Проект на тему: Влияние компьютера на зрение пользователя ПК

МОБУ «Ащебутакская средняя общеобразовательная школа»





Учебно-исследовательская работа
по биологии
на тему:

«Влияние компьютера
на зрение человека».


Выполнил
ученик 8 класса
Ижанов Арман



Руководитель:
Учитель биологии
Абдуллина А. М.



с. Ащебутак, 2017 г.

Оглавление:
Введение:
Актуальность.
Объект исследования.
Предмет исследования.
Цели и задачи исследования.
Гипотеза.
Практическое значение работы.
Теоретическая часть.
2.1. Факторы влияния компьютера на здоровье человека.
2.2. Строение и функции органа зрения.
2.3. Влияние монитора ПК на зрение. Меры профилактики.
2.4. Компьютер и дети. Влияние ПК на организм ребенка.
2.5. Основные гигиеничные принципы безопасного применения компьютерной техники при обучении.
Практико-ориентированная часть (анализ анкетирования учащихся).
Заключение.
Источники информации.
















Введение.
Мы живем в веке новых технологий и развития компьютеров. Их можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но».
О пользе или вреде компьютеров постоянно ведутся дискуссии. Можно встретить даже восторженные отзывы о положительном влиянии компьютеров на здоровье. Но так ли это? Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно, а то, что изучено, практически не известно пользователям.
Наша учебно-исследовательская работа, посвящена актуальной на сегодняшний день теме: влияние персонального компьютера на организм человека.
Объект исследования: здоровье человека, являющегося пользователем персонального компьютера.
Предмет исследования: влияние факторов воздействия персонального компьютера на здоровье человека.
Цель: исследовать влияние компьютера на здоровье школьников-пользователей ПК.
Задачи исследования:
Работать с научными источниками информации для выяснения теоретических сведений о влиянии компьютера на здоровье человека:
изучить факторы влияния компьютера на здоровье человека;
изучить строение и функции органа зрения;
выяснить влияние монитора ПК на зрение, меры профилактики зрительного переутомления при работе с компьютером;
изучить влияние персонального компьютера на организм ребенка;
выяснить основные гигиенические принципы и правила безопасного применения компьютерной техники при обучении.
2. Провести анкетирование среди школьников и сделать выводы.
Гипотеза исследования: соблюдение гигиенических норм при работе с компьютером позволяют снизить риск возникновения нарушения здоровья у школьников.
Практическое значение работы:
Наш проект поможет осознать, что регулярная работа за компьютером может нанести вред здоровью человека. Чтобы этого избежать, необходимо знать и соблюдать общие санитарные нормы при работе за компьютером. 



















2. Теоретическая часть.
2.1.Факторы влияния компьютера на здоровье человека.
Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной техники. Издревле человек, глядя в небеса и думая о боге, желал уподобиться ему, стать таким же всемогущим и самому создавать живые существа себе подобные. Так или иначе, человек изобрел нечто желаемое, что по его мнению могло бы мыслить. Это был первый процессор. Сначала он мог только складывать и вычитать. И вот прошло всего чуть более 30-ти лет и перед нами - компьютер пятого поколения.
Сейчас, наверное, будет очень сложно представить себе жизнь без компьютеров – ведь мы практически породнились с ними. Компьютерная и околокомпьютерная тематика прослеживается практически в каждом фильме, книге, научной фантастике и повседневной жизни.
За последние годы компьютер превратился из устройства для профессионалов в самый обыденный предмет. Множество людей постоянно общается с ним. За всю историю человек еще не имел дела с таким воздействием, режимом нагрузок, как при работе с компьютером, организм и сознание просто не успели адаптироваться. Человеку, много времени проводящему у монитора, надо знать, каково влияние компьютера на здоровье.
Какой же вред здоровью наносит компьютер и как этот вред минимизировать? Как сохранить красоту и здоровье человеку, просиживающему днями и ночами за монитором, как совместить здоровый образ жизни и работу за компьютером? Прежде, чем ответить на эти вопросы, рассмотрим факторы влияния компьютера.
Основные вредные факторы, влияющие на состояние здоровья людей, работающих за компьютером:
сидячее положение в течение длительного времени;
воздействие электромагнитного излучения монитора;
утомление глаз, нагрузка на зрение;
перегрузка суставов кистей рук;
стресс при потере информации;
аллергия и кишечные инфекции;
влияние компьютера на психику.
Дадим краткую характеристику каждому из перечисленных факторов.
Сидячее положение.
Работая на компьютере, мы застываем в неудобной позе на длительный промежуток времени. В результате, от долгого сидения в неподвижном положении, появляются боли в суставах кистей рук, мышцах шеи, спины, головные боли. Это может стать причиной возникновения различных заболеваний опорно-двигательной системы. Она поможет сохранить правильное положение тела при работе за компьютером и уменьшить нагрузку. Напряженные шея, мышцы головы, руки и плечи вызывают излишнюю нагрузку на позвоночник, остеохондроз, а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется своего рода тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - различные болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению. Длительная стесненная поза затрудняет дыхание и может привести к приступам кашля. Недостаток движения плохо сказывается на здоровье в целом. Для того чтобы уменьшить вредное влияние неудобной позы, необходимо правильно подобрать рабочую мебель.


