Практический семинар для руководителей МО гуманитарного направления:НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ. ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯМ НУЖНО МЕНЯТЬСЯ?

ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА
для руководителей МО
гуманитарного направления.

Тема: «НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ.
ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯМ НУЖНО МЕНЯТЬСЯ?»

















Макушева Е.Г.






ДАТА: 9 ноября 2012 г. Время: 10ч.00м. Место проведения: Карасуская СШ
Регистрация: с 09ч.30м. до 10ч.00м.

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА для руководителей МО гуманитарного направления.
Тема: «НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ.
ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЯМ НУЖНО МЕНЯТЬСЯ?»

Кому нужен данный семинар? Тем,
Кто действительно хочет позитивных изменений в своей жизни;
Кто хочет максимально полностью раскрыть и реализовать в своей жизни свой внутренний мир, потенциал;
Кто уже достиг в жизни, работе многого , но хочет получить ещё большего!

Самое главное для успешного семинара – это живая, творческая атмосфера. Участники должны отвлечься от своих повседневных забот, скинуть с себя устоявшиеся стереотипы и направить свою мысль на поиск свежих идей. Для создания такой атмосферы большую роль играют не только сами формы работы, но и всякие мелочи, на которые, как правило, обращают мало внимания – цветные (а не только черные) фломастеры, цветная (а не только белая) бумага, работа в непривычных местах – на полу, на стенах, шутки, юмор и так далее. Участники семинара не должны никуда торопиться или отвлекаться на посторонние дела, то есть программа и длительность семинара со всеми паузами должны быть им известны заранее, а помещение для семинара лучше выбрать вне их обычного рабочего места.

Крайне важно, чтобы оно было достаточно просторным для работы в нескольких группах, и чтобы столы и стулья в нем свободно передвигались. Группа должна сидеть так, чтобы каждый ее член был виден и слышен всем. Лучше не загромождать помещение избыточными столами, и все, что участники семинара должны записать, подготовить заранее в виде раздаточных материалов. Желательно, чтобы стены были пустыми, – во-первых, это поможет вам избежать отвлекающих факторов, а во-вторых, предоставит много функционального пространства для размещения результатов работы и необходимых материалов.



Цели семинара:
Познакомить с целями трехмесячных курсов.
Ознакомить участников с интерактивной методикой проведения семинаров.
Разъяснить значение терминов «коуч - коучинг», «ментор – менторинг - менти».
Способствовать обмену опытом методической работы, составлению «открытых вопросов».
Помогать организациям образования применять современные подходы в обучении учащихся.
Улучшить навыки совместной (взаимной, групповой) деятельности;
Подвести учителей к мысли о необходимости меняться.

Целевая группа (10 - 20 человек):
Руководители методических объединений.
Работники учреждений образования, культуры.
Представители местных органов власти.


Основные этапы:
ЗНАКОМСТВО УЧАСТНИКОВ
СООБЩЕНИЕ ЦЕЛЕЙ СЕМИНАРА
ВЫЯСНЕНИЕ ОЖИДАНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКОВ
ОПИСАНИЕ СИТУАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И РАНЖИРОВАНИЕ ЗАДАЧ
ГЕНЕРАЦИЯ ВАРИАНТОВ РЕШЕНИЯ
ВЫБОР И ДЕТАЛИЗАЦИЯ НАИБОЛЕЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ


Сообщение целей семинара (Метаплан)
Знакомство с участниками семинара (Большая картина – 1-я часть)
Объединение участников в микро-группы (Я ЛЮБЛЮ СВОЙ КАЗАХСТАН)
Выяснение ожиданий и потребностей группы (Яблоня ожиданий – 1-я часть)
Выяснение основных проблем (Сужение)
Представление разработанных проектов. (Защита постеров)
Просмотр видеороликов.
Подведение итогов (Яблоня ожиданий – 2-я часть)
Рефлексия.
Обсуждение использованных методов (Диалог модератора)
Конец семинара (Как наше самочувствие?)


