Статья на тему Проектная деятельность как инновационная составляющая


Проектная деятельность как инновационная составляющая учебного процесса (из опыта работы).
Преподаватель Мацаева О.В.
Согласно требованиям ФГОС 3-го поколения дисциплина «Естествознание» преподается в техникуме с 2011 г.; ее особенность состоит в том, что это – интегрированный курс, объединяющий знания из разных предметных областей. Данная дисциплина способствует формированию мировоззрения студентов и целостной естественнонаучной картины мира, пониманию необходимости полученных знаний и образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения и отношения к окружающей среде. Методика естествознания может использовать теоретические выводы других наук, их методы и результаты исследования. При этом происходит не простое заимствование данных, а их творческая переработка с учетом специфики объекта самой методики, ее теоретических и практических задач. В результате освоения дисциплины студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации; соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
В освоении этой дисциплины и формировании основных знаний, умений и навыков у студентов, выбравших для своего профессионального образования юридическую или экономическую специальность, нередко возникают проблемы, так как науки входящие в курс «Естествознания»( физика, химия, биология) трудны для восприятия, понимания и осмысления для большинства студентов. В соответствии с этим перед педагогом стоит сложная задача постоянно мотивировать студентов к активной учебной и самостоятельной деятельности в рамках дисциплины, поддерживать интерес каждого из воспитанников, широко использовать методы развивающего обучения.
Одним из таких методов работы со студентами, применяемых мной на занятиях, является проектная деятельность. Она относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Целью проектной деятельности является понимание и применение студентами знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе). Она совпадает в целом с ролью естественнонаучного образования, ведущим направлением которого как раз и является интеграция различных учебных предметов вокруг проблем взаимодействия человека и природы. Именно на основе этой интеграции возможен эффективный показ роли естественных наук в научном познании биосферы, в изучении человеческой деятельности, в решении глобальных проблем современности.
Подготовка студенческих проектов идёт на всём протяжении изучения дисциплины «Естествознания». Особенно широко применяется данный метод при изучении разделов «Вода, растворы», «Химические процессы в атмосфере», «Химия и организм человека», «Человек и окружающая среда». Именно в этих разделах рассматриваются глобальные экологические проблемы, вопросы взаимодействия химической науки и жизнедеятельности человека, виды антропогенного загрязнения биосферы и многое другое. Проектная деятельность служит важным компонентом при рассмотрении всех этих вопросов. В работе над проектом по данным проектам рассматривается и анализируется учебная, документальная и научно-публицистическая литература, изучаются правовые документы, например, по экологическому праву. Есть возможность провести и интересную исследовательскую работу, например, по загрязнению воздуха, водоёмов, городского ландшафта, изучить состав продуктов питания, рассмотреть влияние на организм человека воздуха промышленных зон и т.д. Темы проектной деятельности могут быть достаточно разнообразными. Как говорится, здесь есть, где разгуляться творческим способностям студента, предоставив им самостоятельное право выбора. Единственно, тема может быть мной подкорректирована. Она не должна быть слишком обширной, охватывающей многочисленные аспекты проблемы, но также не должна быть слишком узкой для осмысления, понимания, исследовательской деятельности. Здесь также необходимо учитывать способности, умения и знания самого студента. Например, : 1.Жизненно важные вещества : белки, жиры и углеводы.
2. Вредные привычки и наследственность.
3. Капля воды –дороже алмаза.
4. Виды и источники загрязнения водных ресурсов.
5. Нарушение баланса газов в атмосфере как следствие её антропогенного загрязнения
6. Воздух нашего города.
7. Опасный мир пищевых добавок.
8. Роль металлов в организме человека.
Работа над проектом включает следующие этапы:
Организационно - подготовительный этап.
На этом этапе у нас с ребятами проходит обсуждение темы проекта, его целей, задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро - групп.