Рис. 1.Не правильное сидячее положение.





Рис.2.Правильное сидячее положение.


2. Электромагнитное излучение.


Основной источник высокочастотного электромагнитного поля - отклоняющая электромагнитная система кинескопа. Такое излучение наиболее сильно сзади и вверху монитора. Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. На современных мониторах установлены специальные фильтры, уменьшающие напряженность излучения, но опасность все равно существует. У жидкокристаллических мониторов тоже есть существенные недостатки. Кондиционеры, пылеуловители, ионизаторы, ежедневная влажная уборка и проветривание помещения снижают вредное воздействие электростатического поля. Эффективно и умывание холодной водой сразу после работы на компьютере

3. Воздействие на зрение.
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты зрения. Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах, неправильное расположение экрана. У жидкокристаллических мониторов тоже есть существенные недостатки. Среди них - маленький угол обзора для качественного изображения: Отклоняясь от него, человек видит нечеткую картинку. Это вредит зрению.

4. Перегрузка суставов кистей рук

Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем заболевания кисти могут стать хроническими.




5. Стресс при потере информации.
Далеко не все пользователи регулярно делают резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
6. Пыль и грязь: аллергия и кишечные инфекции.
Пыли и грязи в компьютере и вокруг него со временем скапливается немало, причем убрать их зачастую бывает весьма сложно. А где грязь, там и всяческие микробы, бактерии и грибки, где пыль, там и пылевые клещи. Все это может спровоцировать самые разные заболевания - от аллергии до "болезней грязных рук".
7. Влияние компьютера на психику.
По мнению некоторых психологов, компьютер оказывает существенное влияние на психическое состояние человека. Игромания, интернет-зависимость - насколько серьезны эти проблемы? Как сильно влияет компьютер на психическое здоровье людей? На эти вопросы пока нет однозначного ответа.

Из всех факторов негативного воздействия компьютера на здоровье человека более подробно мы остановимся на влиянии компьютера на зрение.






2.2. Строение и функции органа зрения.
Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему.
Рис. 3. Строение глаза.

Основные функции глаза:
оптическая система, проецирующая изображение;
система, воспринимающая и "кодирующая" полученную информацию для головного мозга;
"обслуживающая" система жизнеобеспечения.
Строение глаза:
Глаз можно назвать сложным оптическим прибором.
Его основная задача – «передать» правильное изображение зрительному нерву. Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой.
Передняя камера глаза - это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.
Радужка - по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.
Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.
Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза.
Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.
Сетчатка - состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.
Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление колбочек находится в центральной ямке (макуле), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.
Склера - непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.
Сосудистая оболочка - выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.
Зрительный нерв – при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.



























2.3. Влияние монитора ПК на зрение. Меры профилактики.

