презентация по английскому языку Технология развития критического мышления на уроках английского языка


Технология развития критического мышления на уроках английского языка учитель английского языка Никифорова Л.И. « Что такое критическое мышление?» Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать Любой ли человек может мыслить критически?  Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Учитель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет в случае, если правильно выбран:информативный материал, способствующий развитию КМ;метод (отдельный прием, стратегия) занятия.  Технология критического мышления дает ученику:- повышение эффективности восприятия информации;- повышение интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;- умение критически мыслить;- умение ответственно относиться к собственному образованию;- умение работать в сотрудничестве с другими;- повышение качества образования учеников;- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни. Технология критического мышления дает учителю:- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей. Работа в технологии РКМЧП требует от педагога  ставить перед собой задачи научить школьников:выделять причинно-следственные связи;рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;отвергать ненужную или неверную информацию;делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;избегать категоричности в утверждениях;отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом. Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д. Халперн выделяет:Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения, пока ученик не обладает разнообразной информацией.Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума, ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает выводы, воспользуется ошибкой для продолжения обучения.Осознание. Это очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний. Алгоритм технологии развития критического мышления: Использование приемов технологии на разных стадиях ее алгоритма Стадия вызова·         «Инвентаризация»·         «Верите ли вы…»·         «Ключевые слова»·         «Тонкие» и «толстые» вопросы·         Кластер, таблица, синквейн – с возвращением на 3-й стадии Стадия осмысления· ИНСЕРТ (чтение с маркировкой)·   Заполнение таблиц – ЗХУ, сводной, «бортового журнала» и др.·   Зигзаг·   Лекция·   Поиск в тексте ответов на вопросыСтадия рефлексии·     Ответы на вопросы·    Кластер·    Синквейн·    Проверка и обсуждение таблиц·    Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям·   Собственно рефлексия – анализ и оценивание проделанной работы Алгоритм работы:1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).2. Обмен информацией в парах или группах.3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации Приём КОРЗИНА ИДЕЙ Знаменитые люди Композиторы Художники Певцы Политики Писатели ЕлизаветаII Черчиль Милн Диккенс ? Приём КЛАСТЕР КЛАСТЕР («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Смысл приёма заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Правила составления кластеров: 1 этап: учащиеся выделяют ключевое слова или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.2 этап: учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.3 этап: осуществляется систематизация материала, собранного учащимися.4 этап: - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Стадия осмысления содержания. Учащиеся осуществляют контакт с новой информацией;сопоставляют эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;акцентируют свое внимание на поиск ответов на возникшие вопросы и затруднения;обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы;стремятся отследить сам процесс знакомства с повой информацией, обратить внимание на то, что именно их привлекает, какие аспекты менее интересны и почему;готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Учитель на данном этапе:Может быть непосредственным источником новой информации, в этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении;Отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении, если школьники работают с текстом;Предлагает для организации работы с текстом различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном Возможные приемы и методы Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V». «?». «+»,  (на полях); . «Тонкие» и «толстые» вопросыТолстые вопросы: Объясните, почему...?    Почему Вы думаете ...?    В чем различие ...?     Предположите, что будет,    если... ?Тонкие вопросы: Кто ?    Что ?     Когда ?    Где? Согласны ли Вы ...?Верно ли ...?Таблица ЗХУ  «Знаю – хочу узнать - узнал». Зигзаг –групповая работа с текстом Приём «ТОЛСТЫЕ» И «ТОНКИЕ» ВОПРОСЫ Тонкие ?WHO?WHAT?WHEN?WHERE?WHAT`s the name..? Толстые?WHY?EXPLAIN WHY?WHY DO YOU THINK THAT…?WHAT IS THE MAIN IDEA OF…?WHAT IS THE DIFFERENCE…?IF YOU WERE…YOU WOULD… Northern Ireland Wales Scotland England Industry Population Capital Geographical position Сountry        Приём графической систематизации материала Приём «Сводная таблица» - это групповой метод работы, позволяющий работать с текстами большого объёма и проводить сравнение. Каждый получает свой объект сравнения. Places of interest Climate River Boston Detroit Los Angeles Chicago New York Comparison III. Рефлексия (reflection) -Синквейн 1.Имя существительное, выраженное одним словом (тема).2.Описание существительного(темы) именами прилагательными3.Описание действия, выраженное глаголом.4.Фраза, выражающая отношение автора к теме.5.Слово – синоним (к самому первому слову). Прием синквейн по теме «Технология РКМЧП» Технология РКМЧПРазвивающая, воспитывающаяФормирует, обучает, создаётПомогает обучающемуся действовать самостоятельноСотрудничество Цель данной технологии – развитие интеллектуальных способностей учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение применять решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений, сравнивать, работать самостоятельно, в группе, коллективе и др.)