Итоговая проверка техники чтения учащихся 4 класса

Итоговая проверка техники чтения учащихся 4 класса за 2015-2016 учебный год

Цель проверки: выявить уровень чтения учащихся - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Задачами проверки техники чтения являются выявление у учащихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:
- способ чтения;
- темп чтения, при котором осознаётся текст;
- навык осознанного чтения в определенном темпе;
- чтение без ошибок.
Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более двух);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
неточности при формулировке основной мысли произведения;
нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:
способ чтения – чтение целыми словами;
правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
установка на постепенное увеличение скорости чтения.
О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания. Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе. Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения на конец года не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учётом требований вариативных авторских программ. Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) даёт учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников. Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. 
2-й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.  
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. 
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.Конец формы
Нормы по технике чтения в начальной школе
класс
1 полугодие
2 полугодие

1
Правильное, осознанное и плавное слоговое чтение с четким проговариванием слогов и слов.
Темп чтения - не менее 11-15 слов в минуту.
Осознанное, правильное чтение целыми словами. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.
Темп чтения - не менее 25- 30 слов в минуту.

2
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений. Слова сложной слоговой структуры прочитываются по слогам.
Темп чтения - не менее 31-35слов в минуту.
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением логических ударений, пауз и интонаций.
Темп чтения - не менее 45-50слов в минуту.



3
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.
Темп чтения - не менее 55-60слов в минуту.
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает понимание смысла читаемого текста.
Темп чтения - не менее 70 - 75 слов в минуту.


4
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.
Темп чтения - не менее 75 - 80 слов в минуту.
Осознанное, правильное чтение целыми словами с соблюдением пауз и интонаций, посредством которых ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию.
Темп чтения - не менее 90-95 слов в минуту.


ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ

1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс


I четверть

5-10 сл/м

25-30 сл/м

50-54 сл/м

70-75 сл/м

II четверть
11-15сл/м
31 -35 сл/м

55-60 сл/м

75-80 сл/м

III четверть

16-24 сл/м
36-44 сл/м
6 1-69 сл/м
81-89сл/м

IV четверть

25-30 сл/м
45-50 сл/м

70-75 сл/м
90-95 сл/м


Оценка понимания прочитанного:
высокий уровень - самостоятельно придумывает название, выражающее главную мысль прочитанного текста,
средний уровень - выбирает наиболее точное название текста из нескольких предложенных,
низкий уровень - правильно отвечает на вопросы,
0 уровень – прочитанное не понимает или улавливает отдельные детали.

Таблица показателей уровня чтения учащихся _______ класса
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:

Фамилия ученика
способ
чтения
кол-во
ошибок

темп
чтения
уровень
поним. прочит.
(выс.,сред.,низ.)
отметка










































































Техника чтения:
Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся



Читают в пределах нормы



Читают выше нормы



Читают ниже нормы-




Уровень понимания прочитанного:
Количество уч-ся в классе

%

Количество проверенных учащихся



Высокий уровень понимания прочитанного



Средний уровень понимания прочитанного



Низкий уровень понимания прочитанного



Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:

Жалейкин
Жалейкин мальчуган добрый. Когда видит рядом зло, очень страдает. И хочется ему вмешаться, все исправить и сделать доброе дело.
Прибежал однажды Жалейкин на пруд и ахнул: туристы на берегу свой костер не залили, бумажки и тряпки не собрали, банки и склянки не закопали.
Вот неряхи! вскричал Жалейкин. Как им не жалко портить такой бережок! Придётся навести порядок. Соберу весь мусор и брошу в пруд.
Снова стал бережок чистеньким и красивым. И пруд красивый: мусора на дне никому не видно.
Но прибежали на пруд купальщики и порезали о склянки ноги. Рыболовы порвали об острые склянки лески и поломали о банки крючки.
А рыбы в пруду от грязного хлама и ржавчины стали болеть и задыхаться.
Хотел Жалейкин как лучше, а вышло хуже. Столько сразу стало вокруг недовольных!
Всякое дело с умом делать надо, но уж если одно делаешь, то другое не порть!
(139 слов.) ( Н. Сладков.)


