Рабочая программа и КТП по элективному курсу Агрошкола курс для 8 класса Агробиология

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Агробиология» 8 класс рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: итоговых зачётов – 2 (по полугодиям), практических работ-7.
Изучение агробиологии на предпрофильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построении профессиональной карьеры;
овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда.
После изучения данного курса учащиеся должны
уметь:
-определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;
-определять всхожесть, класс и посевную годность семян;
-применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;
-соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;
-агротехнические приемы защиты почв от эрозии;
знать:
-производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур;
-технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;
-состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;
-пути и средства повышения плодородия почв;
-основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними;
-способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
-основные этапы проектной деятельности;
-источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства.
Общая характеристика курса биологии
Среди различных форм проведения профориентационной работы, активизирующих профессиональное самоопределение школьников, значительное место отводится экскурсиям на промышленные предприятия. Во время экскурсии на предприятия школьники имеют возможность ознакомиться с организацией производства, наблюдать представителей разных профессий в рабочей обстановке, в процессе деятельности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.
Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.
Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Выбор и использование средств представления информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, эскиз, технологическая карта, и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива.
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Содержание учебного курса «Агробиология»:
Тема 1. Введение (1 час)
Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Специализация в сельском хозяйстве
Тема 2. Уборка урожая. Хранение урожая (4 часа).
Направления растениеводства в районе, в станице, на пришкольном участке. Понятие об урожае и урожайности. Ведущие полевые, овощные, цветочные, плодово - ягодные, декоративные культуры, их биологические и хозяйственные особенности.
Профессии, связанные с выращиванием культурных растений.
Практические работы. Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян.
Экскурсии. Профориентационная экскурсия на предприятие (сахарный завод).
Тема 3. Земледелие. Почва и ее происхождение, состав и свойства (3 часа)
Научные основы земледелия. Профессии, связанные с земледелием и растениеводством. Выбор земельного участка. Почвенные факторы. Органическое вещество почвы. Состав и значение гумуса в почвообразовании и плодородии. Климатические факторы. Поглотительная способность почв, понятие о кислотности щелочности почвы. Особенности рельефа местности. Экономические факторы. Питательные вещества в почве и их доступность для растений. Основные типы почв и их сельскохозяйственное использование.
Практические работы. Определение состава почвы.
Экскурсии. Профориентационная экскурсия на предприятие (поля фермерских хозяйств).
Тема 4. Система обработки почвы (3 часа)
Задачи и приемы основной обработки почвы. Уход за сельскохозяйственными культурами. Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы.
Практические работы. Составление системы обработки почвы под различные культуры.
Тема 5. Удобрения и их применение (4 часа)
Роль удобрений в повышении плодородия почв. Макро- и микроэлементы, необходимые для питания растений. Классификация удобрений. Хранение, дозы, сроки и способы внесения минеральных удобрений.
Практические работы. Определение основных видов удобрений, доз их внесения на запланированный урожай
Экскурсии: Профориентационная экскурсия на предприятие.
Тема 6. Сорные растения (4 часа)
Понятия о сорных растениях. Сорные растения и меры борьбы с ними. Биологические группы сорных растений. Классификация мер борьбы с сорняками. Влияние засоренности посевов на производительность работы машин. Техника безопасности при работе с гербицидами.
Практические работы. Определение сорняков по гербариям и семенам.
Тема 7. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур (4 часа)
Классификация вредителей. Основные вредители и болезни зерновых, картофеля, сахарной свеклы. Методы защиты растений от вредителей. Классификация ядохимикатов. Химический и биологический методы. Техника безопасности при работе с ядохимикатами Практические работы. Определение вредителей по изображениям.
Тема 8. Строение и жизнедеятельность растений (9 часов)
Озимые и яровые зерновые культуры. Морфологические признаки и биологические особенности зерновых культур. Технология возделывания основных зерновых культур зоны.
Зерновые бобовые культуры. Роль зернобобовых культур в увеличении производства зерна, решение проблемы кормового белка и повышении плодородия почвы.
Корнеплоды, их значение, как пищевых и кормовых культур.
Современная технология возделывания и уборки сахарной свеклы.
Клубнеплоды, их значение, как продовольственных, технических и кормовых культур. Технология возделывания картофеля. Экономическая эффективность возделывания клубнеплодов.
Прядильные и масличные культуры. Особенности их возделывания с учетом климатической зоны.
Кормовые травы. Однолетние бобовые и злаковые травы, их кормовое и агротехническое значение.
Технология возделывания кормовых трав на сено, сенаж, травяную муку. Способы уборки, сушки и хранения сена.
Многолетние бобовые и злаковые культуры, их значение для производства высококачественного белкового корма. Морфологические признаки и биологические особенности многолетних трав.
Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах. Способы уборки, сушки и хранения сена.
Овощные культуры. Значение, морфологические признаки и биологические особенности. Особенности возделывания овощных культур в открытом и закрытом грунтах.
Практические работы. Систематика растений.
Тема 9. Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур (2 часа)
Семена, их посевные и сортовые качества. Подготовка семян к посеву. Сроки, способы посева, глубина заделки и нормы высева семян.
Экскурсии. Профориентационная экскурсия на предприятие (Агрохолдинг «Кубань», СПК СК «Родина»).
Тематическое планирование:
Разделы, темы
Кол-во часов

