Составление системы заданий исследовательского характера по алгебре


Тема: «Составление системы заданий исследовательского характера по алгебре». Автор: Плисак Галина Анатольевна,учитель математикиМБОУ СОШ № 28 ст. Севастопольской АДЫГЕЙСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 2013 ГОД Цели и задачи:Развитие исследовательских способностей и навыков учащегося;Отработка навыков постановки исследовательской задачи и определения путей ее реализации;Воспитание оригинального мышления ученика, привычки поиска нестандартных решений;Формирование научного мировоззрения. Актуальность В условиях введения ФГОС как никогда раньше от учителя требуется развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей учащихся, воспитание привычки к нестандартному мышлению и самостоятельной работе. Классификация вопросов по цели постановки Репродуктивные: воспроизведение знаний (например, перечислить компоненты процесса обучения);Реконструктивные:требующие применения знаний в нестандартной ситуации (например, чем отличаются…., какова основная мысль);Творческие:требующие осмысления и творческого подхода. Конструкции-подсказки Для активизации мыслительной деятельности, для самостоятельного поиска ответа помогают конструкции-подсказки, например: почему…; какова причина…; в чем суть явления…; что изменилось бы, если…; чем отличается… и т. д. ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАНИЙ В формулировках исследовательских заданий нет явного ответа, его необходимо самим найти и обосновать. Формулировки заданий могут быть такими:Исследовать…Верно ли, что если…, то… Определить, какое из выражений больше 1314 или 1413.Найти необходимое и достаточное условие, при котором обе последовательности стремятся к нулю.Существуют ли такие значения с, что множеством решений неравенства … является а) числовой промежуток…; б) множество всех чисел.Верно ли, что функция… при любом значении а убывает в промежутке … и возрастает в промежутке …? ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Постановка проблемы;Изучение теории, посвященной данной проблематике;Подбор методик исследования и практическое овладение ими;Сбор собственного материала, его анализ и обобщение;Собственные выводы. ПОДГОТОВКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 1 СТУПЕНЬ: ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬВыбор темы исследования, творческой работы, доклады. Ученик сам выбирает тему, ставит цель работы.Главное – научить делать это самостоятельно. 2 СТУПЕНЬ: ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬПодготовка теоретической основы работы.На данном этапе учатся пользоваться научной литературой, кратко выписывать необходимую информацию, использовать мультимедийные средства.Итогом этого этапа является доклад, в котором ученик должен показать актуальность данной темы. 3 СТУПЕНЬ: КОММУНИКАТИВНО-СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬРазработка темы в группе.Учащиеся объединяются в группы по близким или одинаковым темам, вырабатывают общий план работы. Работая в группе, дети приобретают опыт оказания помощи, слушания других, принятия помощи. 4 СТУПЕНЬ: ПРОДУКТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬИндивидуальная доработка темы. На данном этапе ученики пишут и выступают с докладом, учатся защищать свою точку зрения, совершенствуя при этом ораторское искусство. Заключение. Несомненными преимуществами использования исследовательской работы являются высокая степень активности и самостоятельности учащихся, возможность работы по индивидуальному плану в темпе, определяемом самим учащимся, воспитание ответственности и понимания выполняемой деятельности.