Активные формы работы на уроке математики

ГОЛУБИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ

Учитель математики - Корнейченко Галина Александровна.
Стаж педагогической работы - 37 лет.

Применение активных форм обучения
на уроках математики

Обучение – это ремесло,
использующее бесконечное
количество маленьких трюков.
Д.Пойа.
Слайд 1

В школе важное место принадлежит математике. Это и для изучения других предметов. И на качество успеваемости существенно влияет. Поэтому основная задача учителя - развивать у обучающихся интерес к учению, научить учиться. Урок остается основной формой учебно-воспитательного процесса, уже более 350 лет. Основные положения заложены в ХVII-ХIХ вв, в трудах Я.А.Каменского (1592-1670), И.Ф.Гербарта, А.Дисверга (1790-1866), К.Д.Ушинского (1824-1870). Понятие «урок» разрабатывали К.Д. Кирилова. В.Л.Онищук, Ю.Б.Зотов. Качество урока это и есть качество обучения. Вот почему и следует совершенствовать методы и средства обучения, которые помогут развить интерес к предмету.
«Учить и воспитывать - как молния на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот - эта мысль и есть главное в уроке», писал учитель литературы Е. Ильин. Обучение математике - это искусство, направленное вовсе не на весь класс, а на каждого обучающего в отдельности. Урок действительно музыкальное произведение, рождается со звонком, пролетает для 25 пар глаз одновременно, но и в душе и в уме каждого обучающегося оставляет свой собственный след рождает тропинку, по которой еще предстоит пробираться через дебри и овраги к пониманию, к истине.
Слайд 2
А дети считают, что современный урок:
- это интересный и не трудный, на котором учитель и обучающиеся свободно общаются;
- это урок на котором чувствуешь себя уверенно;
- это урок где человек учиться быть человеком.;
- это урок без стрессов;

Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики?
Система моих уроков направлена на то, чтобы обучающиеся совместно со мной «творили» уроки. В учебном процессе меня привлекают новые оригинальные формы В последнее время сам урок заметно усложнился, требует большей подготовки, изменились отношения учителя и обучающихся на уроке, появились новые формы организации процесса обучения.
Слайд 3
Основная моя цель педагогической деятельности - создание условий для раскрытия индивидуальных способностей, формирование у обучающихся умений самостоятельно учиться планировать, организовывать, корректировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность
Задачи:
1.Развивать творческие способности обучающихся.
2.Осознавать необходимость математических знаний для развития личности.
3.Формировать навыки самостоятельной деятельности и реального оценивания каждым обучающимся своим знаний.

Слайд 4
Урок – образовательное пространство.
А это традиционные и нетрадиционные уроки.
Слайд 5
Прежде всего в основе - педагогика сотрудничества. Отношения с обучающимися строю на взаимном доверии. Радуюсь успехам. Огорчаюсь в случае недоработок. Воспитываю ценить каждую минуту урока. Поэтому очень серьезно отношусь к структурированию учебного материала . Основным компонентом является работа над основным содержанием. При этом учитываются возрастные, физиологические, психологические особенности учащихся. Определяю материал для повторения, изучения, закрепления и контроля. Структурирование учебного материала преследует цель обобщенного видения тем, разделов обучающимися, создание активной, деятельностной среды, в которой овладевают учебным материалом.
Слайд 6
И сразу остановлюсь на проблеме «накопляемость оценок». Оценка? Роль существенная. Это стимулятор в работе. И если выставляется сразу после выполнения задания. Но в течение урока осуществить полный контроль очень сложно. Рекомендую - при планировании урока определить за что и когда оценить деятельность обучающегося.
Слайд 7
Наглядность. Можно современным урок, если он проведен без наглядных и технических средств обучения. С ними урок богаче, ярче, образнее. Они способствуют лучшему запоминанию материала, повышают интерес к предмету.
Использую ресурсы, размещенные на информационном консультационном портале ФЦПРО([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и др. Приложение1.(Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательного процесса по предмету «Математика»).
Слайд8
Что такое творчество ? В 1959 году американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия творчества: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Ребёнок, обучаясь должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он ещё и свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха учебной деятельности. Важно будоражить ребят, заставить их думать. Они могут высказывать свою точку зрения, обосновывать, но если они не верны, поправить.
Слайд 9
В проведение уроков включаю :
- «Мозговая атака» (широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения проблем. Его цель- организация коллективной мыслительной деятельности по поиску путей решения проблем).
Создание проблемных ситуаций, задания творческого характера (для соседа, товарища) ,игровые моменты на уроке помогают создать бодрость учебного настроения. Конкурсы, турниры, эстафеты, бои, ринги хорошо уживаются с серьезным учением.
Слайд 10
Урок-зачет. Проводить его можно в разных вариантах.
Первый Когда экзаменаторы, свободные от уроков преподаватели
Второй. Экзаменаторами выступают обучающиеся, хорошо усвоившие тему.
Приложение 2. ( План-урок по теме « Обыкновенные дроби».
Слайд 11
- Деловые игры ( такой урок удобнее проводить при повторении и обобщении темы. Класс разбивается на 3-4 группы. Каждая группа получает задание, выполняет и рассказывает их решение)
Слайд 12
Консультации.
Логика учителей: - Кому не понятно? - Мне - Надо было слушать.
Слайд 13
Урок-лекция ( темп лекции долен быть посильным для учащихся, повторы лекции не желательны, их можно избегать путем варьирования основной мысли. При демонстрации средств наглядности нужно привлекать к разговору обучающихся. Лекция носит поисковый характер, вопросы привлекают учащихся. Например : лекция по теме «Декартовы координаты в пространстве»:
1. Ведение декартовых координат на плоскости.
2. Ведение декартовых координат в пространстве.
3. Жизнь и деятельность Р.Декарта.( учащиеся)
4. Формула расстояния меду двумя точками.
5. Формула координат середины отрезка.
6. Преобразование фигур в пространстве.
. Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую вы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

-На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий.

-Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

- Учите иx учиться. .
- Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.

-Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
-Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
-Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
-Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
-В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
-Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
-Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
- Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
-Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти полезные правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности





Приложение 2.

УРОК-ЗАЧЕТ
по теме « ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ».

Цель :
Обобщение и закрепление знаний и умений по теме «Обыкновенные дроби». Развивать способность обобщать, делать выводы.
Воспитание ответственности, самостоятельности.

Оборудование: учебник, дифференцированные карточки, таблица с общими результатами, памятка для выставления оценок.

Ход урока :
1. Оргмомент. Математическая тренировка.
2. Сообщение цели. ( Условия проведения зачета. Выбор помощников. Задания).
Остальные берут карточки-задания

ЗАДАНИЕ
РЕШЕНИЕ
ПРОВЕРКА

1Сократить дроби

2 Сравнить дроби

3Найти значение выражения

4Решить задачу

5Решить уравнение





3.Самостоятельная работа.
Учащиеся выполняют задания. (Желательно за отдельными столами)
Учитель работает с помощниками.

4.Зачёт.
Обучающиеся помощники принимают зачет. Они сверяют с правильным решением, выставляют оценки. Учитель перепроверяет,
обобщает результаты.

5. Подведение итогов.