Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком с расстройством аутистического спектра


Тема занятия: Обучение жестам соглашения и отрицания.
Цель занятия: обучающийся получит возможность научиться выполнять жесты отрицания поворотом головы из стороны в сторону и соглашения кивком головы
Задачи:
- Продолжать учить обучающегося выполнять простые речевые инструкции.
- Развивать мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, цветовое восприятие.
- Формировать интерес к занятиям, стремление доводить начатое дело до конца.
Оборудование: игрушки для артикуляционной гимнастики, зеркало, деревянные вкладыши «Кухня», мяч су-джок, цветные прищепки, контур солнца (без лучей), тренажер «Крышки», картинки: кот, собака, заяц.
Ход занятия
Этап Название и содержание упражнения 1. Орг. момент
Ритуал приветствия.
- Здравствуй, Вова! Поприветствуй меня, кивни головой.
- Посмотри налево, здесь лежат задания, которые ты должен выполнить на сегодняшнем задании.
2. Су-джок терапия
Упражнение с мячом су-джок с речевым сопровождением
Упражнение с су-джок колечком - Загляни в коробочку, достань мячик.
( Я мячом круги катаю…)
- Открой мяч, достань колечко. Надень колечко на пальчик,… а теперь на другой.
- Убери колечко в мячик.
- Убери мяч в коробку.
3. Артикуляционная гимнастика с элементами самомассажа
Цель – развитие подвижности языка и губ, формирование четких артикуляционных кинестезий.
«Улыбка», «Хоботок», «Бегемотик», «Лопатка» - Достань из коробки лягушку.
- Возьми лягушку в правую руку. А теперь лягушка поскачет по твоей руке: сначала по ладошке, потом вверх по руке: прыг-прыг-прыг.
- Переложи лягушку в левую руку, и вновь лягушка поскачет…
- А теперь давай сделаем упражнение Лягушка:
Тянем губки прямо к ушкам,
Мы – веселые лягушки!
- Убери лягушку в коробку.
- Теперь достань из коробки слона. Слон пойдёт по твоей руке вверх: топ-топ-топ…
- Покажи, где у слона хобот.
- Сейчас сделаем упражнение Хоботок:
Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну!
- Убери слона в коробку….
Бегемот:
Широко откроем ротик,
Как голодный бегемотик!
Лопата:
Поперёк улыбки лёг –
Отдыхает язычок.
- Убери лопату в коробку.
- С этим заданием ты справился – убираем коробку.
4. Обучение жестам отрицания и соглашения,
развитие импрессивной речи: покажи где кот? (1-й подход – две картинки) - Перед тобой две картинки: Это – кот, это – собака.
- Покажи теперь ты: Где кот? – Вот!
- Это кот? (кот) – Да! (жест головой)
- А это кот? (собака) – Нет! (жест головой)
- Вот кот! (Правильный показ)
5. Тренажер «Крышки». По образцу закрутить цветные крышки (красный, желтый, зеленый). - Вот наше следующее задание: перед тобой разноцветные крышки, посмотри внимательно и закрути на свободную платформу в таком же порядке.
- Давай проверим: красный-красный, …
6. Обучение жестам отрицания и соглашения,
развитие импрессивной речи: покажи где кот? (2-й подход – три картинки) - Я снова положу перед тобой картинки: Это – кот, это – собака, я добавила ещё одну: это – заяц.
- Покажи теперь ты: Где кот? – Вот!
- Это кот? (кот) – Да! (жест головой)
- А это кот? (собака) – Нет! (жест головой)
- Это кот? (заяц) – Нет! (жест головой)
- Вот кот! (Правильный показ)
7. Игра с деревянными вкладышами: «Наведи порядок на кухне» - Чтобы выполнить следующее задание, мы отправимся на кухню. Посмотри на картинки: Это – холодильник, в нём мы храним продукты, чтобы не испортились, …. (при назывании предметов, достаю вкладыши из ячеек и раскладываю вокруг доски)
- Давай наведем порядок на кухне.
8. Обучение жестам отрицания и соглашения,
развитие импрессивной речи: покажи где собака? (3-й подход – три картинки) - Вновь посмотри на картинки: Это – кот, это – собака, это – заяц.
- Покажи теперь ты: Где собака? – Вот!
- Это собака? (собака) – Да! (жест головой)
- А это собака? (кот) – Нет! (жест головой)
- Это собака? (заяц) – Нет! (жест головой)
- Вот кот! (Правильный показ)
9. Игры с прищепками «Солнышко». Выбрать прищепки желтого цвета и прикрепить «лучики» к солнышку - Осталось последнее задание.
- Вот солнышко, но оно грустное – у него нет лучиков. Выбери из корзинки только жёлтые прищепки и прикрепи их к солнышку.
10 Итог занятия. Рефлексия - Солнышко радуется своим лучикам и тому, что ты все задания выполнил правильно. Ты молодец, хорошо сегодня работал!
11 Ритуал прощания - Наше занятие закончилось, давай попрощаемся: повернись ко мне и кивни головой. До свидания, Вова!