Вопросы и задания
1. Как относился Жалейкин к злу?
2. Что возмутило Жалейкина в поведении туристов?
З. Как он навёл порядок на берегу?
4. К чему это привело?
5. Какова главная мысль рассказа и какими словами она выражена?
6. Как вы думаете, почему у мальчика такая фамилия?










Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:


Лисья школа
В самой чаще леса поселилась лиса. У нее было пятеро лисят. Они жали в темной норе. Дети были слепые и без зубов. Мать кормила их своим молоком.
Открылись у малышей глаза. Мать стала выгонять их из норы. Бегают шалуны, играют. Катаются братья и сестры по траве. А мать сторожит их. Услышит шорох, гонит детей в нору.
Подросли лисята. Мать учит их ловить добычу. Пустит живую мышку между лисятами, а они ловят. Учительница строго следит за учениками. Чуть зевака упустит мышку, лиса цап его зубами.
Потом мать научила лисят ловить бабочек, жучков. Маленькие охотники смело бросаются на все, что движется. Теперь они и сами ищут пищу. Помогла им лисья школа.
Пришла зима. Звери стали большие. Шерсть у них рыжая, пушистая. Теперь они учатся лисьим хитростям. Умеют лисята слышать охотника. Молодые животные учатся пугать след и убегать от собак.
Скоро лисята станут взрослыми лисами. Разбегутся они от матери в разные стороны. Станут сами ходить на охоту. По следу найдут лисы зайчика. Будет хищникам в добычу и мышка, и птичка.
(144 слова.)  (По  А. Бостром.)


Вопросы и задания
1. Почему рассказ назван «Лисья школа»?
2. В какое время года лиса учила лисят?
З. Чему мать-лиса научила своих детенышей?
4. Как названа лиса в разных частях рассказа?
5. Как в разных частях рассказа названы лисята?










Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:


Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошел. Идут домой боятся:
Попадет нам дома?
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
Я скажу, - говорит первый, будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
Я скажу, - говорит второй, что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
А я правду скажу, говорит третий. Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они по домам. Только сказал первый мальчик отцу про Волка - глядь, лесной сторож идет.
Нет, говорит в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут в гости идет.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь вдвое.
А третий мальчик...
(145 слов.) (В. Осеева.)

Вопросы и задания
1. Как вы думаете, что сказал третий мальчик?
2. Как отнеслись к этому дома?
3. За какие две вины ругали первого и второго мальчиков?
4. Почему правду всегда лучше сказать? А как поступил бы ты?












Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:

У кого домик лучше всех
Наступила пора выводить птенцов. В лесу каждый построил себе дом. Оказывается, весь лес сверху донизу занят сейчас под жилье. Не так просто решить, какой дом лучше всех.
Самое большое гнездо у орла. Оно сделано из толстых сучьев и помещается на громадной толстой сосне.
Самое маленькое гнездо у желтоголового королька. У него весь дом с кулачок, да и сам-то он ростом меньше стрекозы.
Самый хитрый дом у крота. У него столько запасных ходов и выходов, что никак его не накроешь в его норе.
Самый красивый домик у пеночки. Она свила себе гнездо на березовой ветке, убрала его лишайником и легкой березовой кожурой и вплела для украшения кусочки разноцветной бумаги, что валялись в саду какой-то дачи.
Самое, уютное гнездышко у долгохвостой синицы. Ее гнездо свито изнутри из пуха, перьев и шерстинок, а снаружи из мха и лишайников. Оно все круглое, как тыквочка, и вход у него круглый, маленький, в самой середке гнезда.
 (150 слов.) (По В. Бианки.)

Вопросы и задания
1. Что представляет собой лес в летнюю пору?
2. Какие гнезда у орла, королька?
3. Почему дом крота самый хитрый?
4. Как пеночка сделала свой домик самым красивым?
5. Почему гнездышко долгохвостой синицы  можно назвать самым уютным?
6. У кого же дом лучше всех?













Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:


О чем горевали птички
Под сиренью, на пушистом снегу, собралась целая толпа птичек. Были тут воробушки буйные головушки. Были тут чечетки воробушкам тетки. Были тут синички птички-мастерички.  Были тут щеглята веселые ребята. Собрались толпою, судят, что им делать.
Чуть жив, чуть жив, говорит воробей.
Пинь-пинь, тарарах, кто голоден, тот дурак! смеется синичка
- Чего же поесть, чего же поесть? спрашивает чечетка.
Постойте, сказала синичка. Я всех вас выручу.
Порхнула она и полетела на окно. Стук-стук в стекло. Вдруг занавесочка поднялась. Черноглазая девочка появилась перед синичкой. Синичка испугалась и порхнула прочь.
Догадалась Леля, что птичкам голодно. Позвала она братьев. Живо устроили они кормушку. Насыпали в нее песку, а на песок всякого птичьего лакомства: проса, овса, хлебных крошек.
С тех пор хорошо жилось птичкам на нашем дворе. Каждый день слетались они к кормушке и пировали. А потом пели свои песенки. С каждым днем птичий хор пел все лучше и лучше.
(150 слов.) (По М Богданову.)


Вопросы и задания
1. Кто показал Леле, что птичкам голодно? Расскажите об этом.
2. Как Леля помогла птичкам?
3. Прочитайте разговор птичек. Озаглавьте их разговор.
4. Объясните значение слов «порхнула», «занавесочка», «прочь», «пировали». Как можно сказать иначе?











Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:

Пчёлки на разведках
Настала весна. Солнце согнало снег с полей. В пожелтевшей, прошлогодней травке проглядывали свежие, ярко-зеленые стебельки. Почки на деревьях раскрывались и выпускали молоденькие листочки.
Проснулась и пчелка от своего зимнего сна, прочистила глаза мохнатыми лапками, разбудила подруг.
Видят пчелки, что солнышко светит ярко, что везде светло и тепло; они из улья и полетели к яблоньке:
Нет ли у тебя, яблонька, чего-нибудь для бедных пчел? Мы целую зиму голодали.
Нет, говорит им яблонька, вы прилетели слишком рано; мои цветы еще спрятаны в почках.
Полетели пчелки к вишне:
Милая вишенка! Нет ли у тебя цветочка для голодных пчелок?
Наведайтесь завтра, отвечает им вишня, - сегодня еще нет на мне ни одного открытого цветочка, а когда откроются, я буду рада гостям.
Полетели пчелки к тюльпану: заглянули в его пеструю головку, но не было в ней ни запаху, ни меду.
Печальные и голодные пчелки хотели уже домой лететь, как увидели под кустиком скромный темно-синий цветочек: это была фиалочка. Она открыла пчелкам свою чашечку, полную аромата и сладкого сока. Наелись, напились пчелки и полетели домой веселешеньки.
(169 слов.) (К. Ушинский.)


Вопросы и задания

1. Какие приметы весны описаны в рассказе?
2. Что ответила пчелкам яблонька?
3. Почему пчёлы не воспользовались тюльпаном?
4. Какой цветок помог им?
5. С какими словами обратились пчёлы к яблоньке, вишне?
6. Почему цветок фиалки назван скромным?






Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:


