Мастер-класс на тему: Критическое мышление на уроках биологии


Использование критического мышления на уроках биологии Мои задачи:Мотивация к предмету Мои задачи: 1. повышение качества ЗУН; 2. повышение интереса к предмету; 3. повышение интереса к изучаемому материалу;4. умение работать в сотрудничестве с другими. Диагностика учащихся КЛАСС 6 «А» 6 «Б» 7 «А» 7 «Б» 8 «А» 8 «Б» ВСЕГО 26 26 20 21 18 15 2 1 2 0 3 0 15 6 13 6 10 6 9 19 5 15 5 9 Диагностика учащихся Мои задачи: 1. повышение качества ЗУН; 2. повышение интереса к предмету; 3. повышение интереса к изучаемому материалу;4. умение работать в сотрудничестве с другими. «Если вы хотите научить детей мыслить по-другому, вам придётся научиться учить по-другому» Разрушение стереотиповТехнология развития критического мышления разрушает следующие стереотипы: - на уроке нужно оценивать ученика;- учащийся не должен делать ошибок;- учитель знает, как и что должен отвечать ученик;- учитель должен знать ответы на все вопросы, которые возникают на занятии;- на вопрос, поставленный преподавателем, всегда должен быть ответ. Критическое мышление – тип мышления, который критически относится к любым утверждениям, но при этом открыт новым идеям. 1– я стадия 2– я стадия 3– я стадия Вызов:– актуализация имеющихся знаний; – пробуждение интереса к получению новой информации; – постановка учеником собственных целей обучения. Реализация смысла:– получение новой информации; – учащиеся соотносят старые знания с новыми. Рефлексия:– размышление, рождение нового знания; – постановка учеником новых целей обучения. Ядро Вызов Осмысление Рефлексия Эмоциональный настройДеление на группыАктуализация знаний ,проверка д/з– тест –дифференциация«Доска нелегких вопросов» Рефлексия«Рука Дружбы»Д/з по уровням, творческое Если ребенок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока. Цель:развитие мыслительных навыков учащихся Технология критического мышления Развитие мышления Развитие коммуникативности, мобильности, креативности Формирование грамотности чтения Стимулиро вание творческой деятельности Запуск механизмов самообразования и самореализации Ожидаемый результат Повышение мотивацииВозрастание мыслительной способности учащихсяОвладение различными способами анализирования информации, Самостоятельно конструировать полученные знанияАктивизация познавательной деятельности Вызов: Мозговая атака (штурм) Верите ли вы, что … Корзина идейКлючевые терминыПерепутанные логические цепи «Знаю – Хочу узнать – Узнал» ПРИЕМ «КОРЗИНА ИДЕЙ» - Мы говорим почва. А что же такое почва? Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения.- Почва – это …… земля… растительная земля… вещество… суша, а не вода… место обитания, дом животных … Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал» «Знаю» «Хочу узнать» «Узнал» Насекомые –самая многочисленная группа Царства животных. Почему насекомых так много? Кто живет в тайге ? Насекомые приносят пользу или вред? … «Знакомый незнакомец». тема «Водоросли. Общая характеристика»Что мы уже знаем об этих растениях? (водоросли – значит, растут в воде, растения – значит, автотрофы, если автотрофы – значит, есть хлорофилл и т.д.) Осмысление: «Кластер" «Ключи мудреца» «Семь шляп»«Угадай вопрос»«Карусель» «Фишбоун» Кластер – способ графической организации учебного материала.Выделить ключевое слово текста. Правила составления кластера:Записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению и интуиции. Кластер – поле идей.Построить как можно больше связей.Укрупнить смысловые блоки, выделить ключевые аспекты. Составить кластер «Ткани»(при изучении новой темы)1. Соединительная2. Мышечная3. Эпителиальная4. Нервная Кластер«Виды иммунитета»(при закреплении) «Фишбоун»(при изучении новой темы) «Круги Венна»(при закреплении) Таблица «толстых» и «тонких» вопросов «тонкие» вопросы «толстые вопросы» Тонкие вопросы – требуют фактического ответа(Перечисли классы типа Членистоногих) Толстые вопросы требуют обстоятельного развернутого ответа(Чем опасен малярийный комар?) Рефлексия: Светофор «Где я нахожусь?» «Яблоня с яблоками»Синквейн Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Примеры: 6 кл. Зачем окучивают картофель? 6 кл. Зачем в сады ставят ульи? 7 кл. Зачем сдают анализ на яйцеглист ? 8 кл. Зачем проводят вакцинацию? Технология критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю:- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. Свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ученику осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогает технология Критического мышления. Обученность учащихся за 1 и 2 четверти 2015-2016 уч.г. класс 6 «А» 6 «Б» 7 «А» 7 «Б» 8 «А» 8 «Б» 1 четв 65 35 85 35 78 43 2 четв 88 35 85 48 83 40 Обученность учащихся по предмету «биология» За 1 и 2 четверть 2015-2016 учебный год СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