Опасны ли компьютерные мониторы для глаз тех, кто работает с ними? На сегодняшний день убедительных доказательств этого нет. Однако, учитывая возрастающее число жалоб на неприятные ощущения в области глаз после работы с компьютером, проблема безопасности мониторов для зрения привлекает к себе большое внимание.
При работе с компьютером, в отличие от чтения книги, когда можно легко найти удобное положение, человек полностью зависит от положения дисплея. Кроме того, экран, являясь источником света, считается прибором активного контраста (лист бумаги - пассивный контраст), который не столь сильно зависит от интенсивности освещения и угла падения света. Изображение на экране динамически обновляется. Низкая частота обновления (регенерации) вызывает мерцание изображения. Обычно человек долго смотрит на экран монитора.
При этом глазные и внутриглазные мышцы остаются неподвижными, в то время как они нуждаются в динамическом режиме работы. По мнению газеты "АИФ Здоровье", это приводит к их ослаблению. Длительная работа с компьютером требует также повышенной сосредоточенности, что приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения человека.
Развивается зрительное утомление, способствующее возникновению близорукости, головной боли, раздражительности, нервного напряжения и стресса. Чтобы избежать этого, нужно помнить, что чем выше разрешающая способность монитора, тем точнее и четче изображение на экране, и тем оно меньше утомляет зрительную систему. Внешнее освещение в помещении снижает контрастность изображения, однако не стоит забывать, что увеличение яркости утомляет зрение.
Блики на мониторе также сильно мешают воспринимать информацию с экрана, заставляют менять положение головы и корпуса, напрягать зрение. Увеличивается не только нагрузка на глаза, но и на шею, спину, плечи и руки, что приводит к быстрому утомлению. Источники бликов - расположенные рядом с экраном монитора источники света, светлое оборудование, яркие поверхности, незашторенные окна и даже светлая одежда самого пользователя.
Существуют специальные приемы самомассажа - комплексы снятия утомления глаз, предусматривающие воздействие на биологически активные точки, а также упражнения для повышения мышечного тонуса и снятия напряжения отдельных групп мышц. Активно используются также приемы цветовой стимуляции зрительных и психических процессов.
Испытания данной программы показали, что она способствует повышению остроты зрения (до 0,1 ед. у 60%-70% обследованных), снижению частоты и выраженности симптомов зрительного утомления (у 90%).
Исследования, проведенные в государственных (некоммерческих) лабораториях США свидетельствуют о том, что уровни опасного для глаз ионизирующего (типа рентгеновских лучей) и неионизирующего (ультрафиолетового) излучения, исходящего от экранов, достаточно низки. Например, уровень ультрафиолетового излучения, исходящего от монитора, составляет лишь малую часть по сравнению с продуцируемым лампами дневного света.
Эти дозы ультрафиолета не могут вызвать катаракту даже при воздействии в течение всей жизни. Иногда после работы с компьютером возникает ощущение "окрашивания" черно-белых предметов. Однако это не признак заболевания, а особенность нормального зрения. Это так называемый эффект МакКалаха, при котором предметы окрашиваются в цвета, дополнительные к тем, которые доминировали на экране. Вызываемое мониторами напряжение глаз. После длительной работы с компьютером могут возникать такие неприятные ощущения, как "раздражение" глаз (краснота, слезотечение или сухость роговицы), утомление (общая усталость, боль и тяжесть в глазах и голове), трудности при фокусировке зрения. Возможны также боли в спине и мышечные спазмы.
Все эти проблемы можно предотвратить, сделав более удобным рабочее место или используя очки, если это необходимо. Хотя утомление глаз и неприятно, это не значит, что дальнейшая работа нанесет глазам вред. Для решения этой проблемы необходимо разобраться в ее причинах. Посещение врача-окулиста поможет исключить какие-либо заболевания глаз и, при необходимости, подобрать очки. Правильная организация рабочего места Практика показывает, что наиболее удобно располагать монитор чуть дальше, чем это делают при обычном чтении. Верхний край экрана должен располагаться на уровне глаз или чуть ниже.
Если Вы работаете с текстами на бумаге, листы надо располагать как можно ближе к экрану, чтобы избежать частых движений головой и глазами при переводе взгляда. Освещение нужно организовать так, чтобы на экране не было бликов. Стандартное офисное освещение часто бывает слишком ярким для работы с компьютером. Если свет в помещении изменить невозможно, необходимо использовать "козырек" для монитора или обычный или мелкоячеистый защитный экран. Не следует забывать о том, что экран компьютера сильно собирает пыль.
Для достижения четкости изображения регулярно протирайте его антистатическим раствором. При работе также необходим регулярный отдых, поскольку однообразная поза достаточно утомительна для глаз, шеи и спины. Не забывайте время от времени моргать - это предотвращает сухость глаз. Пользователю компьютера предъявляются несколько более высокие требования к остроте зрения. Бывают случаи, когда зрение ненамного снижено, и в обычных условиях очки не нужны. Однако при работе с компьютером они могут Вам понадобиться. Еще раз напомним, что в случае выраженного утомления глаз только медицинское обследование позволит решить, связано ли это с плохими условиями работы или же с нераспознанным до того заболеванием глаз.


Рис.4. Угол зрения при работе за компьютером.
Человеческий глаз приспособлен к тому, чтобы постоянно менять фокусировку, разглядывая мир вокруг себя. А при работе за компьютером, когда глаза постоянно смотрят в одном направлении, мышцы, управляющие глазными яблоками, ослабевают. Работая за монитором, человек гораздо реже моргает. Это приводит к пересушиванию коньюктивы глаза. Появляется резь и ощущение «песка в глазах».
Как отмечают специалисты НИИ глазных болезней РАМН, работа с компьютером требует от глаз значительных энергетических затрат - больших, чем при обычном чтении. Долгая игра перед монитором может привести к близорукости и астенопии - отсутствию силы зрения. Влияние компьютера на зрение уменьшается при работе на современном мониторе с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, существенно снижающей эффект мерцания. Оптимальный размер экрана для малыша - 15 дюймов, а для школьника подойдет 17-дюймовый монитор. Правильное расстояние до монитора - около 45-60 см, желательно, чтобы он находился ниже уровня глаз. Правильное освещение - естественный свет, падающий слева. В темное время суток лампа должна освещать только документ, но не экран монитора. Это поможет избежать бликов, осложняющих работу. Ограничение времени работы на компьютере - важный фактор сохранения здоровья. Школьникам можно разрешить проводить перед монитором до двух часов, устраивая 10-15 минутные перерывы каждые полчаса.
Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: "зрительные" и "глазные".
К первым относятся:
затуманивание зрения (снижение остроты зрения);
замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);
двоение предметов;
быстрое утомление при чтении.
Ко вторым:
жжение в глазах;
чувство "песка" под веками;
боли в области глазниц и лба;
боли при движении глаз;
покраснение глазных яблок.

