Программа Бисер в декоративно-прикладном искусстве

Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования детей «Лямбирский районный Дом детского творчества»





Программа занятий

«Бисер в декоративно - прикладном искусстве»



Автор - составитель: Ноздрина Вера Михайловна
педагог дополнительного образования












Пояснительная записка
Основной целью данного курса является эстетическое воспитание обучающихся, формирование эстетического отношения человека к действительности, развитие его познавательных и деятельных сил, накопление потенциала для творческого самораскрытия обучающихся. Формирование эстетического отношения человека к действительности, его познавательных и деятельных сил – вот цель эстетического воспитания.
Курс занятий не может ограничиваться чисто познавательной деятельностью – ознакомлением с искусством. Через искусство, познания его специфики, роли в жизни общества, законов создания образа учащийся получает возможность приобщаться к опыту духовной жизни человечества. Искусство столь сложно и многогранно, что для выработки представления о нём требуется определенный принцип, позволяющий объединить его многообразные виды и жанры.
Всё что нас окружает, создано природой или человеком. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Программа занятий курса «Бисер в декоративно - прикладном искусстве» рассматривает народное и декоративно-прикладное искусство. Направляет на главное, при определении того, к какому виду искусства отнести ту или иную вещь, - определить, в рамках какой художественной традиции она создана, соблюдаются ли признаки образа типа конкретного промысла, технологии обработки материала.
Цель курса: - показать новую технологию работы бисером, - специфику, - многообразие творческих работ,
Задачи курса: - дать представление о народном искусстве, - показать многообразие декоративно-прикладного творчества, - познакомить с новой технологией работы бисером, - развивать моторику рук при работе с бисерным материалом.

Курс разработан на изучении декоративно - прикладного искусства, монументального искусства и апробирован в работе с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Программа реализует принципы преемственности. Если в начальных классах дети выполняли мозаику из кусочков бумаги и картона, в среднем звене пробовали тканевую мозаику, из природных материалов (зерновые культуры, арбузные семечки, яичную скорлупу), а в старших классах мозаика из стекла. И, наконец, бисер! Красивый, привлекательный и доступный материал, который обладаем множеством достоинств.
В программе предусмотрены практические занятия: творческие задания, тестирование, блиц - опросы. Планируется проведение экскурсий, посещение музеев, выставок. Проведение занятий в таких формах способствует не только углублению знаний, но и помогает школьнику, овладеть мастерством, уметь создавать прекрасное для украшения и преображения повседневной жизни, и, наконец, это просто работа для души.
Практическая направленность содержания программы:
- создание творческих работ
- оформление интерьеров
- обновление предметов быта и их украшение
Использование Интернет-ресурсов:
-Мультимедийная экскурсия – лекция.
-Работа на компьютере при создании эскиза творческой декоративной работы.
- Заочное путешествие по музеям и выставочным залам.
Требования к уровню подготовки
учащиеся должны знать:
- теоретические основы обучения народному и декоративно – прикладному искусству,
- возникновение мозаики и их истоки,
- особенности технологии разных видов мозаик,
- возрождение мозаики на Руси М.В.Ломоносовым, - технологию работы бисером.
учащиеся приобретут навыки:
- аккуратности в работе, - терпеливости и выдержанности,
- разработают моторику рук,
- разовьют художественный вкус.
Ключевые слова
декоративное искусство точка
народное искусство линия
народный мастер пятно
традиционная технология контур
народные промыслы пропорции
декоративный образ ритм
орнамент цвет
символ колорит
мотив фактура
стилизация форма вещи
рисунок композиция


План

наименование видов и разделов искусств
кол-во
часов

1
Народное и декоративно-прикладное искусство
4

2
Монументальное искусство. Мозаика М.В.Ломоносова
1

3
Технология работы бисером
1

4
Подготовка материала для работы
1

5
Создание эскиза для картины
2

6
Творческая работа
8


Всего:
17



Учебно-тематический план занятий


наименование видов и разделов искусств
кол-во часов
всего
форма контроля

1
Народное и декоративно-прикладное искусство
4

зачет


1 Мультимедийная экскурсия-лекция «Способны ли современные
технологии вытеснить прикладное народное творчество»
1