Беляк и Русак
Прошлую ночь Беляк провел на заснеженной лесной поляне. Светила луна, снег искрился. Беляк разгребал снежок, искал под ним траву. И вдруг рядом увидел молоденького Русака. Тут они начали носиться друг за другом. Набегавшись вдоволь, они принялись щипать траву. А потом опять играли. На рассвете разошлись по своим местам Русак в поле, а Беляк в перелесок.
И только улеглись, как пошел дождь. Он лил и лил, согнал весь снег, и опять показалась черная земля... Беляк плотнее припал к кучке опавших листьев. Но только он поднял свои длинные уши, как услышал неподалеку треск. И в это же время увидел своего приятеля Русака. За ним гналась лиса. Она уже догоняла его. Тут надо бы Беляку выскочить, отвлечь ее внимание на себя. Тогда лиса погналась за ними обоими и, наверное, ни одного не поймала бы. Но Беляк не побежал, только плотнее прижал уши. Он даже готов был влезть в землю, лишь бы лиса его не заметила.
Прошло немало времени, пока Беляк осмелился приподняться. Все было тихо. Дождь перестал. Успокоился ветер. Пошел снег, и к ночи земля снова побелела.
Беляк выскочил из-под елки и побежал к лесной поляне, где вчера так весело играл с Русаком. Беляк оглядывался по сторонам, не покажется ли где приятель? Но Русака не было видно. До самого рассвета он его ждал, но так и не дождался.
Не пришел Русак на поляну и на другую ночь. Не было его и на третью.
Больше его Беляк никогда не видел.
(236 слов.) (По С. Воронину.)

Вопросы и задания
1. Кого встретил Беляк на лесной поляне?
2. Как изменилась погода?
3. Как вел себя Беляк, когда его приятель оказался в опасности?
4. Почему Беляк больше никогда не видел Русака?
5. Чему учит этот рассказ?
7. Почему зайцев зовут Беляк и Русак?





Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:


Луга и человек
Луга украшают родной край. Пройди по лугу в тёплый солнечный день. Полюбуйся чудесными цветами, бабочками. Послушай гудение шмелей, пчёл. И ты поймёшь, как важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей. Часто бывает, что ребята рвут на лугах цветы, ради забавы ловят бабочек, а то и разоряют гнёзда шмелей (шмели устраивают свои гнёзда в ямках на земле). Но разве не жалко губить цветы и замечательных, красивых насекомых? К тому же без бабочек и шмелей многие растения останутся неопылёнными, у них не будет плодов и семян. Бабочка-махаон, многие виды шмелей уже стали редкими и нуждаются в строгой охране. Некоторые ребята уничтожают на лугу гусениц, считая их вредными. Это ошибка! Большинство гусениц никакого ущерба хозяйству человека не приносят. Зато в каких красивых бабочек превращаются! Весной некоторые ребята и даже взрослые поджигают на лугах сухую прошлогоднюю траву. Нельзя этого делать! Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений, и эти растения исчезают с лугов.
(157 слов) (А. Плешаков)



Вопросы и задания
1. Почему говорят, что луга украшают наш край?
2. Без каких насекомых многие растения останутся неопылёнными?
3. Что сгорает вместе со старой травой?












Тексты для проверки техники чтения в 4 классе
Проверяемый __________________________________
Дата проверки:
Цель проверки: выявить уровень чтения - технику чтения и понимание прочитанного текста.
Проверку проводила:

Цветок ила волчья пасть?
Шли из школы домой два мальчика Сергейка и Миколка.
Сергейке было весело. Сегодня его три раза спрашивала учительница. Он получил пятерку.
А Миколка был грустный. Два раза вызывали его к доске. Миколка отвечал плохо, учительница поставила ему в дневник двойку и обещала рассказать маме о его плохой учебе.
Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облачко. Сергейка загляделся на облачко и сказал:
Смотри, Микола, какое красивое облако. Оно похоже на белую розу. Смотри, раскрылись лепестки нежные, тоненькие. Так и трепещут на ветру.
Микола посмотрел на облако и не увидел ни лепестков, ни цветка. Облако показалось ему похожим на волка. Зверь раскрыл пасть злой, готовый на кого-то броситься.
Мальчики долго смотрели на облако и каждый видел свое.
(120 слов.) (По В. Сухомлинскому.)


Вопросы и задания
1. Почему Сергейке было весело?
2. О чем грустил Миколка?
3. Какой был день?
4. Почему Сергейке показалось, что облачко похоже на розу?
5. Почему Миколка увидел не розу, а злого волка с раскрытой пастью?

Заголовок 1 Заголовок 3 Заголовок 515