ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДА И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ.


Образовательная организация: Областное государственное образовательное казённое учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья № 25 г. Братска
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДА И НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ИХ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ.
Автор: Зайцева Марина Александровна, г.БратскАннотация: Представлен опыт применения дифференцированных самостоятельных работ с целью активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики. Описаны способы, виды дифференциации учебных заданий и возможность их применения в специальной (коррекционной) школе. Рассмотрены некоторые вопросы методики предъявления дифференцированных заданий. Отмечены положительные и отрицательные аспекты применения дифференцированных заданий.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на всех этапах развития специального образования – одна из актуальных, так как развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу — это требования самой жизни.
Главным средством формирования познавательного интереса является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Еще К.Д.Ушинский писал о том, что предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью. Путь к этому лежит, прежде всего, через разнообразную  самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. Использование дифференцированных самостоятельных работ в определённой степени решает проблему активизации познавательного интереса. Творческая атмосфера в классе появляется оттого, что ученик не боится ошибиться, не боится допустить оплошность. Учитель может руководить и помогать ученику в выполнении определенного задания не только путем непосредственного контакта, но и опосредованно через дифференцированные задания.
Комплекс применения дифференцированных заданий включает в себя 3 этапа. Первый этап – диагностический заключается в проведении стартовой контрольной работы и установления причин возникновения ошибок, допущенных учащимися. Второй этап предполагает распределение учащихся по группам. С моей точки зрения, правильнее будет деление  на три условные группы: 1 группа - дети, способные справиться с заданием самостоятельно; 2 группа – необходима незначительная помощ; 3 группа – дети, требующие постоянной дополнительной помощи. Эти группы не постоянны, их состав может меняться. Третий этап - разработка заданий для созданных групп учащихся, осуществляемая при планировании самостоятельной работы на уроке. Четвёртый этап – диагностический, на котором осуществляется  контроль, всесторонний анализ и установление причин возникновения ошибок, допускаемых учащимися как в письменных работах, так и в устных ответах, а также глубокое изучение тех трудностей, которые встречают некоторые ученики и группы учащихся в процессе изучения каждой темы курса. В соответствии с диагностическим контролем может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
Из описанных в методической литературе способов дифференциации учебных заданий преемлимыми на мой взгляд для использования в специальной (коррекционной) школе являются следующие:
Дифференциация работы по форме учебных действий: предметные действия (обычно выполняются рукой); перцептивное действие (выполняется глазом); речевое действие (проговаривание выполняемых операций вслух или шепотом, беззвучное проговаривание действия про себя); умственное действие.
2. Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается стимулирующая, направляющая и обучающая дозированная помощь.
3. Дифференциация заданий по объему учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает выполнение дополнительного задания. Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся.
4. Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
5. Дифференциация учебных заданий по уровню творчества. Такой способ дифференциации предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть  репродуктивной или продуктивной.
Возможность применения в зависимости от типа урока представлена в таблице.
Способы дифференциации Тип урока
Урок усвоения новых знаний. Урок коррекции и закрепления нового материала Урок выработки практических умений Урок повторения, обобщения и систематизации знаний Урок проверки, оценки и коррекции знаний
По форме учебных действий + + + По характеру помощи учащимся + + + + +
По объему учебного материала + + + + +
По степени самостоятельности учащихся + + + +
По уровню творчества + + Например, на уроке коррекции и закрепления знаний дифференцированная работа по форме учебных действий при решении примера на вычитание дроби из целого числа может быть следующей. Группа с высоким уровнем обучаемости решает пример без наглядной опоры, в уме. Группа со средним уровнем обучаемости решает пример с помощью схематического рисунка и по образцу. Группа с низким уровнем обучаемости решает пример с опорой на индивидуальный раздаточный материал (круги, доли круга и образец решения примера).
Цель дифференцированного задания заключается в обеспечении наибольшей продуктивности деятельности каждого ученика в процессе самостоятельной работы на уроке и дома. Зная индивидуальные особенности учеников (уровень знаний, темп усвоения, работоспособность, характер затруднений и т.п.), учитель всегда может определить нужный вид дифференцированного задания для самостоятельной работы, как для групп, так и для определенных учащихся.
Составленный мною сборник содержит описание различные виды дифференцированных заданий с примерами. Возможность их применения на различных этапах в рамках урока представлена в таблице.
