Консультация для воспитателей Малые формы активного отдыха (физпаузы и физминутки). Новые подходы к организации


Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 91 комбинированного вида»
Консультация для воспитателей
«Малые формы активного отдыха
(физпаузы и физминутки).
Новые подходы к организации»
77152519431000



Подготовила
инструктор по физической
культуре ГБДОУ № 91
Ершова О.А.
г. Севастополь
Консультация для воспитателей
Малые формы активного отдыха (физпаузы и физминутки).
Новые подходы к организации.
Основными средствами развития двигательных навыков в ДОУ являются непосредственно образовательная деятельность по физической культуре. Помимо НОД по физической культуре двигательную активность детей необходимо развивать за счет малых форм активного отдыха. К ним можно отнести физкультурные минутки, физкультурные паузы.
Физкультминутки – это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей. Часто педагоги проводят комплексы физкультминуток. Такие комплексы состоят из 3-5 упражнений и продолжаются не более 2-3 минут.
Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток прежде всего длительностью и проводятся в течение 5 -10 минут (6-8 упражнений). Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток решаются более частные задачи (снятие утомления с мышц спины, шеи, рук и т.д.). При проведении физкультурных пауз (их еще называют динамические паузы), кроме достижения этих же целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления. Физкультурные паузы можно проводить в виде комплекса общеразвивающих упражнений, танцевально-ритмической гимнастики или ритмического танца.
Все упражнения малых форм активного отдыха можно разделить по направленности и воздействию на организм:
группа упражнений общего воздействия, способствующая активизации различных систем (нервной, мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной) организма ребенка;
комплексы упражнений, применяемых при утомлении плечевого пояса, шеи, рук;
группа упражнений, направленная на восстановление работоспособности кистей и пальцев рук; o группа упражнений, применяемая при утомлении глаз;
группа упражнений, способствующая повышению возбудимости нервной системы или мобилизирующего характера (используется при монотонной работе);
группа упражнений, направленная на активизацию внимания, способствующая переключению с одной деятельности на другую;
комплексы упражнений, содействующие формированию и укреплению осанки;
упражнения, направленные на расслабление мышц, и дыхательные (применяются при напряженной умственной и физической работе)
Уместно и целесообразно физминутки проводить в течение занятия, каждые 12-15 минут, а в перерывах между занятиями - физкультпаузы.
При подготовке и проведении физминуток и физпауз необходимо помнить:
- перед началом физминутки важно, чтобы дети расположились удобно, не мешали друг другу и приняли исходное положение;
- периодически использовать различный инвентарь, пособия, а также музыкальное сопровождение;
- при подборе речевого материала для физкультминуток и физкультпауз необходимо учитывать возраст, речевые и двигательные возможности детей, а также время года и тематику занятия.
Содержанием физминуток и физпауз могут быть не только физические упражнения, а также: логоритмические упражнения, пальчиковые упражнения и игры, игры на развитие физиологического и речевого дыхания, малоподвижные игры на различную тематику и др. Игры и упражнения можно проводить с речевым сопровождением (проза, стихи) и без него. Посредством физминуток и физпауз можно решать различные задачи:
• закрепление двигательных умений, выработка двигательного навыка;
• развитие общей моторики, мимики;
• развитие выразительности и грации движений;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие слухового внимания и слуховой памяти;
• развитие чувства ритма;
• обогащение словарного запаса по лексическим темам;
• развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
• развитие силы голоса;
• развитие интонационной выразительности речи;
• воспитание дружелюбия; организованности, самостоятельности;
• координация речи с движением;
ФизкультминуткиФизминутки бывают:
• с использованием общеразвивающих упражнений
• с использованием малоподвижных и подвижных игр
• с использованием танцевальных движений
• с использование стихотворного текста, где нужно повторить то, о чём говорится.
Основные требования к выбору упражнений:
Упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей; быть простыми, интересными и доступными, иметь игровой характер, быть удобными для выполнения на ограниченной площади, эмоциональными;
Упражнения должны быть знакомы детям;
Комплекс упражнений должен быть направлен на основные большие группы мышц и снимать статическое напряжение, вызванное длительным сидением;
Обязательно следует подбирать такие упражнения, как потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на раскрытие грудной клетки, что выполняется с одновременными движениями рук вверх и в стороны - они способствуют выпрямлению позвоночника и повышают тонус мышц-разгибателей туловища;
Движения по своему характеру должны быть противоположными положению туловища, ног, головы, рук детей во время занятий (упражнения с выпрямлением ног туловища, с наклонами и поворотами туловища, разведением плечей (рук) в стороны, подниманием головы;
Упражнения должны быть согласованы с видом и тематикой занятий, характером деятельности;
Последнее упражнение должно быть направлено на снижение физиологической нагрузки (свободное поднимание рук вверх и опускание вниз в сочетании с глубоким вдохом и полным выдохом).
