Презентация к исследовательской работе на тему: Образ матери в литературе и живописи 20 века (11 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Крестищенская средняя общеобразовательная школа» Советского района Курской области Исследовательская работа на тему: Образ матери в литературе и живописи 20 векаАвторы работы: Кузнецова Кристина , учащаяся 11 класса, Шатская Кристина, учащаяся 11 классаРуководитель: Коротеева Е.В., учитель русского языка и литературы Цель: исследовать образ Матери в русской литературе и живописи XX века и доказать, что образ Матери всегда будет присутствовать в русском слове и искусстве Задачи : Выявить особенности постижения тайны женской красоты, отраженной в образе женщины-матери, в XX веке; проанализировать произведения русских писателей и поэтов; показать, какими путями живопись идёт к созданию образа матери;воспитать чувства уважения, любви и сострадания к Матери. Объект исследования– стихотворения и проза русских писателей и поэтов XX века, картины художников XX века Предмет исследования – особенности создания образа матери в творчестве поэтов, писателей и художников и его интерпретация ими.   Актуальность работы заключается в том, чтобы обратить внимание наших современниц на то, что несмотря на никакие катаклизмы, первостепенной задачей матери является забота о ребёнке, так как именно с матери начинается человек.Новизной заключается в попытке воссоздать и обобщить разрозненные данные, связанные с материнской темой в литературе и живописи XX века. Методы исследования: наблюдение, анализ, синтез, систематизация изучаемых явлений, восхождение от абстрактного к конкретному; визуализация данных. Гипотеза «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя» Максим Горький Блок 1 СТИХОТВОРЕНИЯ И ПРОЗА О МАТЕРИ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ XX ВЕКА. Материнская линия, материнская точка зрения, сердечная боль матери – все это мы увидели, прочитав роман Максима Горького «Мать». Это одно из великих открытий писателя. Горький показал совершенно иную тему, не имеющую прямого отношения к работе Павла Власова и его друзей по подполью, - тема духовного, нравственного восхождения Ниловны, ее крестного пути, вбирающего «апокрифы о хождении Богородицы по мукам, мотивы народно – социальных утопий»Не случайно Горький назвал свой роман «Мать». Мы считаем, что писатель хотел показать, что именно Пелагея Ниловна является ключевой фигурой произведения. Ее портрет напоминает русских женщин из народа, милых и добрых, но с печалью страха и молчания. Для самого писателя образ матери священен; он всегда преклонялся перед женщиной – матерью, перед великим чудом материнства ведь она дает жизнь, благословляет своих детей на добрые дела.Материнская тема в творчестве Максима Горького Новаторство Горького проявилось и в изображении тех благородных изменений, которые были привнесены социалистическим идеалом в семейные отношения: дружба сына и матери, их совместное участие в историческом деле. Павел оказал сильное духовное воздействие на Ниловну и общение с сыном заново открывает ей глаза на мир. Но влияние Ниловны на сына более значительно: общение с матерью было для сурового, на первых порах несколько прямолинейного и резковатого Павла школой сердечной доброты, скромности и такта. Он стал мягче к близким людям, его душа стала более гибкой, чуткой, мудрой. Благодаря общению с матерью он достиг той высокой человечности, без которой немыслим подлинный революционер. Духовное воздействие матери на творчествоМарины ЦветаевойВ старом вальсе штраусовском впервыеМы услышали твой тихий зов,С этой поры нам чужды все живыеИ отраден беглый бой часов.Мы, как ты, приветствуем закаты,Упиваясь близостью конца.Все, чем в лучший вечер мы богаты,Нам тобою вложено в сердца.К детским снам клонясь неутомимо(Без тебя лишь месяц в них глядел!),Ты вела своих малюток мимоГорькой жизни помыслов и дел.С ранних лет нам близок, кто печален,Скучен смех и чужд домашний кров…Наш корабль не в добрый миг отчаленИ плывет по воле всех ветров!Все бледней лазурный остров – детство,Мы одни на палубе стоим.Видно, грусть оставила в наследствоТы, о мама, девочкам своим! («Маме») Мария Александровна, мать М.