Развернутый план семинара:

Время
(в минутах)
Деятельность
Ожидаемый результат
Материалы

10(10:00 – 10:10)
Самопредставление коуча слушателям семинара –
(я, Макушева Е.Г. – учитель Карамырзинской СШ, приехала на Онлайн-практику.
Я готова поделиться с вами тем, чему научилась за это время, и выяснить, существуют ли проблемы в овладении новых подходов, имеет ли кто-то старые убеждения и стереотипы, а может кто-то уже открыт к новому и готов меняться)

Сообщение целей семинара (Метаплан):
Коуч сообщает группе цели семинара:
Программа второго уровня разработана в рамках двух приоритетных направлений:
Первое – овладение учителями широким спектром знаний, адекватных современным
представлениям об успешности преподавания и обучения.
Второе – концентрация внимания на взаимосвязанных процессах совершенствова
ния компетентности учителя и формирования его практики коучинга и менторинга для
содействия в профессиональном развитии коллег.
Оба процесса – синкретичны во всех принципиальных аспектах Программы второго
уровня, в связи, с чем новые подходы в преподавании и обучении рассматриваются в контексте идеи обучения или курирования коллег в процессе их применения.

одновременно помещаю на стену ключевые слова на разноцветных карточках ("Проблемы", «Вопросы», "Как решить?", "Тренер", "Методика").

Все участники понимают цели семинара и знают, что они будут обсуждать.

КАКИМ ОБРАЗОМ НУЖНО ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ПРАКТИКУ, ЧТОБЫ СООТВЕТСТ
ВОВАТЬ НАВЫКАМ 21века?

Знакомство с новыми терминами:
Коуч – коучинг;
Ментор - менторинг.
Разноцветные карточки с ключевыми словами.

Скотч (на протяжении всего семинара).




30 (10:10 – 10:40)
Знакомство с участниками семинара (Большая картина – 1-я часть)
Коуч сообщает, что для эффективной, творческой работы они должны, во-первых, познакомиться, а, во-вторых, создать творческую атмосферу.
Прошу всех встать.

Делимся на группы, произнося фразу:

«Я ЛЮБЛЮ СВОЙ КАЗАХСТАН!» (собираемся в группы по своим произнесённым словам).
Далее знакомство в группах.
С каким животным, птицей или рыбой вы себя ассоциируете и почему? В какой роли вы хотели бы выступить в кино или в театре?
н\р: я – Елена, сравниваю себя по знакам – телец и петух, такая же упёртая, добиваюсь цели, стою на своём, но не клюю и не бодаюРоль -
Создана творческая, непринужденная атмосфера для продуктивной работы.

Участники познакомились друг с другом.

4 – 5 сдвинутых парт – столов для работы групп.



20 (10:40 – 11:00)
Выяснение ожиданий и потребностей группы
(Яблоня ожиданий –
1-я часть)
КОУЧ сообщает, что для оптимального построения семинара он должен выяснить ожидания участников;

разбивает группу на две - три микро-группы (произвольно).

группы представляют свои ожидания, помещают карточки на "яблоню".

Коуч предлагает выработать правила, как работать, чтобы удовлетворить максимум ожиданий (Слова-убийцы)

КОУЧ и группа имеют четкое представление о своих ожиданиях от семинара.

Выработаны правила достижения успешного результата.

Лист с рисунком «яблони».

30 цветных карточек -"яблок".

20 (11:00 – 11:20)
Правила группы:

А теперь выработаем единые общегрупповые правила поведения. Вы мне будете говорить, а я буду записывать на листе ватмана.
Королевские правила
Не опаздывать
Не перебивать
Не оценивать
Возможность помолчать
«Здесь и сейчас»
Больше контактов
Конфиденциальность
Активность
Работа от начала до конца
Правило поднятой руки («один в эфире»)
В знак того, что мы принимаем правила нашего королевства, поаплодируем.
Цель: формирование единого рабочего пространства и выработка правил поведения в группе на протяжении всего тренинга.
Время: 10 минут.
.
Инструкция: Представь себе, что ты король или королева, а наша аудитория твое королевство. Ты можешь устанавливать здесь любые правила, которые кажутся тебе разумными и которые мы будем соблюдать в течение всех тренинговых занятий, чтобы каждому было комфортно здесь, в нашей группе.
Какие правила ты введешь в своем королевстве? Придумай и напиши на листе список своих правил

30 (11:20 – 11:50)
Выяснение основных проблем (Сужение)
!!! РАЗМИНКА - прошу всех индивидуально нарисовать образ индейца.

Разве сегодня он выглядит именно так?
Почему мы считаем, что наши дети должны сидеть тихо?
Что они должны заучивать наизусть стихи, даты, факты?

Запомните, НЕВОЗМОЖНО со старыми взглядами на жизнь давать новое в обучении, добиваться успеха и развития личности.


Сегодня УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШИМИ УШАМИ И С ЗАКРЫТЫМ РТОМ!

