ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «БУТУРЛИНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОМЫСЛЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ









выполнила: преподаватель
дисциплин изобразительного цикла
Ермакова О.И.





Бутурлиновка, 2016
Художественные промыслы Воронежской области

Воронежская земля издавна славилась своими мастерами. Уже в середине 19 века в разных селах и городах нашей губернии сложились народные художественные промыслы. Известность получили вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, изготовление глиняной игрушки, резьба по дереву, вязание, изготовление ковров и другие. Наиболее распространённой была ручная вышивка: она украшала одежду, полотенца, скатерти, покрывала, ковры, кисеты, сумочки. Среди украшений славились бусы и гайтаны. Большое разнообразие вышивки сохранил народный костюм Воронежской губернии. Далеко за пределами области были известны пуховые платки. Этот промысел был сосредоточен на территории современных Новохоперского, Поворинского, Грибановского районов. Известно, что в середине 20-х годов XX века в одной только новохоперской Русановке женщины вязали около 8 тысяч платков в месяц.           Ковроделием и художественным ткачеством славились села Павловского, Острогожского, Богучарского, Рамонского, Бобровского, Новохоперского, Бутурлиновского районов. Изделия расходились по всей России и закупались в другие страны. Особую славу приобрели знаменитые
ковры из Елань-Колено. 
           Керамическое производство было известно глиняной посудой, кирпичами, черепицей и игрушкой. В 1911 году в нашей губернии насчитывалось более 200 гончарных заводов. Наибольшее их числобыло в Семилукском, Рамонском. Калачеевском, Хохольском районах.           В местах расположения лесных массивов Новохоперском, Павловском, Бобровском, Борисоглебском, Новоусманском, Бутурлиновском районах – получила развитие деревообрабатывающая промышленность и художественная резьба по дереву.

·
Наша страна принадлежит к числу немногих мировых держав, которые наряду с развитием технического прогресса, сумели не растерять исторические традиции и стилевые особенности народных художественных промыслов. Воронежцы нередко с успехом принимают участие в различных конкурсах и выставках, представляя на них этнографические народные костюмы, музыкальные инструменты – гитары, баяны, аккордеоны, изделия художественных промыслов из керамики, дерева, лозы, войлока, шерсти. Рассмотрим самые известные и самобытные промыслы Воронежской области.
Арефьевский потешный промысел.
Назван в честь ныне здравствующей воронежской мастерицы глиняной игрушки Галины Арефьевой. Она посвятила свою жизнь изучению традиций Воронежского края, в частности, изготовления глиняных игрушек. В результате проведенной большой исследовательской работы, привнеся в традиционные принципы создания народной игрушки свое авторское видение, мастерица сумела создать новую звонкую игрушку. Основала свою школу искусства изготовления игрушки, у нее немало увлеченных последователей. Магия забытого ремесла Как-то в конце 1980-х наша землячка Галина Арефьева увидела в магазине среди хозяйственной утвари красную курицу. Конечно, не настоящую, а глиняную свистульку. Вроде немудреная вещица, сделанная детворе на забаву, но было в ней что-то наивно-трогательное и родное. Словом, домой Галина Ивановна вернулась с игрушечной квочкой, а на следующий день накопала глины и до поздней ночи колдовала над своими фигурками. Так началась ее работа над возрождением традиционной народной воронежской игрушки. С давних пор по всей России славятся дымковские, филимоновские, абашевские «глиняные чудеса». А в наших краях, богатых глиной, как будто никто и не лепил. Но ведь во многих воронежских селах издревле работали гончары-кустари и попутно с посудой делали свистульки и прочие игрушки для ребятни. Однако со временем традиция замерла. Галина Арефьева после памятной покупки загорелась вернуть утраченное. Впрочем, в этом желании сыграл свою роль отнюдь не только случай. Галина Ивановна выросла в большой мастеровой семье. Отец запросто плел корзинки, валял валенки, изготавливал кадушки. Матушка вышивала, вязала, стегала одеяла, ткала. К рукодельным премудростям приохотились с ранних лет и семеро арефьевских детей. После окончания школы Галина окончила Елецкий пединститут и много лет трудилась в центре развития детского творчества – обучала ребят основам народных промыслов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Галина Ивановна Арефьева
Поиск этот стоил больших усилий, продолжается он и сейчас. Но порой, случались удивительные «подсказки». Так, однажды Галина Ивановна затеяла домашний ремонт. Тогда весь пол в квартире был устлан газетами и, когда она присела отдохнуть, наткнулась взглядом на фото бабушки со свистулькой. После прочтения статьи выяснилось, что это известная искусница, развивающая традиции городецкой игрушки. Галина Арефьева ей написала и получила приглашение приехать, познакомиться с местным творчеством. А потом начинающая воронежская мастерица побывала на фестивале фольклора и ремесел в нашем Воробьевском районе, и ее презентация заинтересовала первого зама руководителя ассоциации «Народные художественные промыслы России» Виктора Антонова. Тогда он похвалил образы и качество исполнения арефьевских игрушек, но заметил, что по стилю они все же ближе к городецким, а «надо бы развивать свое, воронежское». После этого разговора Галина Ивановна решительно собрала свои работы в коробку и отнесла их на мусорку, а потом принялась искать описания исконной воронежской игрушки в архивах. Ведь самих образцов у нас практически не осталось. Их поиск привел Арефьеву в московские и
питерские музеи. Но уже сейчас трудами мастерицы наша исконная игрушка обрела новую жизнь. Люди приносят ей найденные остатки глиняных свистулек. Ценными источниками служат описания, сохранившиеся в исследованиях обрядов Воронежской губернии и фольклор. В росписи помогают каноны, по которым издревле украшалась местная одежда. Год назад художественно-экспертная комиссия присвоила почетное звание «Народный мастер». Романтичное происхождение у игрушки «Судьба» – разудалого всадника, оседлавшего крылатого коня. Крылышки задиристо вздымаются вверх, как будто коняшка вот-вот взлетит. Увидеть девушке в окошко конного молодца во время святочных гаданий считалось в старину верной приметой грядущего сватовства. Одна из легенд о происхождении топонима Хава отражается в игрушке с таким названием. Говорят, это имя дочери татарского хана, полюбившей простого парня. Рассердился за это на нее отец и решил выдать замуж за воеводу. Только девушка бросилась с обрыва в реку, и, коснувшись воды, обернулась птицей. Оно и понятно – ко всему прочему мастерица сочиняет удивительные сказки. А еще почти все ее игрушки поющие. Правда, прежде чем глина в ее руках «запела», пришлось биться два года. В коллекции Галины Арефьевой более 1300 образцов глиняных игрушек со всех уголков страны (не считая своих!), и у каждой свой секрет. Игрушка с таким названием отражает обряд, бытовавший в селе Титаревка Кантемировского района. На Троицкие или Зеленые святки парня обряжали в вывернутый полушубок, пристраивали за шиворот рогатину с мочалом-бородой. Эта ряженая «коза» в сопровождении колядовщиков ходила по дворам и вела забавную игру – капризничала, требовала больше даров, падала и дрыгала ногами. Но главным в потешной церемонии было дотронуться «рогами» до земли, чтобы передать ей часть магической силы, ведь это животное считалось одним из самых плодовитых. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Художественная тестопластика.
Один из самых ярких представителей этого прикладного искусства – воронежская мастерица Светлана Богомолова, разработавшая авторскую программу обучения детей лепке изделий из соленого теста. Она объединила исторические традиции и сказочные сюжеты с современными приемами и мотивами народного костюма.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Художественная ручная вышивка.
Традиционно популярный вид рукоделия русских женщин. Особенно в Воронежской области славится своими вышивками Острогожский район. Здесь создан и работает Дом ремесел «Острогожские узоры». Из поколения в поколение передается мастерство острогожской вышивки. Такой потомственной мастерицей является и Дина Бычкова. Она не просто хранительница местных традиций, - передает уникальные приемы вышивки детям.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Художественное лозоплетение.
Этому искусству тоже обучают в «Острогожских узорах» Более того, именно директор Дома художественных ремесел, – Татьяна Ишутина. Она, переняв навыки и опыт мастеров плетения изделий из лозы, создает новые и оригинальные художественные образы и формы. В 1997 году было создано ООО "Народные промыслы" ВООО ВОИ, которое
ставит своей целью: освоение людьми с инвалидностью ремесел народных промыслов, в основном - плетения из лозы художественных изделий: сувениры, утилитарные и эксклюзивные изделия;
обучение с последующим трудоустройством;
реализация изделий из лозы.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]




