Семинар-практикум для родителей на тему: Использование мнемотаблиц схем при составлении рассказов со старшими дошкольниками

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида №108 г.Ангарск






Семинар-практикум
«Использование мнемотаблиц, схем при составлении рассказов
с детьми старшего дошкольного возраста»



















Воспитатель: Гагаркина В.В.










Цель:
Повышение информированности педагогов о приёмах мнемотехники.

Задачи:
Познакомить педагогов с актуальностью использования приёмов мнемотехники в речевом развитии детей.
Акцентировать внимание педагогов на эффективности использования мнемотаблиц, схем при составлении рассказов.
Систематизировать знания педагогов в игровой форме.

План:
Виды рассказов в детском саду.
Проблемы при составлении рассказов детьми дошкольного возраста.
Актуальность использования мнемотаблиц, схем при составлении рассказов.
Эффективность использования приёмов мнемотехники (предполагаемый результат).
Принципы составления мнемотаблицы.
Этапы работы по мнемотаблицам, схемам.
Образцы схем.
Составление мнемотаблиц и схем педагогами(практические упражнения, обмен опытом).

Ход:
Монологическая речь более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развёрнутостью, так как необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа. Монолог требует лучшей памяти, более напряжённого внимания к содержанию и форме речи.

Вопрос педагогам: Что такое рассказ?
Рассказ – самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого-либо факта, события.
Вопрос педагогам: Какие виды рассказов используются в детском саду?
Виды рассказов:
- рассказывание об игрушках и предметах
- рассказывание по картине и картинкам
- рассказывание из личного опыта
- творческие рассказы(по предложенному сюжету)
В подготовительной группе используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству.

Рассказы творческого характера

Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине (картинке), домысливая, что предшествовало изображенным событиями чем они могут завершиться.
Придумывание рассказа по набору игрушек.
Продолжение рассказа, начатого воспитателем.
Составление рассказа по плану, предложенному воспитателем.

Вопрос педагогам: С какими проблемами Вы встречались при составлении рассказов детьми?
Связные высказывания очень короткие, отличаются непоследовательностью; состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.
Уровень информативности высказываний очень низкий.
Рассказы, самостоятельно составленные детьми, - перечисление действий, действующих лиц или объектов картины.
Актуальность использования мнемотаблиц, схем при составлении рассказов
Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но неохотно берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данной теме недостаточны, а потому, что он не может их оформить в связные речевые высказывания.
Составление рассказа – это наиболее трудный вид монологической речи.
Вопрос педагогам: Как Вы думаете, в чём заключается эффективность использования мнемотаблиц, схем при составлении рассказа детьми?
У ребёнка появляется интерес к рассказыванию.
Умеет анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов.
Совершенствуется монологическая речь.
Рассказы становятся чёткими, связными, последовательными.
Ребёнок владеет высоким уровнем речевой активности.
Преодолевает застенчивость, уверенно держится перед аудиторией.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определённая информация.
Содержание мнемотаблицы:
Графическое изображение предметов, явлений природы, персонажей рассказа путём выделения главных смысловых звеньев сюжета.
Принцип составления мнемотаблицы:
Изобразить схему так, чтобы она была понятна детям.
В младших и средних группах целесообразно использовать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы.
В старших и подготовительных группах рисунки заменяются графическим изображением.
Этапы работы с мнемотаблицей
1 этап
Рассматривание таблицы: что на ней изображено.

2 этап
Осуществление «перекодирования» информации: преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап
Составление рассказа по заданной теме с опорой на символы.

Опорная схема
Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, по которым ребёнок может составить свой рассказ.
Каждая схема состоит из нескольких клеточек, в которых расположены символы. Клеточка – условный пункт плана рассказа.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы – заместители качественных характеристик объекта.
Этапы работы по опорным схемам
1 этап
Воспитатель совместно с детьми составляет схему по определенной лексической теме, обсуждая содержание условных обозначений.
2 этап
Воспитатель даёт образец описательного рассказа.
3 этап
Самостоятельное составление ребёнком описательного рассказа по опорной схеме.
Представленные приёмы работы выступают в развитии речи как средство повышения интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса развития связной речи детей дошкольного возраста.
Образцы мнемотаблиц и схем (презентация, демонстрационный материал)
Составление мнемотаблиц и схем педагогами (практические упражнения, обмен опытом).



Библиография
1. Ю.С. Волкова «Опорные схемы для составления описательных рассказов»
2. Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова «Развитие речи детей дошкольного возраста»
3. В.К. Воробьёва, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Т.В.Большева, Л.Н.Ефименкова и др. «Мнемотехника»
4. А.М. Бородич «Методика развития речи детей»

15