НЕ ДАЁМ ГОТОВЫЕ ЗНАНИЯ, ОНИ САМИ ДОЛЖНЫ ИХ ИСКАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.

КОУЧ сообщает, что теперь участникам предстоит проанализировать ситуацию и ответить на вопрос
"Что в первую очередь мешает УЧИТЕЛЮ заниматься самообразованием?"

участники индивидуально обдумывают вопрос и пишут на карточках ключевые слова 5-ти основных проблем


через 7 минут участники объединяются в группы и выбирают из своих карточек 7 наиболее приоритетных

через 10 минут модератор объединяет две группы в одну группу и просит их совместно выбрать из своих 14 карточек, 6 наиболее приоритетных.

Изобразите на флипчарте свои приоритеты «Я – ЛИЧНОСТЬ 21 века», т.е. вы должны их опровергнуть

Как вы пришли к данному решению?
Как вы считаете, в чём главная проблема?
О какой мотивации вы говорите?
Вам было легко работать друг с другом?
Единогласно было принято решение?
Все ли высказывали своё мнение?
Почему вы так думаете?
Что для вас было трудным?
Поняли ли друг друга?
Как приходили к единому мнению?
А кто активнее участвовал в обсуждении? Какова причина?
!!! необходимо распределить роли (обязанности в группе, кто из членов группы и за что отвечает)
Участники обдумали и обсудили суть вопроса и определили наиболее приоритетные проблемы, которые мешают активному общественному участию и развитию личности.












Критическое мышление.















Защита работ на постерах (флипчартах).






































Раздаю распечатанный материал для знакомства «ПОЧЕМУ УЧИТЕЛЮ НЕОБХОДИМО МЕНЯТЬСЯ?»




«Если у каждого из двух собеседников будет по яблоку, и они обменяются ими,
то ничего не изменится. Но если собеседники
обменяются идеями, то у каждого из них
станет в два раза больше», - сказал Б. Шоу.
 

Ватманы,
Цветные карточки.
Фломастеры.

10 (11:50 – 12:00)
Просмотр фильма «Меняется мир»



После просмотра обсуждение:
Почему же учителю необходимо меняться?

(НЕВОЗМОЖНО ОВЛАДЕТЬ НОВЫМИ ПОДХОДАМИ, ИМЕЯ СТАРЫЙ ВЗГЛЯД И УБЕЖДЕНИЯПРИМЕНЯЯ НОВЫЕ ПОДХОДЫ, ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ С КАЖДЫМ УЧЕНИКОМ И ВСЕ ИЗ НИХ ПОЧУВСТВУЮТ СВОЮ ЗНАЧИМОСТЬ. ТАК КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ВИДОИЗМЕНИЛИСЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. НУЖНО НАХОДИТЬ ОБЩИЕ ТЕМЫ И БЫТЬ ИНТЕРЕСНЫМ. ПОНИМАТЬ И ПРИНИМАТЬ ВСЁ НОВОЕ, А НЕ ИГНОРИРОВАТЬ!)



Узнают о стремительном развитии мира, интеграции. Важные реформы в сфере образования.
Развивать у школьников умение свободно излагать мысль.
Системно использовать компьютерные технологии на уроках.
Применять систему оценивания мотивирующую развитие и самостоятельное обучение детей.
В связи с этим определены приоритеты преподавания и обучении.







ФИЛЬМ «Меняется мир»














5 (12.00 – 12.05)
Тренинг «ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ СТАРОГО»
УЧАСТНИКИ БЕРУТСЯ ЗА РУКИ. СОБИРАЮТ В ЛАДОНИ ТО, ЧТО ИМ НЕ НУЖНО, КРЕПКО СЖИМАЯ, ПОДНИМАЮТ ВВЕРХ И УНИЧТОЖАЕМ НА СЧЁТ ТРИ, ВЫКИДЫВАЕМ СО СЛОВАМИ: «УХ.»


10 (12.05 – 12.15)
ФИЗМИНУТКА «КАРА ЖОРГА»

Потому как мы любим витамины, делимся на «ЯЛОКИ» И «АПЕЛЬСИНЫ»

30 (12.15 – 12.45)
Объединение в 2 группы.
Тригерные рисунки.
Предлагаю – одной группе нарисовать положительного ученика, а другой отрицательного. Дать имя, придумать про него стих, в каком классе учится и в какой местности проживает?

Меняются и перевоспитывают хорошего в плохого, а плохого в хорошего.

