Презентация по биологии Итоговые(обобщающие) уроки по биологии


«ИТОГОВЫЕ(ОБОБЩАЮЩИЕ) УРОКИ БИОЛОГИИ» Величкина А.А.учитель биологииГБОУ ООШ пос. Аверьяновский Особенность ФГОС нового поколения Школа должна учить человека жить в мире с собой, с природой, которая нас окружает, и с другими людьми. Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Проблема обобщающих уроков является актуальной и значимой. Обобщающий урок является источником формирования знаний, умений и навыков, развития умственных способностей и познавательной активности, самостоятельности обучающихся. Обобщение обеспечивает наилучшее осознание изучаемого материала, способствует закреплению знаний обучающихся, развивает мышление, приучает к вдумчивости, наблюдательности, собранности. Часто оно имеет своей целью систематизацию изучаемых явлений, благодаря чему создаются более глубокие обобщения, охватывающие большой учебный материал На обобщающих уроках, как правило, повторяется обширный материал, поэтому, для того чтобы урок был эффективен, нужно заинтересовать учащихся. Имеет смысл не только использовать обычные методы, но и включать элемент игры, занимательные вопросы, кроссворды, некоторые познавательные факты. Обобщающие уроки позволяют учителю творчески подойти к его организации, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят На уроках обобщения и повторения :1. Привлекается внимание учащихся к наиболее существенным вопросам темы или раздела;2. Систематизируются знания, раскрывается роль биологических закономерностей для практической деятельности человека;3. Показываются пути их использования в различных отраслях народного хозяйства и здравоохранения, в деле охраны природы;4.Формируется научное мировоззрение. 5. Уроки обобщения проводятся в разнообразной форме. Часто в виде игры.«В каждой игре, - писал А.С. Макаренко, - есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли…» Этапы обобщающего урока: Обычно урок обобщающего типа складывается из следующих этапов: 1.Постановка задачи2.Вычленение ведущих идей и систематизации вокруг них основных понятий3.Повторения главных вопросов темы.4.Обсуждение наиболее существенного материла.4. Подведения итогов. Место обобщающих уроков в планировании учебного материала. Обобщающее повторение систематически проводится после изучения наиболее трудных, логически законченных тем курса, так как именно на обобщающих уроках завершается формирование и развитие основных понятий, которые служат базой для усвоения материала последующих тем. Усложнение вопросов обобщения От класса к классу целесообразно усложнять вопросы и требования более обобщающих ответов, увеличивать долю самостоятельности школьников.Обобщающие уроки позволяют сосредоточить внимание школьников на задачах нравственного, трудового, экологического, экономического, гигиенического воспитания, на формирование научного мировоззрения учащихся. Уроки подобного типа способствуют более осмысленному усвоению учащимися учебного материала Обобщающий урок по теме «Водоросли» Применяю разнообразные формы работы с классом«Собери картинку»Задание: Используя знания по систематике, разложите предложенные карточки в логической последовательности. Если задание выполнено правильно, то на обратной стороне карточек можно прочитать слово «Ламинария». Работа с понятиями «Черный ящик» На парте лист с перечнем понятий. Работа проводится в партах: один в роли учителя, другой в роли ученика и наоборот. На доске записаны понятия: слоевище; ризоиды; спорофит; гаметофит; светочувствительный глазок; хроматофор. Задание «Третий лишний» задание: Найдите в предложенном перечне понятий лишнее и обоснуйте свой выбор. Понятия: бесполое размножение; споры; гаметы; спорофит; благоприятные условия. Работа с сигнальными карточками «Красный-зеленый» Да – зеленый, Нет – красный. Вопросы:Водоросли – это низшее растения?Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными?Водоросли имеют органы?На свету в клетках водорослей происходит фотосинтез?По способу питания водоросли автотрофы?Клетка водоросли имеет ядро, цитоплазму, оболочку, хроматофор?Размножение с помощью спор называется половым?При половом размножении образуются гаметы?Ризоиды – это корни водорослей?Споры – это половые клетки? Игра «Снежный ком» Задание: Каждый ряд получает карточку, включающую рисунок представителя водорослей и 5 заданий на карточке.1 вариант - по отделу зеленых водорослей;2 вариант - по отделу бурых водорослей;3 вариант- по отделу красных водорослейПо итогам работы формируется общий вывод. «Узнай земляка» «Узнай земляка»Каждому ряду вывешивается рисунок1 – Спирогира, 2 – Улотрикс3 – Пресноводная водоросль кладофора.