Программа работы с неуспевающими учениками


Администрация Смоленского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Точилинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
___________________ __________ (_______________________)
Должность Подпись Расшифровка подписи
«___» ___________ 2016 г





ПРОГРАММА РАБОТЫ
по предупреждению неуспеваемости учащихся и со слабоуспевающими учениками


учитель начальных классов: Щигрева Н.А.









с.Точильное, 2016 г
Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.
При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.













Цель: предупреждение неуспеваемости.
Задачи:
Выявление причин неуспеваемости.
Выявление и ликвидация пробелов в знаниях учащихся (организация коррекционной работы).
Формирование у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Пути выполнения Программы:
Индивидуальные и групповые консультации.
Опорные конспекты. Памятки по предметам.
Оказание помощи при выполнении домашнего задания (по необходимости).
Виды работы:
работа на уроке;
консультации;
совместная деятельность с учебным комитетом школы (беседы);
работа с администрацией.
Необходимость в проведении работы:
При возникновении затруднений:
в изучении нового материала;
при выявлении пробелов в знаниях;
при отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних работ.
Срок реализации Программы: 2016 – 2017 учебный год.
Планируемые результаты:
Предотвращение пробелов в знаниях, связанных с пропусками занятий.
Формирование мотивации к обучению.
Удержание интереса к учебе.
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Проблемы:
Неспособность системы образования обеспечить каждому ребенку помощь, адекватную его развитию.
Недостаточность обеспечения своевременной и квалифицированной медико-психолого-педагогической поддержкой, отсутствием системы ранней диагностики отклонений в развитии.
Отсутствие кадров дефектологов, логопедов для занятий с детьми по различным группам здоровья.
Меры по оказанию помощи неуспевающему школьнику:

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).
4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).
5. Различные формы взаимопомощи.
6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока
Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложения учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала
Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке
Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
№ п/п
Меры
Сроки

1
Выяснение причин неуспеваемости (индивидуальные беседы)
Октябрь (3 неделя)

2
Составление графика дополнительных занятий
Конец октября

3
Подбор дидактических материалов по темам


4
Заведение тетрадей для дополнительных занятий по предмету
Ноябрь (1 неделя)

5
Налаживание связей со школьным психологом, учебным комитетом школы.
Ноябрь

6
Контроль посещения консультаций и дополнительных занятий.
Систематически

7
Информирование классных руководителей и администрации школы о результатах работы.
Систематически





График проведения дополнительных занятий
Предмет
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница

Русский язык



12:35


Литературное чтение

14:00





Индивидуальная карта
Ф.И. ученика____________________________________ класс________предмет_______________________________
Дата
По какой теме пробел
Причины
Коррекционная работа
Результат






















































































15