2. Художественное городское ремесло
и художественные народные промыслы.
1




3. Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств.
1




4. В чем сходство и различие между произведениями народного и профессионального декоративного искусства?
1



2
Монументальное искусство. Мозаика М.В.Ломоносова
лекция
1
1
тест

3
Технология работы бисером

1
1


4
Подготовка материала для работы
Практическое занятие
1
1


5
Создание эскиза для картины
Практическое занятие
1
1


6
Творческая работа
Практическое занятие
9
9
зачет



Всего:
17
17





Содержание курса «Бисер в декоративно - прикладном искусстве»

Раздел 1. Народное и декоративно-прикладное искусство (4 часа)

1.1 Мультимедийная экскурсия-лекция «Способны ли современные
технологии вытеснить прикладное народное творчество»
Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.
Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества – искусством профессиональных художников.
Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных художников.
Ряд современных художников – профессионалов, работающих в области живописи, графики, текстиля, ковроткачества, художественной обработки стекла, керамики, дерева, металла, также обращаются к народному творчеству.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно- прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены художественная керамика, ткачество, кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, ковка, литьё, гравирование, чеканка и др.
Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами и многими другими произведениями народного искусства мы можем пользоваться в быту.

1.2. В народном искусстве выделяют два направления:
художественное городское ремесло и художественные народные промыслы.
В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву (Хохлома, Городец, Северная Двина), матрешек (Сергиев Посад. Семенов, Полхов-Майдан), подносы (Жостово), лаковые миниатюры (Федоскино,Палех,Мстера,Холуй), платки (Павловский Посад), резную деревянную игрушку (Сергиев Посад, Богородское), ювелирные изделия (Кубачи, Фаберже) и др.
Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти народных художников. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

1.3. Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств.
Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.), декоративно-прикладное искусство (художественные бытовые изделия) и оформительское искусство.
Термин «декоративное искусство» широк по охвату понятий. Декоративное искусство во многом связано с художественной промышленностью и дизайном. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует материальную предметно-пространственную среду, внося в неё эстетическое, образное начало. В последнее время оформительское искусство принято относить к дизайну.
Произведения декоративного искусства всегда соотносятся со средой, для которой они предназначаются, и обычно составляют ансамбль.
Как можно определить, является ли данное изделие произведением декоративно-прикладного искусства?
Иногда рассуждают так: если ваза имеет красивую форму, но она ничем не украшена, то она не является произведением декоративного искусства, а вот стоит нанести на нее какой – нибудь узор, так она сразу превратится в произведение. Это не так. Порой орнаменты, украшающие вазу, делают её безвкусной подделкой, превращают в китч. И наоборот, сосуд из чистой глины или дерева может настолько поражать своим совершенством, что его художественная ценность становится очевидной.

1.4. В чем сходство и различие между произведениями народного и профессионального декоративного искусства?
Как же узнать, произведением народного или профессионального декоративного искусства являются какая-нибудь ваза или ковер?
Может быть, здесь поможет уровень образования мастера или художника? Нет, не поможет, хотя принято считать, что народный мастер не имеет специального образования, а вот художник прикладного искусства обязательно может закончить специальное учебное заведение. Сегодня существуют специализированные учебные заведения, которые готовят специалистов для таких центров, как Гжель, Федоскино, Семенов и др.
Иногда по способу изготовления вещи, доли в этом процессе ручного труда, массовости тиража произведения прикладного искусства пытаются отнести к народному или профессиональному декоративному искусству. Сделать это чрезвычайно сложно, так как изделия народного искусства создают и на фабриках, декоративные произведения художников - профессионалов порой создают в одном экземпляре.
Художественную вещь сегодня, так же как и сто лет назад, народный мастер в основном выполняет вручную. При этом мастер может трудиться как один. так и в коллективе, а также в организованных мастерских и даже на фабриках в центре традиционных художественных промыслов.
Как правило, произведения декоративно-прикладного искусства создают художники предприятий художественной промышленности или мастерских. Они участвуют как в производстве декоративных вещей, выпускаемых массовым тиражом, так в создании отдельных авторских образцов.
Художники – профессионалы в своем творчестве могут опираться на образы мировой художественной культуры, по-своему преломлять традиции народного художественного творчества или полностью следовать только своей индивидуальности и фантазии
Самое важное при определении того, к какому виду искусства отнести ту или иную вещь, - определить, в рамках какой художественной традиции она создана, соблюдаются ли признаки образа-типа конкретного промысла технология обработки материала.