Глиняная игрушка-свистулька.
Традиционный промысел юга (Калачеевский район) Воронежского региона. Ученица знаменитого калачеевского гончара Георгия Сезинцева, Ольга Козинина более 15 лет обучает мастерству детей, сама создает высокохудожественные игрушки. Благодаря таким подвижникам промысел возрождается. Карачунская игрушка. Глиняная народная игрушка, традиционная для Рамонского района Воронежской области. Самый известный рамонский мастер - керамист Василий Лямзин. Его лучшая ученица и последователь, Галина Котельникова создала свой особый авторский стиль, более двадцати лет ведет кружок в Рамоновсом лицее. Воспитала десятки учеников, выбравших профессию игрушечника или связанную с художественными промыслами. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ольга Козинина




Народная кукла. Лоскутное шитье.
Продолжатель этого народного искусства – Лариса Курова, живет в Воронеже. Она работает в традиционной технике и обучает этому своих учеников. Ее работы отличаются высочайшим художественным вкусом и неоднократно представляли Воронежскую область на разного рода конкурсах декоративно-прикладного творчества, как всероссийских, так и международных. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Художественная роспись по дереву.
Самый яркий представитель этого вида изделий знаменитая воронежская матрешка особой каплевидной формы, «одетая» в самобытные, тщательно и до мельчайших деталей воссозданные, народные костюмы Воронежской губернии. Ее создала Елена Матвеева, ученица почетного гражданина Воронежа, члена союза художников РФ Петра Пономарева. Воронежская матрешка была неоднократно и по достоинству оценена на многих конкурсах и выставках самого разного уровня, в том числе и международных.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Елена Матвеева

Гончарный промысел.
Мастер глиняной игрушки Наталья Минькова, продолжая традиции народного промысла, сохранив пропорции, обогатила традиционную острогожскую игрушку новыми высокохудожественными элементами. В роспись игрушки она добавила узоры «барановского платка». Это был основной в 19 веке и любимый женщинами российского Черноземья головной убор. Наталья разработала собственную оригинальную программу обучения детей народному промыслу, знакомя их с историей родного края. Еще одна оригинальная глиняная игрушка Острожского района. Мастер-игрушечник Любовь Усова на протяжении 30 лет изучала традиции керамистов разных сел этого района. Вместе со своими учениками она воссоздала традиционную форму этой игрушки, ее материалы, технологию изготовления, инструменты для декорирования, сюжеты быта крестьян и традиционное настроение персонажей. Государственную политику в сфере народного творчества на территории области осуществляет государственное бюджетное учреждение Воронежский областной центр народного творчества.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
@ А
·А
· 14 EБЁ 
·
·`
·0Ж
·
·
·
·
·
·
·° х Canon Inc.
·
·
·
·
·sRGB v1.31 (Canon)
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·