Развитие УУД в 5 классе


Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком значении этот термин – совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. УУД Коммуникативные Личностные Регулятивные Познавательные Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Лексикология – раздел лингвистики, в котором изучается словарный состав языка Что такое значение слова? Как разъясняется значение слова? Где разъясняется значение слова? В какие группы по значению, происхождению и употреблению объединяются слова? Свяжите слова с теми рисунками, которые подходят к ним по смыслу. Запишите ответ в виде пары чисел. Перед вами стихотворение О.Григорьева. В нем вместо некоторых слов вставлены рисунки. Прочитайте стихотворение, заменяя рисунки словами. Запишите названия предметов, изображенных на рисунках. Найдите в толковом словаре лексическое значение каждого слова. Слова каких частей речи «едут» в вагонах, а каких «соединяют» эти вагоны? Приведите примеры слов, относящихся к этим частям речи. Рассмотрите рисунки. Какие характерные признаки растений и грибов получили отражение в их названии? Достаточно ли при толковании лексического значения каждого из этих слов указать только на них? Почему? Зачесанные на лоб и подстриженные пряди волос.Недорогой.Тихая речь, при которой звуки произносятся без голоса.Род коротких (не доходящих до колен) брюк.Место соединения сшитых кусков ткани.Длинное углубление для стока воды.Слова для справок: ш..пот, ж..лоб, деш..вый, ч..лка, ш..в, ш..рты.Развитие логических УУД с применением операций анализа Гриб: современный, съедобный, печеный, жареный, красивый, аппетитный, белый, антарктический.Шить: юбку, туфли, хлеб, лампу, костюм, рюкзак, ткань.Плавный/плавная: ход, линия, карандаш, рост, день, деталь, бег.Развитие логических УУД с применением операций анализа и синтеза Способы: 1. Нарисовать. 2. Подобрать близкое по значению слово. 3. Рассказать о слове так, что в рассказе само слово не встретилось.Развитие логических УУД: анализ объекта с целью выделения признаков. Собака пес домашнее животное, родственное волку, используемое человеком для охраны, охоты Собака Книжонка, морковка, картофель, мордашка, капуста, снегопад, дождичек, автомобиль, шлепнуться, хворать, болеть, лицо, зубила.Развитие логических УУД с применением операции классификации барабанная дробькомпьютерная мышьгустая рожьдверная ручкаперьеваяпрожорливаясвинцовая Объясните, почему некоторые существительные допускают сочетания с разными прилагательными. В ответе используйте термины «многозначное слов» и «тематическая группа».Развитие логическихУУД с применением операции классификации Ливень, дождь, снег, град, гром.Река, озеро, море, ручей, пруд.Наступление, атака, отступление, выступление, бой.Стук, шорох, грохот, шум, бой.Яркий, бледный, тусклый, фиолетовый, густой.Развитие логических УУД на выполнение операции сравнения и обобщения 1. Полностью отсутствует, 1. И в помине нет. существует что-либо.2. Приводить в состояние 2. Держать язык закрайнего раздражения. зубами.3. Очень сильно (обидеться, 3. До глубины души.огорчиться.4. Молчать, не говорить 4. Собаку съесть.лишнего.5. Замышлять плохое, таить 5. Доводить до белогозлобу на кого-либо. каления.Развитие логических УУД на сочетание операций анализа и синтеза Она может быть глубокой, мелкой, фарфоровой, пластмассовой.Они могут идти, стоять, спешить, отставать, бить.Такими могут быть огурцы, грибы, селедка, море.Развитие логических УУД: синтез – составление целого из частей. Лексическое значение Грамматическое значение Многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону. Обозначает предмет; ср. р., ед. ч., И. п. Большой по протяженности снизу вверх. Обозначает признак предмета; ж. р., ед. ч., И. п. Уметь держаться, передвигаться на воде или в воде. Обозначает действие предмета; наст. вр., ед. ч., 2-е лицо. И как я увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать. Гляжу, а Мишка тоже покатывается.У меня всегда с пера соскакивают кляксы.Ну-с, что вы будете исполнять?Очень люблю лошадей, у них такие красивые и добрые лица.А я тебя вот такусеньким знал.Повсюду валялись кирпичи и доски, а посреди двора высилась огромная куча песку. (Из произведений В. Драгунского).