Раздел 2 Монументальное искусство. Мозаика М.В. Ломоносова
Декоративное искусство разделяется на непосредственно связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (росписи на фасадах и в интерьерах, витражи, мозаики).
Мозаикой древние называли картины, посвященные музам. Как вечны музы, так должны были быть вечны и эти картины. Поэтому их писали не краской, а набирали из кусочков цветного камня (Древняя Греция,5 в. до н.э.), а затем из кусочков специально сваренного глушенного (непрозрачного) стекла – смальты. Особенно распространились мозаичные полы и мозаичные картины на стенах в римском искусстве с 1 в. до н.э.
Основной элемент римской мозаики – маленький кубик цветного камня или смальты, так называемый модуль. Чем меньше модуль, чем тоньше и изящнее получается мозаичное произведение. Мелкомодульные мозаики используются в декоративно-прикладном искусстве – ими облицовываются шкатулочки, столешницы, чернильные приборы и т.д. Но основная область применения мозаики – монументальное искусство.
В России возрождение мозаичного искусства связано с работами М.В.Ломоносова, построившего Усть-Рудицкую стекольную фабрику и разработавшего ряд новых рецептов варки цветных стекол для смальты. Великий русский ученый и поэт 18 века М.В.Ломоносов отдал 15 лет жизни изучению мозаики, поставил более 4000 опытов над цветными стеклами. К этому материалу его привлекла необыкновенная красота и долговечность. Монументальная мозаика выполняется смальтой – особым сплавом непрозрачного стекла. Самое ценное качество мозаики–светоносность. Мастера специально вдавливали кубики смальты в цемент под разными углами, чтобы игра цвета и света была богаче.
Широко известен его мозаичный портрет Петра 1, а также картина «Полтавская баталия»

Раздел 3 Технология работы бисером
Мастерство иначе называют иностранным словом технология (техно – значит «искусство, мастерство, умение», логия – значит «знание, слово, учение»).
Мастерством (технологией) любого дела овладевают не сразу. Люди веками отбирали лучшие приёмы и способы действий, передавая их от одного поколения к другому, от учителей к ученикам. И постепенно росло мастерство, а вещи сделанные мастерами, становились всё удобнее, прочнее, красивее. Начинается же дорога к мастерству с умения правильно думать и действовать.
Технология работы бисером разнообразна: вышивание, бисеропление. Бисер очень красивый материал. Украшенная вышитым бисером одежда, украшения из бисера - доставляют эстетическое удовольствие, создают определенное эмоциональное настроение.
Бисер по своему составу похож на смальту (особый сплав непрозрачного стекла). Мастера вдавливали кубики смальты в цемент под разными углами, чтобы игра цвета и света была богаче. Бисер нельзя вдавить в цемент, так как он слишком мелкий, а вот наклеивать его на ДВП или ткань довольно таки интересно и увлекательно.
Наша промышленность шагнула далеко вперед и выпускает разнообразие бисерного материала (стеклярус, круглый прозрачный и перламутровый, стеклярус винтовой, бисер круглый крупный и мелкий). Правильное сочетание материала и подбора эскиза дают великолепные бисерные картины. Такие произведения искусства украшают и преображают нашу повседневную жизнь и, наконец, это просто работа для души.

Раздел 4 Подготовка материала для работы. Практическое занятие.
Основанием для бисерных картин может быть обыкновенная фанера или древесностружечная плитка толщиной 3-6 мм. или ДВП. Края нужного размера листа обработать наждачной бумагой, покрыть приготовленным грунтом. Состав грунта: водоэмульсионная краска или гуашь – 50% + 50% клей ПВА. Широкой кистью покрыть лист 2-3 слоя. После высыхания вставить лист в рамку, для картины приготовленную заранее (работать бисером в рамке).