Эти явления обычно объединяют термином "астенопия" (буквальный перевод - отсутствие силы зрения). Указанные жалобы встречаются у значительного процента пользователей ПК и зависят как от времени непрерывной работы за экраном, так и от ее характера. У части пользователей астенопия проявляется через 2 часа, у большинства - через 4 часа и практически у всех - через 6 часов работы за экраном. Менее нагрузочной, считается считывание информации с экрана дисплея, более нагрузочной - ее ввод.
Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение представляет собой компьютерная графика - выполнение и корректирование рабочих чертежей с помощью ПК. Уже в первые годы компьютерного бума врачи-офтальмологи стали искать объективные изменения органа зрения у пользователей ПК. Первые сведения о большей частоте у них распространенных глазных заболеваний - катаракты и глаукомы - не подтвердились. Сейчас уже ясно, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. Единственное изменение, которое может происходить в органе зрения в результате такой работы - это появление (или прогрессирование уже имеющейся) близорукости.
Если вопрос о влиянии электромагнитных полей на здоровье еще спорный, то уж наверняка на зрение компьютер влияет отрицательно.
В наше время многие регулярно пользуется компьютером, возможно, они страдают от Компьютерного Зрительного Синдрома (КЗС). КЗС относится к комплексу зрительных проблем, связанных с использованием компьютера, и встречается примерно у 75% пользователей. В любом случае, нам стоит предпринять некоторые шаги, чтобы избежать появления неблагоприятных симптомов. Таких, как покраснение глаз, ощущение сухости и песка в глазах, затруднение фокусирования изображения на близком расстоянии, снижение комфортности контактных линз, резь. Сейчас компьютерный зрительный синдром становится наиболее частой причиной неудовлетворенности, как контактными линзами, так и очками, а также постоянного зрительного дискомфорта.
Очень много людей носят в обычной жизни очки. Но мало кто задумывается над тем, что им необходимы очки для работы за компьютером, которые отличаются от тех, которые они используют постоянно.
Случай №1. Вы носите постоянно очки. Но при работе за компьютером Ваши глаза излишне напрягаются, так как диоптрийная сила Ваших очков для дали не подходит для постоянной длительной работы за компьютером, ведь расстояние до объекта значительно меньше, чем когда Вы ведете автомобиль, рассматриваете ценники на прилавке магазина или наблюдаете за звездами. Запаса резервных возможностей Вашего зрения (аккомодации) может не хватать. Постоянное перенапряжение при работе в таких очках может приводить к возникновению так называемого астенического синдрома, сопровождающегося возникновением частых головных болей. В этом случае не пожалейте времени и денег, для того, чтобы заказать себе вторую пару очков для работы за компьютером. Обязательно пройдите консультацию врача офтальмолога, чтобы решить вопрос о необходимости лично для Вас второй пары очков, ведь сила аккомодативных возможностей зрения у каждого человека варьируется в значительных пределах. Кроме того, что Вы снимите лишнюю нагрузку с органа зрения, Вы сможете заказать очки со стеклами, предназначенными специально для работы за компьютером, которые обладают характеристиками отличными от обычных очковых линз.
Случай №2. В обычной жизни Вы не носите очки, но для того чтобы прочесть мелкий текст, Вам удобнее несколько отдалить его. Возможно, Вы уже заказали очки "для чтения", и за компьютером пытаетесь работать в них или без них, но в обоих случаях чувствуете себя не комфортно. Не стесняйтесь обратиться к офтальмологу за помощью. Внимательный и квалифицированный врач постарается учесть все нюансы при подборе очков. Не делайте Ваше самочувствие и комфорт зависимыми от таких вещей, как неверно подобранные очки. Кстати, вовсе необязательно иметь 2 или три пары очков для разных ситуаций. Используя прогрессивные очковые линзы, Вы сможете прекрасно видеть вдаль, на среднем расстоянии и вблизи в одной единственной паре очков.
Случай №3. Вы носите контактные линзы или собираетесь их подобрать. Обязательно проинформируйте офтальмолога, какое количество времени Вы проводите за монитором компьютера, для того, чтобы он смог это учесть при подборе коррекции.
Компьютерные очки обладают следующими свойствами:
поглощают вредное для сетчатки и хрусталика глаза УФ-излучение, оптимизируют спектральный состав видимого света, повышая разрешающую способность глаз;
повышают цветоразличение, снимают застойные явления в сосудах глаза и восстанавливают биоритм зрительного анализатора за счет пропускания света в зеленой части спектра,
повышают работоспособность и снимают чувство усталости и сонливости,
снижают до необходимой степени воспринимаемую яркость экрана за счет селективного поглощения света покрытием линз;
обеспечивают улучшение контрастности воспринимаемого изображения за счет селективного поглощения в сине-голубой части спектра.
В очках с компьютерным фильтром глазам комфортно в помещении, освещенном искусственными источниками света, особенно люминесцентными лампами, т.к. они улучшают спектральный состав света, попадающего в глаза. В них видно четче и контрастнее, а в солнечный день они не пропускают в глаза очень активную коротковолновую часть спектра. Таким образом, очки с компьютерным фильтром являются универсальными очками постоянного ношения. А это очень важно, ибо более 50% компьютерщиков - люди в очках.
Для того, чтобы избежать проблем со зрением, необходимо выполнять некоторые упражнения:
Специалисты советуют помогать глазам и предлагают простые, но эффективные упражнения для тренировки глаз, вот несколько упражнений, которые направлены на это:
Желательно в среднем каждые 2 часа делать упражнения на расслабление мышц глаз, шеи и спины. Покрутить головой, подвигать плечами, несколько раз наклониться. Это позволит сбросить накопившееся напряжение.
Пару минут расслабленно посмотрите "в никуда", лучше всего - вдаль за окном. Не нужно "всматриваться, спокойно моргайте.
Закройте глаза и вращайте по кругу глазными яблоками влево, вверх, вправо, вниз. И обратно. 4 раза в одном направлении, 4 - в другом. Старайтесь не жмуриться.
Снова закройте глаза и посмотрите вверх, затем вниз. 8 раз.
Смотрите прямо перед собой. 30 секунд быстро моргайте. Повторите 3 раза.


