Рабочая программа Азбука дорожной безопасности 1-4


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №10
г. Тейково Ивановской области
«Рассмотрено» «Принято» «Утверждаю»
на заседании на педагогическом Директор МСОШ №10
Протокол №____ от совете протокол №__ от Приказ №___ от
«__»________ 20__г. «__»________ 20__г. «__»________ 20__г.
________ Кузьмина С. Е.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Азбука дорожной безопасности»
(Социальное направление развития личности)
для учащихся 1-4 классов
срок реализации – 4 года
Разработана
Осиповой Инной Александровной,
Учителем начальных классов
Оглавление
№ п/п Разделы программы страницы
1 Пояснительная записка 3
2 Общая характеристика курса 4
3 Описание места курса в рабочем плане по внеурочной деятельности 5
4 Описание ценностных ориентиров содержания курса 6
5 Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса 7
6 Содержание курса с примерным распределением часов 8
7 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности 15
8 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса 25
Пояснительная записка
Обучение Правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях учащиеся:
приобретают знания и навыки поведения на улице;
усваивают правила движения по дороге;
учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика;
усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах;
учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем;
знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Формы обучения младших школьников ПДД:
тематические занятия;
игровые уроки;
практические занятия;
конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД.
Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры.
В процессе обучения школьников ПДД не обойтись и без бесед. Лучше строить беседу на разборе конкретного происшествия (как это случилось, кто был виноват, могло ли этого не быть). Нужно проанализировать, почему совершено нарушение ПДД, подвести учащихся к мысли о закономерности несчастного случая для тех, кто постоянно нарушает правила.
Успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных пешеходов можно добиться в том случае, когда существует крепкая взаимосвязь семьи, общеобразовательного учреждения, и все их действия целенаправленны.
После каждого занятия с помощью контрольных вопросов, заданий необходимо проводить проверку того, как учащиеся усвоили ПДД.
знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.
Знания и навыки, полученные учащимися на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Программа построена по принципу нарастания объема изучаемого материала. Это нарастание можно проследить в увеличении количества освоенных терминов, дорожных знаков и разметок, конструкций на дорогах и т.д. Учитель постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах, занятия в «автогородке» или на автоплощадке, имеющихся на территории школы. С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Общая характеристика курса
Программа факультатива «Азбука дорожной безопасности» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Курс занятий «Азбука дорожной безопасности» осуществляет формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Цель программы: создание условий для формирования у школьников навыков соблюдения ПДД сохранения жизни и здоровья детей.
Задачи программы:
научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;
организация деятельности по выявлению, предупреждению и устранению причин ДТП с участием детей и подростков;
закрепление знаний ПДД учащимися школы;
предоставление базового образования обучающихся в рамках государственных стандартов;
создание методической копилки педагогов школы, разработка методических рекомендаций для проведения классных часов и занятий по ПДД;
привлечение школьников к участию в пропаганде среди сверстников правил безопасного поведения на улицах и дорогах.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
неспособность адекватно оценивать обстановку;
быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
преобладание потребности в движении над осторожностью;
стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности;
отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно–транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Описание места курса в рабочем плане по внеурочной деятельности
Согласно Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. В базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации в числе основных направлений внеурочной деятельности выделено социальное направление Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Программа курса «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). В течение периода обучения обучающиеся знакомятся с Правилами дорожного движения в доступной игровой форме, с использованием средств ИКТ.
Важно решать вопросы комплексно, воссоединив практические и теоретические занятия в непрерывный процесс обучения и воспитания, начиная с раннего возраста.
Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся и родителей, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.
Основными направлениями работы юных инспекторов движения следует считать воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям, углублённое изучение Правил дорожного движения, овладение методами предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и навыками оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, знакомство с оперативно-техническими средствами регулирования дорожного движения, пропаганда Правил дорожного движения в школе с использованием технических средств, знакомство с правилами для юных велосипедистов, воспитание коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
Обучение школьников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, каждый педагог должен помнить, что нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие этих качеств, становится причиной дорожных происшествий.