Раздел 5 Создание эскиза для картины. Творческая работа.
Эскиз создается по воображению. Он выполняется карандашом, акварельными красками, гуашью или фломастером. В эскизе решаются композиционные задачи, смысловой центр, ритм, характер освещения, цветовая гамма. Любая серьёзная работа над художественным произведением требует большого числа предварительных эскизов и этюдов.
Задумывая сюжет для своей картины, школьник может использовать различные жанры:
- пейзаж (изображение природы),
- натюрморт (изображение вещей),
- портрет (изображение человека),
- сюжетно-тематическая картина (событий жизни).
Пейзаж может быть сельский, городской, индустриальный. Натюрморт – цветочный, со снедью, с бытовыми вещами.
В этом процессе большую роль играет воображение, фантазия, вымысел. Содержание картины венчает поиск, дает законченное выражение творческой мысли, содержит обобщение наблюдений и размышлений. Поэтому содержание хорошей картины является продуманным, несущим в себе определенную идейно-образную концепцию, а форма – выстроенной, логичной, завершенной. Здесь не должно быть ничего случайного, лишнего, всё закономерно и необходимо, любая деталь направлена на реализацию замысла, каждая часть соотнесена с целым, каждый элемент выражает образ.

Раздел 6 Творческая работа. Создание картины
Эскиз переносится на загрунтованный лист. Наклеивается бисер по эскизу, небольшими частями, начиная сверху картины. Бисер подбирается по форме и цвету. При изображении воды лучше использовать стеклярус; выполняя листья на деревьях, неплохо выделить первый план винтовым стеклярусом. Бисер наклеивается один за другим, не оставляя промежутков. Чем плотнее и ровнее накладывается бисер, тем лучше она будет выглядеть.
Каждому делу – свои инструменты
Для каждого дела нужны подходящие инструменты. Бисер удобнее переносить на картину иголкой, смачивая каждый раз в клее ПВА.

Учебно-методическое обеспечение курса «Бисер в декоративно - прикладном искусстве»
Александрова Р.И. Петрушина Т.Д. Твои духовные корни, Саранск, 1989
Алехин А.Д. Когда начинается художник, Москава, Просвещение, 1993
Аринина Н.Л. Уроки прекрасного, Москва, «Просвещение», 1993
Богуславская И.Н. Русская глиняная игрушка, Искусство , 1975
Василенко В.М. «Русское прикладное искусство, Москва, Искусство 1977
Журнал «Искусство в школе», №4, 1996
Журнал Изобразительное искусство в школе, №1, 2002
Искусство Мордовии: Библиографический Справочник, Саранск, Мордовское книжное издательство, 1973
Кузин В.С. Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство, Издательский дом «Дрофа», 1995
Лутцева Е.А. Ступеньки к мастерству, Москва, Вентана –Граф, 2003
Максимов Ю.В. Родник творчества, Москва, «Просвещение», 1988
Платонова Н.И. Синюков В.Д. Энциклопедический словарь юного художника, Москва, «Педагогика», 1983
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе, Москва, 2002
Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе, Просвещение 1988

Интернет – ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Музеи, галереи и художественные каталоги
Каталог Музеи России [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
Эрмитаж [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русский музей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Музей им. Пушкина [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Государственный исторический музей [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Третьяковская галерея [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Галерея визуального искусства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Галерея русских художников 20 века [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Музей Архитектуры им. Щусева А.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Культура и искусство Древнего Египта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Русская культура [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Терминологический словарь

Народное искусство (фольклор) – это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Декоративное искусство – это один из видов пластических искусств.

Монументально-декоративное искусство – витражи, мозаики, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т.д.

Декоративно-прикладное искусство – бытовые художественные изделия и оформительское искусство.
Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.

Цвет – рассматривается как важнейший компонент декоративного образа.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.







































15