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415







2.5. Компьютер и дети. Влияние ПК на организм ребенка.

Общеизвестно, что организм ребенка, который постоянно находится в состоянии роста и развития, очень чувствителен к влиянию любых факторов окружающей среды.
Современные родители стремятся развить в своих детях самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, не всегда это желание идет на пользу ребенку. Многие считают, что, если они хоть на минуту позже познакомят свое чадо с компьютером и информационными технологиями, их ребенок может что-то упустить и будет отставать от сверстников. Другие же, наоборот, всего боятся. Боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушительного воздействия компьютерных игр. И, оказывается, не всегда этот страх так уж неоправдан.
Влияние компьютера на здоровье человека не ограничивается негативным влиянием на зрение и психику, как думают многие. Влияние компьютера на здоровье человека затрагивает абсолютно все «струны» нашего организма. А самым беззащитным существом перед «лицом» ПК оказывается ребенок.
Влияние компьютера на здоровье человека угрожает статикой, которая является угрозой № 1 любому организму. Если офисный работник, как бы много он не проводил времени перед ПК, все-таки периодически прерывает свое общение с ним, то, ребенок может «отработать» много часов, даже не шелохнувшись, «забывая» есть и спать. И, если офисному работнику, как взрослому сформировавшемуся организму, такой режим вреден, то для ребенка он губителен.
В результате статического положения атрофируются мышцы и грудной клетки, и брюшной полости, и спины, и шеи, а это приводит к нарушению осанки. И одно дело, когда ПК «пытается нарушать» сформировавшуюся осанку, того же офисного работника, а другое дело, когда ПК «покушается» на несформировавшуюся осанку ребенка – под угрозой оказывается весь опорно-двигательный аппарат.
То же касается и зрения. Мышцам глаз так же вредна статика, как и нашему телу. Мышцы глаз должны работать, постоянно изменяя фокусное расстояние. А ребенок, который смотрит на монитор ПК, сосредотачивается на одной, совершенно неподвижной, плоскости, даже играя в трехмерные игры. Конечно, глаза его «обращаются» и к мышке, и к клавиатуре, но этого абсолютно недостаточно, глаза ребенка непременно должны искать что-то на расстоянии, а они этого лишены.
Ребенок находится в постоянном шуме, который исходит от вентилятора ПК, а от этого страдает нервная система. Например, исходя из норм труда, которые рассчитаны на взрослых людей, человеку опасно находится в помещениях с повышенной шумностью, дольше, чем это разрешено нормами. Несоблюдение этих норм ведет к развитию астении, неврозов и даже шизофрении. Конечно, уровень шума, издаваемый вентилятором ПК, не относится к шумам, которые влекут за собой развитие психологических и нервных заболеваний, но так ли уж он безвреден этом шум для слабого детского организма? Как минимум, неизбежна повышенная утомляемость, а если она накапливается день ото дня, то ждать хорошего не приходится, она может вылиться в нервное истощение.
Но как не опасен ПК, мы не можем от него отказаться, и наши дети не могут потому, что сегодня без доскональных знаний ПК просто невозможно жить и работать. Если уж мы не можем «извести его как класс», то нужно, хотя бы минимизировать негативное влияние компьютера на здоровье человека, а особенно на здоровье ребенка.
Общение с ПК непременно нужно чередовать с отдыхом, давая возможность отдохнуть глазам, телу и нервной системе. Недопустимо длительное «общение» ребенка с ПК и за этим нужно неустанно следить, помня о хрупкости детского организма.
Дети также при работе за компьютером подвергаются негативному воздействию. Нужно сказать, что ещё в большей степени, чем взрослые, так как у детей растущий организм и им не следует проводить за компьютером более 1 часа в день. Практически все время, которое дети проводят за компьютером, тратится на различные игры, в основном динамичные («стрелялки», гонки и т.п.). Увлечение детей компьютерами и видеоприставками ухудшает их зрение, притом, что занятия в школах и так не проходят для них бесследно – количество близоруких детей от 1-го к 9-му классу увеличивается более чем в 10 раз, а к концу обучения, в 11-м, классе близорукостью страдает уже каждый четвертый. Зафиксированы потери зрения у подростков до диоптрии в год при использовании, дисплеев низкого качества и неправильном освещении в помещении.
Компьютерные игры не просто деятельность: это деятельность конструирования миров. Психологический термин «конструирование миров» появился несколько лет назад. В научный обиход его ввел отечественный психолог А.Г. Асмолов.
Конструирование миров процесс создания образа мира в человеческой психике. Люди, народы, континенты, эпохи и галактики упаковываются в мир души. Чтобы поместиться в человеческую голову, вселенная должна быть свернута в «сконструированный мир». Так, например, популярность игры DOOM («стрелялка» от первого лица) и ей подобных стала предметом исследования психологов. Недостаточная адаптированность к изменившимся условиям вынуждает многих людей чаще пускать в ход логику и меньше, чем это необходимо для равновесия сознательного и бессознательного в их психике, прислушиваться к самому себе. Для них Дум-образная игра стала инструментом поддержания душевного баланса, похожим на алкоголь, никотин, лекарства и наркотики.
К первым признакам развития компьютерной зависимости у ребенка относятся следующие:
– ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера;
– провел хотя бы одну ночь у компьютера;
– прогулял школу – сидел за компьютером;
– приходит домой и сразу садится за компьютер;
– забыл поесть, почистить зубы (раньше такого не наблюдалось);
– пребывает в плохом, раздраженном настроении, не может ничем заняться, если компьютер сломался;
– конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.