Какой признак объединяет эти водоросли? Назвать их и дать очень краткую характеристику. Обратная связь. Составление текста по темам: «Водоросли в моей жизни», «Я в жизни водорослей». При выполнении задания используется памятка:Вспомните о значении водорослей.Напишите несколько словосочетаний, предложений о том, какую роль водоросли играют в вашей жизни.Пишите в той последовательности, в которой идея пришла в голову.Выберите самую важную, на ваш взгляд, позицию, присвойте ей статус №1 и т.д.Выберите второстепенную позицию, присвойте ей статус №2 и т. д.Объединитесь в группы по 4-5 человек. Выберите наиболее часто встречающиеся совпадения в ваших высказываниях.Составьте обобщенный вариант выполнения задания от группы. Значение водорослей. На доске 3 графыВодоросли в моей жизниПредмет моей заботы в аквариумеИсточник питания.Обогащает атмосферу кислородом.Сырье для пищевой промышленности.Удобрения Я в жизни водоросли ИсследовательТакая же частичка природыУбийцаПотребительЗащитник.Выводы в обобщающей таблице. Значения водорослейв природе: Важнейшие компоненты экосистем.Источник кислорода.Индикаторы загрязнения и засоления среды.Основной источник органического вещества в водоемах.Участвуют в очищении естественных и сточных вод.Участвуют в круговороте кальция и кремния, почвообразовании. В жизни человека: В жизни человека:Продукты питания.Удобрения.Сырье для промышленности. «Интеллектуальный олимп» Беседа по вопросам:Какое море получило название от водоросле?Жители Кавказа часто наблюдали необычные явления: снег на вершине гор окрашивался в красный, зеленый цвета. С какой водорослью связано появление необычной окраски? Как называется наука, изучающая водоросли?Какая одноклеточная водоросль служит биофильтром при очистке сточных вод?Почему водоросли называют «легкими планеты»?Подведение итогов урока.Подсчет баллов. Запись в лист самоконтроля итогового количества баллов Подготовка учащихся к обобщающему уроку Перед проведением обобщающих уроков целесообразно отдельным учащимся дать задания для подготовки развернутых ответов по основным вопросам изученной темы и отобрать главное в содержании тем, опустив второстепенный материал. Примером такого характера может служить обобщающий урок «Характеристика класса насекомых Причины широкого распространения насекомых в природе». Даны вопросы осмысленного фактора:- какие биологические особенности насекомых дали им возможность широкого распространения в природе?- какие отряды насекомых вы знаете?- какое значение имеют представители данного отряда в природе и жизни человека?- что такое биологический метод борьбы с насекомыми-вредителями?- каких общественных насекомых знаете и в чем их особенность образа жизни? На уроках обобщения имеется возможность -закрепить умения учащихся определять особенности в строении и жизнедеятельности животных; - выявлять взаимосвязь строения и функций; - находить общие признаки в строении и жизнедеятельности; -обнаруживать черты усложнения организации животных. К урокам обобщения знаний учащиеся приходят с определенным объемом усвоенных ими на предыдущих уроках фактических сведений, с целым рядом сделанных обобщений. Это позволяет для активизации познавательной деятельности учащихся, дальнейшего развития у них умения обобщать широко использовать: специальные дидактические материалы; аналитические, сравнительные и обобщающие таблицы, наборы коллекций, гербарий и др. Самостоятельная работа по зоологии Самостоятельная работа по зоологии. 1.Выписать последовательность цифр, имеющих отношение к паукообразным. Тело животных снаружи имеет хитиновый покров;Тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка;Тело состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка;Брюшко членистое;Брюшко не членистое;Животные имеют по три пары ног;Животные имеют по 4 пары ног;На голове есть усики;Усиков нет;10)Усиков две пары – длинные и короткие;11)Усиков 1 пара;12)Животные имеют простые глаза или совсем не имеют их;13)У большинства животных по два сложных фасеточных глаза;14)Органы дыхания – жабры; 15)Воздух поступает в организм через дыхальца и трахеи; 16)Дыхание – трахейно-легочное; 17)Кровеносная система незамкнутая; 18)Нервная система состоит из околоклеточного кольца и брюшной нервной цепочки; 19)Большинство животных имеют крылья. После выполнения самостоятельной работы -проводится