Виды дифференцированных заданий Этап урока
Актуализация знаний Сообщение новых знаний Закрепление знаний Задание на дом
Задания с наличием образца выполнения, рассуждения и показа способа решения и оформления Например, в 5 классе умножение вида 123х2 не требуется объяснение учителя, т.к. учащиеся умеют решать примеры 23х3 Для учащихся 3 и 4 группы
Задания с выполнением некоторой их части
следует давать в готовом виде те части решения, которые представляют на определенной ступени трудность для учащихся.
Задание с дополнительной конкретизацией Зависит от уровня обобщения, которого достиг учащийся в данный момент. Одним в смысловой обработке и понимании содержания предъявленного задания больше помогает рисунок, другим - схема или чертеж.
Задания с вспомогательными (наводящими) вопросами Дидактическая цель применения вопросов в заданиях состоит в том, чтобы помочь учащемуся воспроизвести знания, необходимые нахождения способа решения данного задания или побудить внимание ученика, повести мышление в нужном направлении. Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями; общие указания Сначала советами частного характера, определяющими выбор способа действия, потом переходить к общим указаниям Задания с выбором решения не более 3-4 решений не более 3-4 решений не более 3-4 решений
Задания с применением классификации по ряду признаков отнести пример или задачу к определенному классу Задания с теоретическими справками в виде правила, формулы; таблицы единиц длины, массы и т.п.; + Учить обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теорией, воспитать привычку контролировать свои вычисления, соотнося их с правилом.
Задания с алгоритмическими предписаниями; задания с выбором решения. При условии, что учащийся хорошо владеет операциями действий, которые составляют содержание шагов алгоритма
Дифференцированные самостоятельные задания оформляю различными способами:
1.  Индивидуальные карточки. При этом слабые учащиеся получают карточку с заданием с элементом помощи, средние - основное задание, а сильные - усложненное задание.
2. Весь класс работает по одинаковой записи на доске или по одному виду самостоятельной работы на карточках. Часть учеников получает карточки-помощники с образцом рассуждения и т.д.
3. Весь класс работает по одинаковой записи на доске или по одинаковым карточкам. Но некоторые задания предполагают несколько вариантов: один вариант - основной в самой самостоятельной работе. Два других - для слабых и сильных записаны на левом и правом разворотах доски и помечены кружками разного цвета. Ученик имеет право выбора.
4. Задание на карточке может быть и комплексным: имеется одновременно элемент помощи и усложнения.
 5.На доске или карточке дана запись, состоящая из определенного количества частей. Слабые учащиеся выполняют первую и вторую часть работы, сильные - вторую и третью часть, а средние - основную часть.
6. Очень любят дети перфокарты, в которых даны примеры в занимательной форме. Например, раскраски, где указанием цвета для раскрашивания служит ответ примера.  
Проверка заданий может быть различна.
 1. Непосредственно на уроке после выполнения работы: класс сверяет свое решение с образцом, записанным на доске; ученик объясняет решение устно или в виде записи на доске; работа может проверяться полностью или выборочно;
2. После анализа отдельным ученикам предлагаю похожие задания для закрепления и исправления ошибок.
3. После уроков с последующим анализом и сообщением результатов.
  Важным фактором активизации учебно-познавательной деятельности является поощрение. Перечисленные формы работы активизируют все виды познавательных мотивов, вызывают разного рода положительные эмоции, создают атмосферу непринуждённости и раскованности.
Можно отметить следующие положительные аспекты применения дифференцированных заданий: полная занятость всех учащихся, самостоятельно переходящая от уровня к уровню; формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, уверенности в себе, творчества; повышение познавательного интереса и мотивации к обучению;
Не исключены трудности в применения дифференцированных заданий:
Большая подготовительная работа к уроку;
Переработка содержания учебного материала;
Дидактическое обеспечение урока;
Подготовка учащихся к такой форме работы;
Проведение мониторинга.
Систематическое соблюдение индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся позволяет добиться повышения качества знаний детей, уровня их умений и навыков. Применение дифференцированных заданий помогает поддержать интерес к изучению математики. Дифференцированный подход обеспечил возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.
Литература: 
Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: под редакцией В.В. - М.: Изд. «Школа-Пресс», 1994.
Малинович В.И. К вопросу об обучаемости детей с нарушенным умственным развитием Дефектология. - №3. - 1999.
Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIIIвида. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001.
Худенко Е.Д., Мельникова Т.С. Как научить ребенка думать и говорить. - М., 1993.