Исследователи США и Швеции установили факт возникновения опухолей у детей при воздействии на них магнитных полей частоты 60 Гц и напряженностью 2-3 мГс в течение нескольких дней или даже часов. Такие поля излучаются телевизором, персональной ЭВМ.
Доказано, что компьютер портит зрение детей. Результаты исследования, проведенного в Калифорнийском университете, выявили четкую связь между компьютером и расстройствами зрения у детей. Выяснилось, что около 30% из 37 миллионов детей в США, которые сидят за компьютером дома или в школе, испытывают чрезвычайные нагрузки на зрительный аппарат, что требует специальных очков.
Исследование, возглавляемое доктором Пиа Хёниг (Pia Hoenig), директором Клиники бинокулярного зрения в Беркли, выявило достоверную связь между длительным (нескольких часов) временем, проведенным у компьютера, и развитием детской миопии. Хотя эти данные нельзя еще считать единственно верными, такие результаты требуют дальнейших исследований в этой области.
"Установлено, что более 70% взрослых, работающих с компьютером, страдают особым заболеванием, известным как 'компьютерный синдром'. Его причина – необходимость пристально вглядываться в монитор на протяжении нескольких часов", - пояснил доктор Хёниг. Он добавил, что "теперь нам известно, что этот синдром затронул и детей, многие из которых начинают пользоваться компьютером до того, как научатся ходить".
Дети используют компьютер совсем в иных целях, чем взрослые. В силу этого они даже более подвержены компьютерному синдрому, чем взрослые. Согласно данным Американской оптиметрической ассоциации, существуют следующие особенности влияния компьютера на зрение детей:
Дети не знают меры в играх. Они редко делают перерывы, в результате их взгляд оказывается долго сфокусирован на мониторе, что может повлечь нарушение аккомодации.
Дети могут выдержать высокие нагрузки. Они часто не обращают внимание на усталость глаз.
Детям требуются мониторы меньших размеров, тогда как большинство использует "взрослые" мониторы
Известно, что обучение на 80% происходит через зрение. Исходя из этого, американские офтальмологи рекомендуют родителям показывать своих чад офтальмологу еще до детского сада.

