтобы ребенок не привыкал к роли наблюдателя, и у него не вырабатывался новый стереотип "пассивного зрителя". Для тревожных детей и невротиков бывает необходимо предварительно пройти всю программу индивидуально (естественно, в сокращенном варианте), а затем уже включаться в общие занятия. Иногда это предварительное проговаривание и проигрывание необходимо ребенку в течение 2-3 месяцев, но опять же важно своевременно его прекратить. Педагогу приходится вести себя очень гибко, так, если после прекращения предварительного проигрывания ребенок стал тревожнее, негативнее и напряженнее, необходимо вернуться на несколько занятий назад, а потом опять потихоньку снимать индивидуальную поддержку. Для некоторых детей на первых порах необходимо присутствие мамы. В этом случае существенно, чтобы мама тоже с увлечением делала то, что нужно по ходу занятия, вместе с детьми, и не пыталась как-то воздействовать на своего ребенка. Затем через пару занятий маме потребуется зачем-нибудь выйти из зала, затем остаться снаружи помочь готовить чай. Главное, что это делается всегда по договоренности с ребенком. В некоторых случаях и для некоторых детей резкие изменения необходимы, но они всегда продумываются и готовятся педагогом заранее. Когда ребенок привык к занятиям в группе, моя задача - помочь ему освоить выполнение движений под музыку. Наконец цель почти достигнута: ребенок прыгает, изображая зайчика, раскачивается как медведь, хлопает в ладоши в нужный момент и делает это легко, благодаря соответствующему характеру музыки, эмоциональному настрою, помогающему войти в образ. В этот момент хорошо как-то усилить экспрессивность занятий. Этого можно достичь разными способами - меняя темп (ускоряя и замедляя), или пригласив на занятие кого-нибудь нового, или нарядив ребенка во что-то новое, если это для него важно (это может быть красивый бант, шарфик и т.д.). С этого момента начинается работа по стимуляции речи. Я вхожу внутрь круга (круг держится уже без меня) и на протяжении всего занятия пою лицо в лицо с ребенком. Хорошо, если есть тактильный контакт (я держу ребенка за руку). Можно вместе с ребенком образовать маленький круг внутри большого. Здесь я как бы призываю ребенка помочь ему петь, особенно выделяя голосом повторяющиеся фрагменты (би-би-би, ля-ля-ля, ...). Может потребоваться много времени, пока ребенок начнет произносить в ответ первые звуки. По-видимому, если длительные занятия не дают никакого результата, то нужно искать другие пути стимуляции речи. В большинстве случаев ребенок откликается на стремление вовлечь его в общее пение. Первое, что начинает делать ребенок - это подавать голос во время пения. После первых вокализаций появляются лепетные слоги. Если у ребенка нет моторных проблем, таких слогов появляется сразу много (бу-бу-бу, би-би-би, ма-ма-ма ...).
Педагог, занимающийся с ребенком, обязательно должен учитывать, что стимуляция речи ведет к общей стимуляции активности (т.к. произвольный контроль у ребенка в это время еще не сформирован). Поэтому такие занятия сильно возбуждают и растормаживают ребенка и могут давать эффект, похожий на стимуляцию сильными лекарствами. Если ребенок от занятий очень возбуждается и возбуждение преобладает над появившейся речевой продукцией, нужно на некоторое время оставить его в покое. Это значит, что ребенок продолжает ходить на музыкальные занятия, но временно прекращаю целенаправленно стимулировать его речь. Через некоторое время, когда возбуждение уменьшится, работу по стимуляции речи можно возобновить.
После того, как ребенок начал произносить слоги, я ослабляю индивидуальную работу с ним, но слежу, чтобы на каждом занятии повторялись те песни, которым ребенок может подпевать. На этом этапе музыкальная терапия отходит на второй план, хотя ребенок продолжает посещать музыкальные занятия, а на первый план выступают игровые методы стимуляции речи. Если в это время не ослабить интенсивность музыкальной терапии, ребенок перевозбудится, могут начаться истерики. Я предлагаю игры, в которых по ходу действия для ребенка очень важно что-то произнести. Это может быть, например, игра в прятки с ауканьем или игра в лото в группе детей, большинство из которых азартно вовлекаются в игру, каждый кричит "дай", тогда и у неговорящего
ребенка в какой-то момент может тоже вырваться слово "дай". Можно также специально "выманивать" речь, выстраивая такие ситуации, в которых ребенку оказывается необходимо что-то сказать (например, прежде чем дать ребенку то, что он хочет, в этом случае надо сделать небольшую паузу, чтобы ребенок попросил). Первые слова, которые появляются в результате игровых занятий - это обычно звукоподражания или другие короткие слова ("иди", "дай"). На этом этапе опять подключается музыкальная терапия. Поем вместе с ребенком (глядя ему в глаза) отчетливо пропевая некоторые слова. Желательно, чтобы эти слова были связаны с определенным движением. В конце концов, в результате этой работы ребенок повторяет какое-то слово, пропевая его. Для того, чтобы это удалось, важно подобрать песню, которая нравится ребенку. В этой песне должен быть подходящий мотив, т.к. для каждого ребенка существуют более "удобные" ритмы, которые ему легко поддержать, и менее "удобные", которые он плохо усваивает.
Заключение
Из работ ряда ученых-дефектологов мы узнаем, что музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.
Как показывает опыт, музыкальное направление работы способствует:
1. улучшению общего эмоционального состояния детей;
2. улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений);
3. коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции;
4. нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).
Таким образом, обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть необходимость дальнейших исследований, направленных на более тщательное изучение эффективности использования музыкальной среды в коррекционно-музыкальной работе. У такой работы не может быть завершения. Завершение подразумевает однозначный ответ и окончание проводимой работы. Однако я могу дать уверенную оценку той роли, которую музыка играет в воспитании детей с ОВЗ, возможно и не ведущей, но в некоторых случаях ставшей жизненно важным компонентом сложной работы, направленной на развитие ребенка.
Музыкальная терапия основана на всестороннем использовании музыки. Эта терапия начинается с применения простой вибрации, которая проникает в мир ребенка, вызывает резонанс и приводит к ответной реакции. Реакции умственно отсталых детей на музыку очень разнообразны, поэтому существуют приемы и методики, ведущие к осознанию такими детьми того удовольствия, которое приносит музыка.
Довольно трудно оценить. Что же музыка дает ребенку, тем не менее, длительная музыкальная терапия ведет к положительным изменениям в поведении такого ребенка, развивает его сознательность, дает ему средство самовыражения и творчества в переломные моменты его жизни.