обобщающая беседа, в которой используются поставленные в заданиях вопросы и систематизируются знания школьников Самостоятельная работа с учебником Представляется целесообразным также использование такого важного средства обобщения и систематизации знаний, как самостоятельная работа учащихся с учебником. Этот методический прием эффективен при условии овладения учащимися умениями обобщать материал прочитанного текста, ориентироваться в содержании параграфов, разделов, составлять планы, сравнивать объекты, факты, понятия, формулировать выводы. Использование учебных кинофильмов Немаловажное место в обобщении знаний занимает демонстрация кадров учебных кинофильмов и диафильмов с последующей обобщающей беседой.При обобщении темы «Особенности строения и жизнедеятельности рыб, их роль в природе и народном хозяйстве» показать фильм, презентацию по темам: «Роль рыб в природе», «Прудоводство», «Рыборазведение». Во время показа , заслушиваются доклады о прудоводстве о мероприятиях по сохранению и увеличению численности рыб.В заключение урока можно провожу тестовый диктант. Биологические задачи экологического содержания Во время обобщающего урока можно включить биологические задачи экологического содержания. 1.Весной, когда капуста ещё не высажена, гусеницы белянок кормятся сорняками из семейства крестоцветных. Почему же хороший хозяин их выпалывает?2.Путешествуя по Амазонке, польский натуралист А.Фидлер встретил бабочку, на нижней стороне крыльев которой изображена сова с двумя выпуклыми глазами, острым клювом и точным узором оперенья. Бабочки-совы летают толь ко в сумерках когда просыпаются настоящие совы. В чем смысл такой окраски и поведения бабочек? Применения на обобщающих уроках презентации Одним из эффективных методов обобщения и систематизации является презентация.Её задача — собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Схемы, таблицы, тезисное расположение материала позволяют сэкономить время и представить изученный материал целостно. В старших классах сам ученик является автором презентации, которая становится его итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах проведенной работы. На обобщающем уроке проводим защиту презентации, ее защиту и оценку результатов работы. Занимательность Необычное, неожиданное вызывает у детей удивление, живой интерес к процессу познания, положительный эмоциональный настрой, помогает усвоить любой учебный материал. На обобщающих уроках в процессе игры дети выполняют задания с увлечением. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а следовательно, и к предмету. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности: дети учатся оказывать помощь товарищам, считаться с интересами других, у них развивается чувство ответственности, воспитывается дисциплина.  «Учись играя» «Учись, играя» – следуя этой заповеди, чтобы стимулировать познавательный интерес учащихся к своему предмету, на обобщающие уроках провожу игры по сценарию телевизионных игр: «КВН», «Счастливый случай» или просто как соревнование.  Игра – праздник, к нему долго готовимся: изучаем и обобщаем материал, готовим выступления, делаем сувениры для победителей. Использую на обобщающих уроках межпредметные связи с литературой, историей, географией. Например, при изучении значения животных в жизни человека учащиеся используют мифы, легенды, сказки различных народов мира. Интегрированные уроки, повышают интерес к предмету учащихся, увлекающихся другими областями знаний. Математические задания в стихотворной форме; задачи, которые придумывают сами дети; логические цепочки; анаграммы; ребусы.  Рациональное сочетание приемов и методов на обобщающих уроках способствует - формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков.Уроки обобщения знаний обладают большими возможностями; они повышают качество усвоения учебного материала, развивают познавательную самостоятельность учащихся. Успешное проведение обобщающих уроков во многом зависит от организации учебной деятельности школьников, степени их подготовленности к самостоятельному решению поставленных учителем задач. Современное общество ставит перед учителем задачу -развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. В ходе изучения тем не все могут усвоить знания или не все поймут. Пробел в знаниях можно восстановить при помощи обобщающих уроков. И на этих уроках я стараюсь повторить основные понятия, закрепить полученные знания  и систематизировать, используя игровые формы повторения. Спасибо за внимание!