2.5. Основные гигиеничные принципы безопасного применения компьютерной техники при обучении.
В результате проведенных исследований были обоснованные основные гигиеничные принципы безопасного для здоровья применение компьютерной техники во время обучение школьников:
гигиеничная целесообразность размещения и создание соответствующих оптимальных условий в помещениях кабинетов компьютерной техники (ККТ) во время их организации и эксплуатации;
оснащение ККТ специальной мебелью, предназначенной для компьютерной техники соответственно возрастным особенностям пользователей эти требования очень суровые;
гигиеничное нормирование всех факторов, которые возникают при работе компьютерной техники и могут изменять внутреннюю учебную среду;
обязательная гигиеничная сертификация компьютерной техники, предназначенной для обучение детей;
нормирование продолжительности беспрерывной работы учеников на персональных компьютерах в зависимости от возраста и исходного состояния здоровья детей;
психолого-гигиеническая экспертиза учебных компьютерных программ (программных продуктов);
воспитание детей и подростков в направлении усвоения гигиеничной культуры пользование компьютерной техникой и другими техническими средствами обучение.
Кроме всего вышеупомянутого, в компьютерных классах при несоответствии высоты стула, стола и подставки для видеомонитора росту школьника нарушается зрение.
Необходимо:
a) располагать монитор не ближе 50-70 см от глаз ребёнка;
б) экран компьютера располагать перпендикулярно линии зрения к центру экрана ВМ;
в) угол рассматривания изображение информации на экране должен быть не меньшее 45є. (Это приводит к напряжению и переутомления глаз и, в конце концов, к развитию патологии зрения.)
Функциональное состояние центральной нервной системы, зрительного анализатора, общее и умственное утомление детей во время работы на компьютере в оптимальных гигиеничных условиях и за надлежащего качества компьютерной техники зависят от продолжительности беспрерывной работы ученика на ПК, возраста ребенка и состояния здоровье. На основании изучения реакций организма учеников, их трудоспособности и здоровья предложенные такие нормы продолжительности беспрерывной работы младших школьников на компьютере:
а) для детей 6-летнего возраста 10-12 мин;
б) для 78-летних 15 мин;
в) для 910-летних до 20 мин, не более 4-х раз в неделю.
Эти нормативы касаются практически здоровых детей. Ученики, которые составляют группу риска по зрению и те, кто имеют хронические заболевания, должны работать не более 10 мин в день, не чаще 2-х раз в неделю с обязательным проведением профилактических упражнений для снятия зрительного и общего утомления.
Детям рекомендуется проводить за компьютером не более 2-3 часов в день и поменьше играть. Лучше что-либо изучать или обучаться в игровой форме. Санитарные правила определяют, что продолжительность непрерывной работы взрослого пользователя ПК не должна превышать 2 часов, ребенка - от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста. Минимальный перерыв - 15 минут.
Рекомендации при работе за ПК:
Отрегулировать высоту стола, иметь подставку для ног;
Сидеть на расстоянии более 50 см от монитора;
Освещать помещение люминесцентными лампами;
Нижний уровень экрана должен находиться на 20 см ниже уровня глаз, уровень верхней кромки экрана должен быть на высоте лба;
Высоту клавиатуры надо отрегулировать так, чтобы кисть пользователя располагалась горизонтально;
Спинка кресла должна поддерживать спину пользователя;
Угол между бедрами и позвоночником должен составлять 90 градусов;
Подставку с оригиналом документа следует установить в одной плоскости с экраном и на одной с ним высоте;
Следует увеличить влажность в помещении;
Рекомендуемая полная продолжительность рабочего времени за экраном монитора взрослого пользователя, использующего обычный монитор только с защитным экраном, не более 4 часов за 8-часовой рабочий день.
В конце каждого часа работы необходимо делать 5-минутный перерыв, а через 2 ч - 15-минутный, выключать монитор и покидать рабочее место.




3. Практико-ориентированная часть.
Практическая часть исследования в нашей работе заключается в проведении анкетирования среди учащихся МОУ «Ащебутакская средняя общеобразовательная школа», обработке полученных сведений, обобщении информации и формулировке выводов.
Всего было опрошено 80 учащихся 5 - 9 классов.
Анкетирование мы проводили по вопросам следующей анкеты:

Анкета для учащихся
Общие сведения: - мальчик/девочка
- возраст
- класс
1. Есть ли компьютер у вас дома?
Для чего чаще вы используете компьютер?
а) для компьютерных игр;
б) для подготовки к учебным занятиям;
в) для доступа в Интернет;
г) для прослушивания музыки;
д) для просмотра видео;
е) другие цели.
В каком воздасте вы начали работать на компьютере?
Сколько часов в день в среднем вы проводите за компьютером?
Чему вы отдадите предпочтение: компьютеру или другу?
Играете ли вы в компьютерные игры?
Чему вы отдадите предпочтение: общению с другом или с компьютером?
Что вас больше интересует: компьютер или чтение книги?
Делаете ли вы гимнастику для глаз?
Как часто вы проводите гимнастику для глаз?
Как вы думаете, сколько часов в день можно работать за компьютером?
Есть ли у вас проблема со зрением?
Устают ли глаза при работе за компьютером?
Как вы думаете, какое общение с другом лучше: по компьютеру или непосредственно?
Как вы думает нужен ли компьютер в жизни человека?
Устаете ли вы при работе за компьютером?

Анализ результатов.
Проведя анкетирование в нашей школе, мы выснили, что из 80 опрошеных ребят имеют домашние персональные компьютеры имеют 39 человек (49% учащихся).
На вопрос анкеты «Для чего вы чаще всего используете компьютер?» школьники ответили:
для компьютерных игр - 30%
для подготовки к учебным занятиям - 15%
для доступа в Интернет - 25%
для прослушивания музыки и др. целей - 5%.
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Впервые дети начали работать на компьютере: - с 4-5лет - 10% учеников,
с 6-9лет - 20% опрошеных,
с 10-14 лет - 70% учащихся.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Нормой среди подростков считается, если ученик проводит за компьютером 2-3 часа в день. Среди участников анкетирования за компьютером ежедневно проводят от 1 до 3 часов в день - 60%, от 4 до 8 часов - 40 %.
Известно, что 60% активно играют в компьютерные игры и только 40% ими не интересуются.
Отвечая на вопрос «Чему вы отдадите предпочтение: другу или компьютеру?», 70% школьников выбрали друга, а 30%-компьютер. Чтение книг интересует 32%, остальные предпочитают общение с компьютером. Если приходится делать выбор между занятиями спортом или игрой за компьютером, предпочтение компьютеру отдают 25%, а спорту - 75% опрошенных.