Кто виноват? Почему?
Сразу ли вы справились с заданием?
Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
Как развить самообладание?
Понимают, что всё зависит от них самих.






Защита постеров.






Открытые вопросы
Чистый лист, маркеры.

15 (12.45 – 13.00)
Притча «Всё в твоих руках».



Понимают, что всё зависит от них самих. РЕШЕНИЕ ЗА ТОБОЙ, А НЕ ЗА КЕМ-ТО ДРУГИМ.
Видеоролик.

15 (13.15 – 13.30)
МОЗГОВОЙ ШТУРМ (ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ)
- Как можно улучшить работу организации без дополнительных затрат? (открытый вопрос -–тишина)
Какие шаги следует предпринять руководству – может, обратить внимание на создание более благоприятной атмосферы или, наоборот, ввести более жесткие требования к персоналу?
(вопрос с вариантами, причем, полярными – снова нет ответа) Может ли, скажем, наказание за опоздания заставить работников более ответственно относиться к своим обязанностям?
(тут уж почти наверняка будет ответ "нет", а, спровоцировав первый ответ, модератор должен дальше "раскручивать" группу, переходя вверх и вниз по лесенке вопросов)
РЕФЛЕКСИЯ.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

Участники имеют всестороннюю картину всех имеющихся в наличии ресурсов.

Развит командный дух и усилена творческая атмосфера.




20 (13.30 – 13:50)
Подведение итогов (Яблоня ожиданий – 2-я часть)
участники подводят итоги семинара и "собирают яблоки" выполненных ожиданий.

если некоторые "яблоки" все же остаются висеть, модератор проводит разговор о том, почему они остались несобранными и что можно было сделать иначе

Подведены итоги семинара.
Собраны комментарии о возможном улучшении программы.

("Яблоня ожиданий")

30 (13:50 – 14:20)
Обсуждение использованных методов (Диалог модератора)
модератор проводит свободную беседу с группой об использованных методах работы, об умении правильно задавать вопросы, их эффективности, возможных вариантах, сфере применения и т.д.

участники получают раздаточные материалы.
Участники улучшают свои организаторские и методические навыки.
(раздаточные материалы)
*** можно показать ролик «Любимые фразы учителей»


***Просмотр вводной презентации о целях 3-ёх месячных курсов.





5 (14:20 -14.25)

Упражнение для релаксации «Полет белой птицы» – Включить звук океана.

Отвлечение
Ведущий: Расположитесь максимально удобно, расслабленно, глаза закройте, руки и ноги скрестите, правая рука и правая нога – сверху.
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.
В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам эта белая птица.
Я лечу в спокойном синем небе, подо мной – спокойное синее море.
Вдали показался желтый песчаный берег, он приближается. Я подлетаю, опускаюсь на теплый желтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину.
Я лежу на теплом желтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен, отдыхаю.
Ступней моих ног коснулась приятная прохлада. Приятная прохлада заполнила мышцы ног. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины. Мышцы – легкие и бодрые. Приятная прохлада заполнила грудь, руки. Мне легче дышать. Приятная прохлада заполнила шею и голову. Голова – ясная и чистая. Мышцы – легкие и бодрые... Три глубоких вздоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул!


25 (14:20 – 14:45)
Конец семинара (Как наше самочувствие?)
модератор закрывает семинар и благодарит участников
он предлагает им, уходя, поставить на символическом градуснике отметку о своем самочувствии (36,6 – ничего не изменилось, выше – горю идеями и энергией, ниже – тоска смертная)


по СЮЖЕТУ «ЛЮБИМЫЕ ФРАЗЫ УЧИТЕЛЕЙ»

УЗНАЛИ СЕБЯ?

СЧИТАЕТЕ, ЧТО ПОЛУЧИЛИ РУКОВОДСТВО К ДЕЙСТВИЮ?

ЕСТЬ НАД ЧЕМ РАБОТАТЬ?

Какая информация сегодня была наиболее полезной для вас?

РЕФЛЕКСИЯ:
Что принес вам первый тренинговый день?
Каковы ваши впечатления от сегодняшнего занятия?
Какие открытия вы сделали для себя?
Что возьмете на вооружение и будете использовать в дальнейшем?


*** Если они желают, то показываю, видеоролик о нашей группе.
Модератор получает картину самочувствия группы и дополнительную оценку эффективности семинара.


Когда учителя
перестанут учить,
ученики, наконец,
смогут учиться.
(Ларошфуко)










ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!
15