Введение. Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Специализация в сельском хозяйстве
1

Уборка урожая. Хранение урожая. Направления растениеводства в районе. Ведущие культуры, их биологические и хозяйственные особенности. Профессии, связанные с выращиванием культурных растений
4

Земледелие. Почва и ее происхождение, состав и свойства. Научные основы земледелия. Профессии, связанные с земледелием и растениеводством. Основные типы почв и их сельскохозяйственное использование.
3

Система обработки почвы. Задачи и приемы основной обработки почвы. Уход за сельскохозяйственными культурами. Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы
3

Удобрения и их применение. Роль удобрений в повышении плодородия почв. Макро- и микроэлементы, необходимые для питания растений. Классификация удобрений. Хранение, дозы, сроки и способы внесения минеральных удобрений.
4

Сорные растения. Понятия о сорных растениях. Биологические группы сорных растений. Классификация мер борьбы с сорняками. Техника безопасности при работе с гербицидами. Влияние засоренности посевов на производительность работы машин.
4

Вредители и болезни сельскохозяйственных культур. Классификация вредителей. Основные вредители и болезни зерновых, картофеля, сахарной свеклы. Методы защиты растений от вредителей. Классификация ядохимикатов. Техника безопасности при работе с ядохимикатами. Химический и биологический методы.
4

Строение и жизнедеятельность растений. Технология возделывания основных зерновых культур зоны. Зерновые бобовые культуры. Роль зернобобовых культур в увеличении производства зерна, решение проблемы кормового белка и повышении плодородия почвы. Кормовые травы. Корнеплоды, их значение, как пищевых и кормовых культур. Современная технология возделывания и уборки сахарной свеклы. Клубнеплоды, их значение. Технология возделывания картофеля. Прядильные и масличные культуры. Особенности их возделывания с учетом климатической зоны. Многолетние бобовые и злаковые культуры, их значение для производства высококачественного белкового корма. Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах. Способы уборки, сушки и хранения сена. Овощные культуры. Особенности возделывания овощных культур в открытом и закрытом грунтах
9

Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур. Семена, их посевные и сортовые качества. Подготовка семян к посеву. Сроки, способы посева, глубина заделки и нормы высева семян. Профориентационная экскурсия на предприятие (Агрохолдинг «Кубань», СПК СК «Родина»)
2

Проектная деятельность
Темы проектов: Ранние овощи (морковь, свекла), подзимний посев моркови. «Праздник первого салата» (изучение сортов салатов, выбор самых ранних видов и сортов). Малораспространенные овощи. Влияние органических удобрений на плодородие почвы и другие темы.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1
2

Умения:

Определять особенности выращивания отдельных сельскохозяйственных культур с учетом их биологических особенностей;
наблюдение и оценка выполнения практических работ, отчет

Знания:

Основные культурные растения;
устный или письменный опрос

Происхождение культурных растений и их одомашнивание;


Возможности хозяйственного использования культурных растений;


Традиционные и современные агротехнологии (системы обработки почвы; зональные системы земледелия; технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур; приемы и методы растениеводства)


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля.
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

6013 EMBED Equation.3 1415ч100
зачет

Менее 60
незачет

Планируемые результаты изучения курса биологии
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Знать и уметь применять на практике основные агротехнические приемы выращивания сельскохозяйственных культур с использованием машин и механизмов.
Использовать основные способы обработки почвы и повышения ее плодородия.
Определять основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, использовать методы борьбы с ними при помощи средств механизации и химической защиты растений.
Технические средства обучения:
1.Компьютер.
2.Интерактивная доска.

СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического объединения естественнонаучного цикла
от 29 августа 2016 г. № 1
___________ С.В.Пивкина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Е.А.Журба
______августа 2016 г.









Календарно-тематическое планирование курса «Агробиология» 8 «а», 8 «б» классов

№п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Дата проведения
Оборудование





План
Факт



Тема 1. Введение
1




1
Растениеводство – ведущая отрасль сельскохозяйственного производства. Специализация в сельском хозяйстве
1
03.09.
2016




Тема 2. Уборка урожая. Хранение урожая
4




2
Профессии, связанные с выращиванием культурных растений
1
10.09.



3
Направления растениеводства в районе. Ведущие культуры, их биологические и хозяйственные особенности
1
17.09.



+4
Практическая работа №1 «Уборка и учет урожая овощных культур, подготовка урожая к хранению, сбор семян»
1
24.09.



5
Экскурсии. Профориентационная экскурсия на предприятие (сахарный завод)
1
01.10.




Тема 3. Земледелие. Почва и ее происхождение, состав и свойства
3




6
Научные основы земледелия. Профессии, связанные с земледелием и растениеводством
1
08.10.



7
Основные типы почв и их сельскохозяйственное использование. Практическая работа №2 «Определение состава почвы»
1
15.10.



8
Экскурсии. Профориентационная экскурсия на предприятие (поля фермерских хозяйств).
1
22.10.




Тема 4. Система обработки почвы
3




9
Задачи и приемы основной обработки почвы. Уход за сельскохозяйственными культурами.
1
29.10



10
Новые направления в ресурсосберегающей технологии обработки почвы
1
12.11



11
Практическая работа №3 «Составление системы обработки почвы под различные культуры»
1
19.11




Тема 5. Удобрения и их применение
4




12
Роль удобрений в повышении плодородия почв. Макро- и микроэлементы, необходимые для питания растений
1
29.11



13
Классификация удобрений. Хранение, дозы, сроки и способы внесения минеральных удобрений
1
03.12



14
Практическая работа №4 «Определение основных видов удобрений, доз их внесения на запланированный урожай»
1
10.12



15
Экскурсии: Профориентационная экскурсия на предприятие
1
17.12




Тема 6. Сорные растения
4




16
Понятия о сорных растениях. Биологические группы сорных растений.
1
24.12



17
Классификация мер борьбы с сорняками. Техника безопасности при работе с гербицидами
1
17.01
2017



18
Влияние засоренности посевов на производительность работы машин.
1
21.01



19
Практическая работа №5 «Определение сорняков по гербариям и семенам»
1
28.01




Тема 7. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур
4




20
Классификация вредителей. Основные вредители и болезни зерновых, картофеля, сахарной свеклы.
1
04.02



21
Методы защиты растений от вредителей. Классификация ядохимикатов. Техника безопасности при работе с ядохимикатами
1
11.02



22
Химический и биологический методы.
1
18.02



23
Практическая работа №6 «Определение вредителей по изображениям»
1
25.02




Тема 8. Строение и жизнедеятельность растений
9




24
Технология возделывания основных зерновых культур зоны
1
04.03



25
Зерновые бобовые культуры. Роль зернобобовых культур в увеличении производства зерна, решение проблемы кормового белка и повышении плодородия почвы. Кормовые травы.
1
11.03



26
Корнеплоды, их значение, как пищевых и кормовых культур. Современная технология возделывания и уборки сахарной свеклы
1
18.03



27
Клубнеплоды, их значение. Технология возделывания картофеля
1
01.04



28
Прядильные и масличные культуры. Особенности их возделывания с учетом климатической зоны
1
08.04



29
Многолетние бобовые и злаковые культуры, их значение для производства высококачественного белкового корма
1
15.04



30
Технология возделывания многолетних трав в полевых севооборотах. Способы уборки, сушки и хранения сена
1
22.04



31
Овощные культуры. Особенности возделывания овощных культур в открытом и закрытом грунтах
1
29.04



32
Практическая работа №7 «Систематика растений».
1
06.05




Тема 9. Технология возделывания основных сельскохозяйственных культур
2




33
Семена, их посевные и сортовые качества. Подготовка семян к посеву.
1
13.05



34
Сроки, способы посева, глубина заделки и нормы высева семян. Экскурсии. Профориентационная экскурсия на предприятие (Агрохолдинг «Кубань», СПК СК «Родина»)
1
20.05




Итого
34
П/р-7

Экскурсии-4










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615




Root Entry