По установленной методике физминутки выполняют сидя за столом, стоя за столом, около стола. Однако, упражнения для физминуток лучше выполнять на ковре. Это обеспечит простор и даст возможность выполнять упражнения из разных исходных положений (лежа на спине, боку, животе), что имеет большое значение для коррекции позвоночника. Кроме того, на ковре дети могут выполнять игровые упражнения на развитие гибкости и подвижности позвоночника: прогибание и выгибание позвоночника («добрая и злая кошка»), ползание по полу с опорой на кисти рук и колена как «собачка», «черепашка», «жучки», «змея».
Проведение вовремя физминуток только хороводной подвижной игры не обеспечит восстановление трудоспособности. Такую игру следует обязательно объединять с 2-4общеразвивающими упражнениями или 1-2 основными движениями (ходьбой, бегом, подлезанием, упражнениями с мячами), правильно их комбинируя.
На занятиях изобразительной деятельности и письма у детей утомляются мышцы рук. Поэтому необходимо включать упражнения для пястей рук и пальчиковые игры. Мелкая моторика стимулирует действие речевых зон коры головного мозга, развивает внимание, память, воображение. Пальчиковые игры необходимо сочетать с общеразвивающими упражнениями: интенсивным потягиванием, выпрямлением позвоночника, раскрытием грудной клетки в сочетании с движениями рук вверх, в стороны или руки в «замке» за спиной. Кроме того, очень полезно объединять с общеразвивающими упражнения гимнастику для глаз.
В конце каждой физминутки следует включать спокойную ходьбу и упражнения на расслабление, восстановление дыхания
ФизпаузыОт содержания и организации отдыха между занятиями зависит работоспособность детей в течение дня. Физпаузы можно проводить в спортивном зале, групповой комнате или на площадке.
В комплекс физпауз рекомендуется включать упражнения с мячом, ходьбу по бревну, прыжки в глубину, через скакалку и др. Кроме того, предлагается активно использовать разные упражнения с подлезанием, пролезанием, лазанием и ползанием, которые способствуют развитию мышц туловища, гибкости и подвижности позвоночника.
Физпаузы могут быть и комбинированными и составляться из комплекса общеразвивающих упражнений и подвижных игр, уже знакомых детям. Например: сначала выполняется 6-7 упражнений (дозировка 5-8 раз в зависимости от возраста детей), а потом проводится игра большой или средней подвижности (1-2 проигрывания). В конце комплекса обязательно выполнить упражнения на расслабление.
На воздухе общеразвивающие упражнения (6-7) можно сочетать с 2-3 основными движениями: различными видами бега (прямо, оббегая деревья, преодолевая препятствия), ходьбой по бревну (по поваленному дереву, снежному валу), подлезанием под дугу (в обруч, под веревку, под низкими ветками деревьев и т.д.), метанием в цель и на дальность.
Общеразвивающие упражнения в группе необходимо сочетать с разными видами ползания, подлезания, перелезания, прыжками, упражнениями с мячом.
Игры малой и средней подвижности можно объединять с такими основными движениями (до трех), как бег, прыжки, упражнения на равновесие, подлезание, метание.
Игру высокой подвижности можно объединить с игрой средней подвижности (хороводной) - в начале физпаузы и игрой малой подвижности в конце ее. Игры повторяются по 2-3 раза.
В комплексах физпауз можно использовать пантомиму, двигательные шарады. Можно предложить детям самостоятельно придумать упражнения имитационного характера и исполнит их в мимике и пантомиме. Например, изобразить движения животных, инопланетянина и т.д. Содержанием физпауз может быть самостоятельная деятельность детей с использованием разнообразного оборудования, мелко инвентаря, занятий на «мини-стадионах». В физпаузах можно использовать упражнения «Пластик-шоу» (Н.Н. Ефименко), ритмическую гимнастику-аэробику (С. Б. Бочкова). Под веселые, динамичные мелодии следует подбирать несложные упражнения, которые дети легко усвоят и выполнят. В конце физпаузы физическую нагрузку следует снизить, предложив детям упражнения на расслабление и восстановление дыхания ил игры малой подвижности. Физпауза должна заканчиваться за 2-3 минуты до начала следующего занятия, чтобы дети смогли успокоиться и своевременно к нему подготовиться.