КТП элективного курса От анализа текста к его созданию

Календарно-тематическое планирование элективного курса «От анализа текста к его созданию»


Дата
Наименование раздела, темы

Ч
а
с
ы
виды
учебной деятельности
Требования к результату
Виды
контроля
Литература. оборудование



План
Факт













Текст как единое целое. Повторение изученного о тексте в 5-8 классах

4
















1.


Что такое текст
1
Речевые ситуации, жанры текста
Знать речевые ситуации и жанры, в которых используется текст. Уметь различать речевые жанры

Презентация


2.


Основные нормы построения текста
1
Нахождение ошибок в тексте
Уметь находить ошибки в собственном тексте

Презентация


3.


Типы речи
1
Типы речи. Их особенности. Способы определения текстов разных типов. Типологический анализ текста
Знать и определять типы речи

Презентация


4.


Микротема. Абзац

1
Чтение текста, выделение абзацев, нахождение микротем
Знать, что такое абзац и микротема

Презентация





Изложение. Компрессия текста

5






5.


Компрессия текста
1
Учиться сжимать текст
Компрессия

Презентация


6.


Компрессия текста.
Исключение
1
Учиться сжимать текст при помощи приема исключения
Исключение

Презентация


7.


Компрессия текста.
Обобщение
1
Учиться сжимать текст при помощи
приема обобщения
Обобщение

Презентация


8.


Компрессия текста.
Упрощение
1
Учиться сжимать текст при помощи
приема упрощения
Компрессия

Презентация


9.


Практическое занятие. Сжатое изложение


1
Письменная работа








Структура текста рассуждения. Языковые средства связи
3






10.


Структура сочинения-рассуждения по тексту
1
Лингвистическое понятие. Значение термина. Собственное понимание. Суждение с опорой на аргументы из прочитанного текста
Применять практические навыки овладения лингвистической теорией при создании текста-рассуждения.

Презентация


11


Тезис, аргументы сочинения-рассуждения
1
Введение в сочинение аргументов с использованием приема «Ссылка на авторитетный источник». Редактирование текста. Выдвижение тезиса под различные виды аргументов.
Уметь вводить аргументы, аргументировать выдвинутый тезис




12


Сочинение «Книга –это сосуд, который нас наполняет, но сам не пустеет»


1
Письменная работа








Особенности сочинения на лингвистическую тему
3






13


Структура сочинения
на лингвистическую тему
1
Лингвистическое понятие. Значение термина. Собственное понимание
Создавать и редактировать лингвистический текст, применять практические навыки овладения лингвистической теорией при создании текста

текст


14


Тезис, аргументы
сочинения на лингвистическую
тему
1
Выдвижение тезиса под различные виды аргументов.
Тезис, аргументы

текст


15


Сочинение на лингвистическую тему: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Л.В. Успенский

1
Письменная работа








Практика успешного написания сочинения – рассуждения: комплексный и лингвистический анализ текста –
19






16


Комплексный анализ текста по Ф. Сологубу «О зависти»


1
Ознакомиться с планом анализа текста, работа в парах. беседа
План анализа текста

текст


17


Лингвистический анализ текста


1
Работа с текстом по плану


текст


18


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Почерк – зеркало характера»
1
Работа в группах

Сочинене-рассуждение



19


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения «В языке естьслова. В языке естьграмматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения» Л.В. Успенский
1
Работа в группах
Грамматика
Сочинене-рассуждение



20


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение» Л.В. Успенский
1
Работа в группах
Грамматика
Сочинене-рассуждение



21


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего» А.А. Потебня


1
Работа в группах
Повелительное и условное наклонения
Сочинене-рассуждение



22


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому –то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются М.Е. Салтыков - Щедрин
1
Работа в группе
Синтаксис и пунктуация
Сочинене-рассуждение



23


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Нет таких звуков, красок, образов, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения» К.Г. Паустовский
1
Работа в группе
Фонетика, аллитерация, ассонанс
Сочинене-рассуждение



24


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов» А.А. Зеленецкий
1
Работа в группе
Эпитеты
Сочинене-рассуждение



25


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение» И.И. Постникова
1
Работа в группе
Лексика, грамматика, синтаксис
Сочинене-рассуждение



26


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Местоименные слова – слова вторичные, слова – заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено». А.А. Реформатский
1
Работа в группе
Местоименные слова
Сочинене-рассуждение



27


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании». И.И. Постникова
1
Работа в группе
Словосочетание
Сочинене-рассуждение



28


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» Е.В. Джанджакова
1
Работа в группе
Художественный текст, нормы построения текста
Сочинене-рассуждение



29


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу» М.В. Панов
1
Работа в группе
Звук, морфема, слово, словосочетание, предложение
Сочинене-рассуждение



30


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Русский язык богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» Л.Н. Толстой
1
Работа в группе
Глагол, существительное
Сочинене-рассуждение



31


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» Из учебника русского языка
1
Работа в группе
Фразеологизмы
Сочинене-рассуждение



32


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Некоторые ученые даже предлагают выделить два языка - устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» А.А. Мирошниченко
1
Работа в группе
Устная и письменная речь
Сочинене-рассуждение



33


Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на тему «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» В.Г. Короленко
1
Работа в группе
Выразительные средства языка
Сочинене-рассуждение



34


Написание сочинения – рассуждения на тему «Функции абзаца тесно связаны с функционально- стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» Н.С. Валгина
1

Абзац, стиль
Сочинене-рассуждение




15