На этом же этапе я оказываю студенту помощь в подборке необходимых материалов, определение общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности на всех этапах. Мы определяем цели и задачи экспериментальной части, если таковая предусмотрена в рамках темы проекта. Я предлагаю студентам поработать в виртуальной химической лаборатории, отработать с применением ИКТ термины (сопоставление определений , с использованием различных сайтов и литературы, составление таблиц и схем по раскрытию основных понятий, затрагивающих темой).
Основной этап. Здесь уже происходит сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотез, оформление отчетных материалов проекта, самоконтроль. Я провожу регулярное консультирование по содержанию рабочих материалов, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления, стимулирование умственной активности отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности. На этом этапе огромную роль играет правильное и многогранное применение ИКТ студентами.
Заключительный этап. Оформление отчетных материалов по проекту, подготовка к защите и рефлексия. На этом этапе я осуществляю помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступаю в качестве эксперта на защите проекта, участвую в анализе проделанной работы, анализирую вместе с ребятами вклад каждого из исполнителей. Студенты представляют не только полученные результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрирует приобретенные знания и умения; рассказывают о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Основным моментом здесь является подготовка презентации по теме, для преставления полученных результатов. Любая её форма также является учебным процессом, в ходе которого учащиеся приобретают навыки представления итогов своей деятельности. Основные требования к презентации каждой группы и к общей презентации: выбранная форма должна соответствовать целям проекта, возрасту и уровню аудитории, для которой она проводится. В процессе работы по обобщению материала и подготовки к презентации у студентов как правило, появляются новые вопросы, при обсуждении которых может быть даже пересмотрен ход исследований. Моя задача – объяснить воспитанникам основные правила ведения дискуссий и делового общения; научить их конструктивно относиться к критике своих суждений; признавать право на существование различных точек зрения решения одной проблемы. Работая над проектом, преподавателю не следует забывать, что основными критериями успешности являются радость и чувство удовлетворения у всех его участников от осознания собственных достижений и приобретенных навыков.
Все проекты выносятся на защиту, где студентом предоставляется доклад по результатам его проектной деятельности.
При оценке успешности студента в проекте необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности ( успешности, результативности.) Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной деятельности особенно важно для меня как педагога, работающего над формированием соответствующих компетентностей студента.
По каким критериям можно оценивать предоставленный проект на защиту можно включать в оценивать:
1. степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
2. степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой
роли;
3. практическое использование предметных знаний, ум ений, навыков;
4. количество новой информации использованной для выполнения проекта;
5. степень осмысления использованной информации;
6. уровень сложности и степень успешности, результативности.
7. оригинальность идеи, способа решения проблемы;
8. осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
9. уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного
отчёта, обеспечения объектами наглядности;
10. творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
11. социальное и прикладное значение полученных результатов.
На основании этих параметров, можно составить таблицу по оцениванию, того или иного проекта в зависимости от темы, цели, методов проекта и т.д. Например:
Ф.И.О. студента Критерии
оценивания Баллы Примечание
Для оценивания каждого критерии рекомендую привычную бальную систему от 1до 5. По окончанию оценивания баллы суммируются, и выставляется общая оценка за проект. В графе примечание можно указать и отметить некоторые особенности проекта: оригинальность, креативность, значение, использование нестандартных методик, ораторские способности студента и т.д. В соответствие с этим можно премировать студента дополнительными баллами, повышающими общую сумму и соответственно оценку за проект.
Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность как инновационная составляющая учебного процесса реально способствует формированию нового типа студента, в соответствии с ФГОС, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Она играет важную роль в формировании общих и профессиональных компетенций обучающегося, делает его востребованным на рынке труда как квалифицированного специалиста по выбранной специальности.
Литература:
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие дляучителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное
пособие для высших учебных заведений. - М.: издательский центр "Академия", 2005.
Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.
Взятышев В.Ф. Методология проектирования в инновационномобразовании//Инновационное образование и инженерное творчество. - М., 1995.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.