Рабочая программа по элективному курсу: Физика в задачах.


Рабочая программа элективного курса «Физика в задачах» (9 класс).
Структура программы:
1. Пояснительная записка.
2. Содержание рабочей программы
3. Учебно-тематический план.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся;
5. Литература и средства обучения;
6. Календарно - тематическое планирование (приложение).
Пояснительная записка
Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в профильной школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА. Необходимость
разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов.
Основная направленность курса
- освоение обучающимися основных методов и приемов решения физических задач с опорой на их знания и умения, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углубление знаний по темам. Занятия проводится 1 час в неделю в течение 1 полугодия.
Целями данной программы являются:
- углубление ранее полученных знаний и умений;
- формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение;
- умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Задачи курса:
- развитие навыков работы учащихся с дополнительной учебной, научно
- популярной литературой;
- развитие интереса к физике;
- развитие логического мышления и монологической речи;
- развитие способностей учащихся к исследовательской деятельности;
- формирование умений широкого использования полученных математических знаний при решении физических задач.
Общая характеристика элективного курса
Программа элективного курса «Физика в задачах» для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень).
Данная модифицированная программа учебного курса «Физика в задачах» разработана на основе программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованной в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. – Волгоград: Учитель, 2007».
Настоящий учебный курс рассчитан на преподавание в объеме 17 часов.
Модифицированная программа учебного курса «Физика в задачах» отличается от программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» (автор Марчук Э.В.) тем, что уменьшено количество часов по темам: «Основы кинематики» - 3 часа, «Основы динамики» - 3 часа, «Элементы гидростатики и аэростатики» - 2 часа, «Законы сохранения в механике» - 3 часа, «Тепловые явления» - 2 часа, «Электрические явления» - 3 часа, тема «Вводное занятие» заменено на тему «Заключительное занятие», рассчитанное на один час.
Учебный курс «Физика в задачах» является основой для обобщения и расширения ранее приобретенных знаний учащимися по физике. На изучение физики в 9 классе по данной программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ в вариативной части предполагает изучение элективных курсов в основной школе. Элективный курс «Физика в задачах» введен в учебный план школы в объеме 17 часов, из расчета 1 час в неделю.
Формы организации образовательного процесса:
Для организации занятий используются следующие
формы и методы:
- лекционное изложение материала;
- эвристические беседы;
- практикумы по решению задач;
- исследования;
- работа в малых группах.
Виды деятельности
- работа с дополнительной литературой
- семинары по решению задач
- конференции
Технологии обучения:
Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: групповой опрос,
практикум, семинар и т.д.;
дифференцированные задания и личностно - ориентированные технологии.
Учебно - познавательные компетенции:
- постановка цели и организация её достижения, умение пояснить свою цель;
- организация планирования, анализа, рефлексии, самооценки своей учебно-познавательной деятельности;
- постановка познавательных задач и выдвижение гипотезы, описание результатов.
Информационные компетенции:
- владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
- самостоятельный поиск, систематизация, анализ и отбор необходимой
информации;
- ориентирование в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое.
Коммуникативные компетенции:
- владение способами взаимодействия с окружающими людьми; выступление с устным сообщением,
- владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения, умениями искать и находить компромиссы
После изучения курса учащиеся должны:
- знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
- понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
- уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники);
- готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в печатном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи.
Учебно - тематический план элективного курса.
№ Тема Кол-во
часов Вид занятий
1. Основы кинематики. 3 Лекционно - практические
2. Основы динамики. 3 Лекционно - практические
3. Элементы гидростатики и аэростатики. 2 Лекционно - практическое
4. Законы сохранения в механике. 3 Лекционно – практические
5. Тепловые явления. 2 Лекционно - практические
6. Электрические явления. 3 Лекционно - практические
7. Заключительное занятие. 1 Практическое
ИТОГО 17 Содержание рабочей программы
2.1. Основы кинематики (3 ч).
Механическое движение, относительность движения, система отсчета. Траектория, путь и перемещение. Закон сложения скоростей. Графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равнопеременном движении. Движение тела под действием силы тяжести по
вертикали. Баллистическое движение.
