выступление на семинаре для педагогов-психологов Сопровождение детей с ОВЗ


ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗPrezentacii.com Возникает вопрос: «Можно ли прибегать к образованию глухих, слепых и отсталых, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания ?» Отвечаю: «Из человеческого образования нельзя исключать никого, кроме нечеловека». Я. Я.А. Каменский ДЕТИ С ОВЗ-не является правоустанавливающим понятием, используется  применительно к обучающимся с несоответствием своих возможностей «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения». Классификация, предложенная В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). дети с нарушением речи (логопаты). дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. дети с умственной отсталостью.дети с задержкой психического развития. дети с нарушением поведения и общения.дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА.дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Особенности нарушенийсфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая,личностная сфера, где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе. Дети с аутизмом (Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению, социальному взаимодействиюПоведение детей с аутизмом характеризуется жесткой стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких, как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.).Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным: от глубокой умственной отсталости до одаренности в отдельных областях знаний и искусства; в части случаев у детей с аутизмом нет речи, отмечаются отклонения в развитии моторики, внимания, восприятия, эмоциональной и других сфер психики Каким бывает аутизмСиндром Каннера Синдром АспергераСиндром РеттаАтипичный аутизм Особенности развития детей с церебральным параличом (ДЦП)ТревожностьЗПР по типу психического инфантилизмаНочные кошмарыПовышенная утомляемостьИзлишняя впечатительность Дети с ЗПРНедостаточная познавательная активностьТрудно переключаются с одного вида деятельности на другойНедостаточная зрелость аффективно-волевой сферыБывает нескольких типов:-конституционального-соматогенного-психогенного-церебрально-органического генеза Дети с сердечно-сосудистыми заболеваниямиИнфантилизацияИпохондрияАстенический тип изменения психических процессовНеуверенность в себе, социальные страхи Дети с сахарным диабетомПотеря уверенности в своих силахСиндром «закоренелого невротика» Дети с нарушением зренияНарушение эмоционально-волевой сферыНарушение внимания, восприятияДиспропорциональность Дети с нарушением слуха Дети с эпилепсиейСнижение интеллектаНарушение поведения (склонность к дисфориям, стойкость аффекта с его взрывчатостью, склонность к застреванию, особенно на отрицательных эмоциях).повышенная тревожность, неуверенность в себе, чувство общей напряженности, раздражительности, повышенная психологическая ранимость, сниженная стрессоустойчивость, склонность к страхам и опасениям Другие дети с ОВЗДети с СДВГДети с ММД (общее замедление темпа роста отделов мозга)- Быструю умственную утомляемость и сниженную работоспособность - Резко сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности. - Выраженные нарушения в деятельности ребенка (в том числе, и умственной) при эмоциональной активации. - Значительные сложности в формировании произвольного внимания: неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, слабое распределение, проблемы с переключением в зависимости от преобладания лабильности или ригидности. - Снижение объема оперативной памяти, внимания, мышления (ребенок может удержать в уме и оперировать довольно ограниченным объемом информации). - Трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную (проблема упрочения временных связей). Система показаний для интеграцииОбучению в массовой школе подлежат дети:­имеющие снижение слуха (в речевой области) до 60 Дб без сопутствующих отклонений в развитии;­имеющие остроту зрения не ниже 0,1 без сопутствующих отклонений в развитии;имеющие нарушения опорно­-двигательного аппарата и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития;имеющие задержку психического развития и потенциально сохранные возможности интеллектуального развития Не могут быть интегрированы дети:­имеющие потерю слуха (в речевой области) ниже 75 Дб (или сочетание снижения слуха с умственной отсталостью, нарушением зрения, ДЦП);­имеющие потерю зрения ниже 0,1 (или сочетание снижения зрения с нарушением других зрительных функций, с умственной отсталостью, нарушением слуха, ДЦП);имеющие умственную отсталость в степени выраженной дебильности, имбецильности;с ДЦП в сочетании с нарушениями интеллекта, слуха, зрения и функционально зависимые (не передвигающиеся самостоятельно, не обслуживающие себя, требующие индивидуального ухода). Психологическая диагностика школьников с ОВЗ может включать:изучение личностной готовности обучающихся к обучению;исследование ряда психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей обучающихся;исследование особенностей межличностного взаимодействия;осуществление психологической интерпретации отдельных состояний, особенностей, поведения обучающихся. Успехов в работе!