При работе за компьютером устают 50% ребят, не испытывают усталости - 40%, не смогли ответить на этот вопрос -10 %.
Также было исследовано отношение учащихся к выполнению гигиенических требований при работе за компьютером. Гимнастику для глаз не считают необходимым проводить 75%, проводят только 25%, причем из них делают это часто 25%, редко -75%.
При работе за компьютером устают глаза у 29%, 16% опрошенных указали, что страдают нарушениями зрения.
На вопрос: «Нужен ли компьютер в жизни человека?» положительно ответили 95%, отрицательно - 3%, 2% школьников затруднились ответить на этот вопрос.
Анализ опроса среди учащихся показал, что ребята недостаточно информированы о негативном влиянии компьютера на формирующийся организм или не придают этому серьезного значения. Большая часть подростков не связывают нарушения свого здоровья с нарушениями гигиенических правил.




4. Заключение.
Цель нашей проектной работы заключалась в том, чтобы исследовать вопросы влияния компьютера на здоровье ученика, являющегося пользователем ПК.
В ходе исследовательской работы мы решили следующие задачи:
Выяснили факторы влияния компьютера на здоровье человека.
Изучили строение и функции органа зрения.
Выяснили влияние монитора ПК на зрение и меры профилактики зрительного переутомления при работе с компьютером.
Изучили влияние персонального компьютера на организм ребенка.
Обобщили основные гигиеничные принципы безопасного применения компьютерной техники при обучении.
Провели анкетирование среди учащихся, обработали полученную информацию и сделали выводы.
В процессе работы над проектом я изучила и обобщила большое количество различной информации, подобрала иллюстрации, научилась обрабатывать статистические данные, приобрела новые исследовательские умения и навыки работы с компьютером, сделала выводы, оформила результаты работы, подготовила презентацию.
Изучая разные источники информации, мы убедились, что компьютер негативно влияет на здоровье человека и, в особенности на его зрение. Гипотеза нашего исследования подтвердилась: соблюдение гигиенических норм при работе с компьютером позволяют снизить риск возникновения нарушения здоровья у пользователей ПК, в том числе у школьников. Проведя анкетирование, мы пришли к выводу, что, к сожалению, большинство учащихся школы не соблюдает гигиенические нормы при работе за компьютером, не придает серьезного значения своему здоровью. Мы считаем необходимым как можно больше информировать учащихся о вредных факторах воздействия компьютера на организм человека, убеждать подростков в обязательности выполнения требований гигиенистов.
Если мысленно представить себе весы на разных чашах, на которых лежат положительные и отрицательные стороны компьютера, то можно предположить, что эти чаши будут находиться в равновесии. Возможно, со временем техника изобретет такой компьютер, который будет безвреден для здоровья человека.












5. Источники информации:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Антон Платов. Дети, Сеть и родители. Мир компьютеров. - № 3. – 2004.
Безопасный компьютер на работе и дома / Н.М. Евдокимов и др.. – СПб.: Виктория-плюс, 2002.
Власов В.Н. Компьютер и его воздействие на окружающую среду / В.Н. Власов // Экология ЦЧО РФ. – 2000. – № 2.
Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления / Г.Г. Демирчоглян. – М.: Сов. спорт, 1995.
Иванченко В. Компьютер и здоровье / Р. Иванченко // Подвод. лодка. – 2000. – № 8.
Компьютер и ваше здоровье // Формат.– 2001. – № 4.
Концевой М.П. Здоровье и компьютер / М.П. Концевой // Информатика и образование. – 2000. – № 1
Литвак И.И. Внимание, компьютер! / И.И. Литвак, И.Е. Чернозубов // Банк. дело. – 1996. – № 7.
Любимова Н.С. Безопасность работы на компьютерах / Н.С. Любимова // Строительство и архитектура. – 2001. – Вып. 3
Клебанов Р.Д. Проблемы медицины труда и состояния здоровья, 2001.
Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером : учеб. пособие для ВУЗов / К.Р. Малаян. – СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2000.
Обеспечение безопасности труда пользователей ПЭВМ : учеб.- метод. пособие / авт.-сост. М.К. Гайнуллина [и др.]. – Уфа: Вост. ун-т, 2002. – 26 с.
Чепульская О.В. Обеспечение безопасности при работе за мониторами и видеодисплейными терминалами : учеб. пособие / О.В. Чепульская, Ю.П. Чепульский, Г.И. Шатунова. – М.: МИИТ, 2002.
Шлимович Б. Компьютеры и дети. // Наука и жизнь. - № 11. – 1998.



не правильноеRoot Entry