Вид контроля:
- фронтальный опрос учащихся.
- тестирование.
2.2. Основы динамики (3 ч).
Законы Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести, ускорение свободного падения. Силы упругости, закон Гука. Вес тела, невесомость. Силы трения, коэффициент трения скольжения.
Вид контроля:
- фронтальный опрос учащихся.
- индивидуальный опрос.
2.3. Элементы гидростатики и аэростатики (2 ч).
Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
Вид контроля.
- тестирование.
- фронтальная беседа.
2.4. Законы сохранения в механике (3 ч).
Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия.
Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.
Вид контроля:
- тестирование
- собеседование
2.5. Тепловые явления (2 ч).
Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей. Влажность воздуха.
Вид контроля:
-тестирование
-фронтальный опрос
2.6.Электрические явления (3 ч).
Закон Кулона. Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей. Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока.
Вид контроля:
- фронтальная беседа
- фронтальный опрос
- тестирование
2.7. Заключительное занятие (1 ч).
На заключительном занятии проводится зачёт по решению физических задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
После изучения данного элективного курса учащиеся должны:
- знать связь между кинематическими величинами;
- уметь решать задачи по общему алгоритму, применять алгоритм по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту;
- строить графики зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решать задачи с применением графиков.
- знать виды сил, находить различные силы, действующие на тело по формулам.
- уметь выполнять построение векторов действующих на тело сил, выполнять построение и анализ общего алгоритма на динамику, применять алгоритм на динамику к решению задач в случае равновесия или равномерного
прямолинейного движения, в случае движения тела с ускорением.
- знать условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах, условия плавания тел;
- уметь решать задачи на применение закона сообщающихся сосудов,
изображать силу Архимеда в общем случае; решать задачи по теме.
- знать формулы работы, мощности и энергии, импульса; условия сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса;
- уметь решать задачи на закон сохранения энергии в общем случае и в механике.
- знать формулы количества теплоты в различных тепловых процессах,
уравнение теплового баланса, распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы.
- уметь решать задачи на расчет количества теплоты в различных тепловых процессах, на уравнение теплового баланса.
- знать закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, величины, характеризующие электрический ток, законы последовательного и параллельного соединений, закон Джоуля - Ленца, формулы работы и мощности электрического тока.
- уметь решать задачи на закон Кулона и закон сохранения электрического заряда, выполнять построение электрических цепей с использованием условных обозначений.
Описание материально - технического, учебно – методического и информационного обеспечения образовательного процесса:
Материально – техническое обеспечение:
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
4. Лабораторные и демонстрационные комплекты по разделам:
- «Механика»
- «Гидростатика»
- «Тепловые явления»
- «Электрические явления»
Цифровые образовательные ресурсы:
1. 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие
программы. – CD - ROM
2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч. I CD - ROM
3. Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов Л.Я. Боревский – CD - ROM
4. Цифровая лаборатория «Архимед».
Список литературы:
1. Физика. 9 класс.: учебник / А.В. Пёрышкин, Е.М. Гутник. –
М.: Дрофа, 2014.
2. Каменецкий С.Е., В.П. Орехов Методика решения задач по физике в средней школе - М.: Просвещение, 1987.
3. Кабардин, Ф., Орлова, В. А.Углубленное изучение физики в 10-11 классах.
- М.: Просвещение, 2002.
4. Н. Парфентьева, М. Фомина Решение задач по физике. М.: Мир, 1993.
5. Мясников, С. П., Осанова Т. Н.Пособие по физике. - М.: Высшая школа, 1988.
6. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». - Вып. 4. - ML: Наука, 1980.
7. Трофимова, Т. И., Павлова, 3. Г. Сборник задач по курсу физики с решениями. - М.: Высшая школа, 1999.
8. Тульчинский, М. Е. Сборник качественных задач по физике. - М.: Просвещение, 1965.
9. Яворский, Б. М., Селезнев, Ю. А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. - М.: Наука, 1989.