Цветаевой Изучив творчество Цветаевой, мы поняли что, действительно, во многом благодаря матери в душе поэта жила память о детстве, как о «лазурном острове». Когда мы читаем рассказы, повести, романы, то следим за судьбой героев, ощущая присутствие автора: в тоне повествования, в «подборе» действующих лиц, в их оценке, в построении сюжета или когда писатель непосредственно говорит о себе и «от себя». Но мы обратили внимание и на нечто необыкновенное в стихах Цветаевой: в лирической поэзии на первом плане не события, а впечатления, чувства, переживания, раздумья поэта, высказанные какими - либо жизненными обстоятельствами. Исследуя тексты Марины Цветаевой, нас поразило то, что поэзия действует, прежде всего, и больше всего на эмоции читателя, настраивая его душу на одну волну с душой поэта. Содержание стихотворения выстрадано поэтом. Она как бы прикасается к самым сокровенным струнам нашего сердца, заражает нас своим чувством. И мы переживаем вместе с поэтом, смотрим на мир его глазами. В стихотворения Марины Цветаевой речь в произведениях уплотнена, изобразительные средства сгущены, каждое слово имеет повышенное значение. Мать - «милая, родная старушка» в творчестве Сергея ЕсенинаТы жива еще, моя старушка?Жив и я. Привет тебе, привет!Пусть струится над твоей избушкойТот вечерний несказанный свет.Татьяна Фёдоровна, мать С.Есенина Лирика Есенина звучит современно, в ней чувствуется человеческое добро и тепло к любящему человеку – матери. «Стихи Есенина, обращенные к заброшенному деревенскому дому, старушке матери, - это драгоценные выражения русской лирики. Они стоят рядом с пушкинским посланием «Няне», - писал Марк ЩегловС.Есенин с матерью Эту женщину я не мог, не имел права забыть. Нелегкая ее жизнь, чистая душа, характер, глубокий и добрый, наконец, то, как в полном одиночестве пережила она те страшные месяцы, которые стали для нее великим испытанием, - все это было мне известно, и я не забывал ее. «Матерь человеческая» Виталия Закруткина - героическая поэма о беспримерном мужестве, стойкости и человечности русской женщины – матери. Мария поит молоком раненого немцаХоронит убитых солдатСпасает от голодной смерти детей, найденных в стоге сена С любовью и уважением пишет о своей матери известный хирург и писатель Ф. Углов в книге « Сердце хирурга». Автор утверждает, что «сыновнюю любовь и большое уважение к матери не стёрли годы». « Федя, старайся делать людям добро. От этого им легче и сам делаешься чище. Да и такое оно, добро: сделал его в одном месте, оно возвращается к тебе в другом, когда и не ждёшь совсем…» Слово о Матери Фёдора Углова Блок 2КАРТИНЫ ХУДОЖНИКОВ XX ВЕКА С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЖЕНЩИНЫ-МАТЕРИ В живописи 20 века мы также встречаем образ кормящей матери.Наиболее яркое художественное воплощение этот образ нашел в творчестве живописца К. С. Петрова-Водкина. Мастер, не подражая традициям Ренессанса, древнерусской живописи и европейского искусства рубежа веков, использовал их как выдающийся интерпретатор, выражая вечные понятия – красоту, гармонию, чистоту. Идеал материнства художник отразил в картине «1918 год в Петрограде» («Петроградская мадонна», 1920г.) Картина “Мать” (1945) Б.М. Неменского займет особое место в истории отечественной живописи. Автор решил написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе. Картина "Партизанская мадонна" (1967) М. А. Савицкого наиболее полно воплотила и философско-творческое кредо мастера и особенности его художественного метода. В лице, осанке, жесте "партизанской мадонны", кормящей грудью младенца, и всепобеждающая стойкость характера, и просветленная грусть, и нежная женственность - картина воздействует прежде всего своей эмоциональностью. Картина «Мать» (1932 г.) художника А.А. Дейнеки. На гладком фоне крупным планом изображена женщина с заснувшим ребёнком на руках. В облике матери передана величественная осанка венецианских крестьянок, нежные трепетные чувства к прильнувшему к её плечу малышу. Очень знаменита картина «Счастье» (1972 г.) Василия Ивановича Ерофеева. Она возникла из впечатлений от поездок по колхозам Курской области… Центральная фигура – женщина, кормящая младенца грудью. Это образ матери. Ведь какое еще может счастье для женщины? Конечно, счастье – быть матерью. В образе матери кроются такие понятия как…достоинствовеличиеблагородство любовьпростотазаботанежностьтишинащедрость




В Ы В О Д: Мы подтверждаем выдвинутую гипотезу, так как, действительно, образ Матери в русской литературе и живописи XX века – это воплощение любви, счастья и вдохновения. Писатели, поэты и художники следующего поколения обязательно примут эту тему для исследования, так как Мать – продолжение рода человеческого и русских традиций. Мы считаем, что все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.
Спасибо за внимание