Обобщение и распространение собственного опыта по работе с родителями учащихся



Обобщение и распространение собственного опыта
по работе с родителями учащихся


Цель: Формирование эффективной системы взаимодействия родителей с учителями для создания благоприятной среды для сплочения детей в единый дружный коллектив, создание в классе благоприятных условий для свободного развития личности, духовно богатой, способной строить жизнь, достойную человека, умеющего быть счастливым и нести счастье людям

Задачи:
Активное вовлечение родителей во все сферы деятельности класса и школы на основе нормативных документов Управляющего совета.
Организация родительского всеобуча на паритетных началах: педагоги – родители, родители – родители.
Формирование здорового образа жизни.
Создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков. Совершенствование форм взаимодействия школа – семья.
Педагогическое сопровождение семьи (анкетирование, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.)

Актуальность психолого-педагогической работы с родителями

Воспитательная функция семьи очень важна. Ребенок, который приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные родителями.
Воспитательная функция семьи имеет три аспекта:
Формирование мотивационно-ценностной сферы (отношение к людям, к делу, к себе).
Формирование IQ сферы (способностей, приобретение знаний и т.д.).
Формирование эмоционально-волевой сферы.

Воспитательный потенциал семьи – это материальные и бытовые условия, численность и структура семьи, характер отношений, психо-эмоциональный фон, особенности общения, личность родителей, уровень педагогической культуры и другое.
Сегодня наблюдается кризис семьи, детско-родительских отношений. Это связано с переменами в политической и экономической жизни страны. Родители вынуждены концентрировать внимание на материальном благополучии, а значит, меньше времени тратят на общение в семье. В результате из взаимодействия исключается эмоциональный компонент, связанный с понимание близкого человека. Увеличилось число разводов.
Отсюда следует вывод:
Школа обязана содействовать развитию семьи. Работа, направленная на развитие личности ученика, становится действенной и эффективной только в том случае, если в процесс обучения и воспитания вовлечены родители учащихся.
Работу с родителями условно можно разделить на две части:
Со всеми родителями класса в рамках родительских собраний по повышению педагогической и психологической культуры;
С частью родителей в форме коррекционно-развивающих занятий по формированию навыков и умений, связанных в первую очередь с констр
·уктивным взаимодействием в системе родитель-ребенок.








Направления и формы работы

Изучение семьи учащихся
Изучение семьи учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Психолого-педагогическая диагностика:
- наблюдение
- беседа
- тестирование (Тест «Я – родитель, я – приятель?!»)
- анкетирование («Ваш ребенок», «Незаконченное предложение», «В мире профессий»)
- интерактивные игры
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Умело организованное продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах:
- родительские собрания
- конференции
- тренинги
- индивидуальные и тематические консультации
- беседы
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
Поскольку родители являются социальным заказчиком школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и классе:
- открытые уроки и внеклассные мероприятия
- помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса
- родительское общественное патрулирование
- День здоровья
- шефская помощь
Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом
- участие родителей класса в работе родительского комитета класса и школы
- участие родителей класса в работе совета школы

Ожидаемые результаты:
Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой, гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
Формирование культуры здорового образа жизни.
Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности, спортивно-оздоровительной и туристической работы.
Привлечение родителей к общественному управлению школой.






15