Развитие познавательных и коммуникативных навыков Граждане пассажиры, прибытие поезда маленько задерживается.Пацаны залезли в сад к деду Мартыну воровать яблоки.Квадрат – это такой аккуратненький равносторонний прямоугольник.Чего мама купила в магазине?Мой брат классно играет на гитаре.Развитие познавательных и коммуникативных навыков Сначала я съел яйцо. Это еще терпимо, потому что я выел один желток, а белок раскромсал со скорлупой так, чтобы его не было видно. Но мама принесла целую тарелку манной каши.Ешь!- сказала мама.- Безо всяких разговоров!Я сказал:Видеть не могу манную кашу!Но мама закричала:Ешь! Посмотри, на кого ты стал похож! Вылитый Кощей! Ешь!Развитие познавательных и коммуникативных навыков N сказал маме: «Не ложи книгу на стол». А мама его поправила. Как?В одной сказочной стране есть предмет, который не похож ни на один из наших предметов и который называется гурбан. Подумайте, что могут обозначать слова гурбанчик и гурбанщик. Расскажите, как вы рассуждали.У папы настроение зазавтракомчитальное,У мамы настроение напапуобижальное,У брата настроение кричальнопогремучее, А у меня, а у меня – покомнатампрыгучее.А какое настроение у вас и ваших близких бывает по утрам?Передайте его тоже при помощи необычных прилагательных. N так определил значение слов. Посмотрите, везде ли он прав. Исправьте ошибки.Бульончик – повар, тот, кто варит бульон.Автоматчик – маленький автомат.Передатчик – тот, кто передает что-либо.Переплетчик – уменьшительное к переплет.Кувшинчик – тот, кто изготовляет кувшины.Чуланчик – маленький чулан.Тушканчик – маленький тушкан.Развитие познавательных УУД Лексикология изучает лексические значения слов.У каждого слова может быть только одно лексическое значение.Не бывает различных слов, которые имеют сходное или близкое лексическое значение.По толковому словарю можно установить правильное написание слова.Если слова являются синонимами, то они принадлежат к одной тематической группе.В языке можно найти два слова, которые пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение.Я знаю значение всех слов русского языка.Развитие регулятивныхУУД 1. Значение «помещение между потолком и крышей соответствует слову чердак 2) чулан 3) балкон 2. Какое из слов относится к нейтральной лексике? 1) доблесть 2) вояка3) потолок 3. Какое из слов относится к книжной лексике? 1) лес 2) бедствие3) запарка 4. Какое из слов относится к разговорной лексике? 1) огонь 2) баловник3) недуг 5. Какое из слов является многозначным? 1) стена 2) лук 3) морковь 6. В каком словосочетании имя прилагательное употребляется в переносном значении? 1) черствая булка 2) серебряная ложка3) золотые руки 7. В какой из приведенных пар слова не являются синонимами? 1) бросать – кидать2) конец – финал3) атмосфера - осадки 8. В какой из приведенных пар слов представлены антонимы? 1) добрый – сильный2) ложь – правда3) прыгать - бежать Для успешного формирования коммуникативных и познавательных УУД при работе с текстом ставятся следующие задачи:внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц. В.Короленко «В дурном обществе»Л.Кассиль «Будьте здоровы, Ваше Высочество!»Г.Васюкова «Золотые росы»М.Ашукина «Крылатые слова»Е.Пермяк «Сказки»Г.Лебедева «Мухтарка»А.Волков «Волшебник изумрудного города»Л.Гераскина «В стране невыученных уроков»Е.Водовозова «На заре жизни»Т.Александрова «Домовенок Кузька»А.Куприн «Сапсан»К.Паустовский «Сказочник» др. комплексная работа с текстом сочинения лингвостилистический анализ редактирование текста изложения различные виды диктантов Остров, на который мы приплыли, был на редкость красив. Он лежал прямо посередине небольшого хвойного озера, спрятавшегося в чаще прозрачного леса. Подойти на берегу к лодке было почти невозможно, так специально он зарос камышами. Но в одном месте, будто плотно, заросли причалили, чтобы мы расступались. Едва лодка коснулась берега, как из уток вылетела стая камышей. Вокруг стояла такая тишина, что еще долго было слышно, как хлопают их крылья. Овладение УУД ведет к формированию самостоятельности, успешному владению умениями и компетентностями, освоению новых знаний. Преподаватель теперь не урокодатель, а консультант, координатор ориентированной исследовательской познавательной деятельности.