На занятиях по программе «Юные инспектора дорожного движения» используются нетрадиционные формы: КВН, игры-путешествия и другие, особенно эффективны видео-уроки по соблюдению правил дорожного движения, проходят конкурсы рисунков, плакатов «Мы по городу идем», «Ты и дорога».
Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам
Программа «Азбука дорожной безопасности» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса
В результате освоения программы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Успешное освоение курса «Азбука дорожной безопасности» достигается в процессе личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Личностные универсальные учебные действия:
выявление способностей и задатков, которые возможно помогут в профессиональном самоопределении ученика;
умение ставить планы на будущее для личностного самосовершенствования.
Регулятивные универсальные учебные действия:
планирование и выполнение мини- проектов;
подготовка и проведение спортивных конкурсов и мероприятий по ПДД совместно с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
поиск необходимых информационных образовательных ресурсов;
нахождение различных вариантов решения проблем, чтобы предотвратить ДТП;
умение различать дорожные знаки на проезжей части в городе, и соблюдать их.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
отработка умения слушать и вступать в диалог;
обучение постановки вопросов;
участие в коллективных творческих делах;
сотрудничество со сверстниками и другими людьми;
работа в группах;
ролевые игры;
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание курса с примерным распределением часов
1 класс 33 часа
Тема 1. Введение. Первоклассник как самостоятельный пешеход. (1 час)
Тема 2. Микрорайон, где живут и ходят дети в школу. (1час)
Практика. Улицы нашего района. Основные улицы в микрорайоне школы. Особенности движения пешеходов и транспортных средств в нашем районе .Викторина «Мой город», «Улицы моего района». Экскурсия по микрорайону для изучения интенсивности движения транспортных средств.
Тема 3. Как рождаются опасные ситуации на дорогах (1 час)
Теория. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Тема 4. Дорога в школу и домой (2 часа)
Теория. Выбор безопасного маршрута в школу или в другое нужное место. Особенности движения транспортных средств в разное время суток и в разное время года.
Практика. Рисуем путь в школу. Экскурсия на улицу с целью научиться слушать дорогу.
Тема 5. Кого называют пешеходом, водителем и пассажиром (1час)
Практика. Учебный перекресток. Ролевые игры
Правила движения для пешеходов. Правила поведения пассажиров в транспорте. Каким должен быть водитель транспортного средства.
Тема 6. Движение пешеходов и машин.(1 час)
Практика. Правила безопасного поведения на дорогах: ситуации – «ловушки». Дорожная разметка. Полосы движения. Пешеходный переход. Островок безопасности.
Тема 7. Правила движения пешеходов по тротуару. (1 час)
Практика. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые: «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Тема 8. История происхождения Правил дорожного движения(2 часа)
Теория. Кто, как и когда построил дорогу. Кто и когда придумал колесо. Развитие видов транспорта в городе: гужевой, первые – грузовик, трамвай, троллейбус. Для чего нужно знать и выполнять ПДД? Почему опасно выбегать на проезжую часть. Автомобиль мгновенно остановить невозможно. Остановочный путь автомобиля.
Практика. Развивающие игры на определение видов транспортных средств. Работа с рисунка
Тема 10. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине (2 часа)
Теория. Остановки и их обозначение. Как правильно пройти на остановку. Правила пешехода, пассажира общественного транспорта. Правила для пассажиров трамвая при посадке и при выходе для двух типов трамвайных остановок. Правила перехода дороги после выхода из автобуса, троллейбуса, трамвая.
Практика. Тестовые задания «Какие правила нарушают пассажиры и пешеходы?»
Тема 11. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города (1 час)
Практика. Автомобильный транспорт. Водный транспорт. Железнодорожный транспорт. Воздушный транспорт. Автотранспортные средства: легковые, общественный, специальный, грузовой, гужевой. Велосипед. Рудничное автотранспортное предприятие № 1.
Викторина «Угадай транспортное средство». Рисуем машины.
Тема 12. Светофорное регулирование (2 часа)
Практика. Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы.
Практика. Экскурсия с целью наблюдения за работой светофора. Учебный перекресток.
Тема 13. Нерегулируемые перекрестки (2 часа)
Теория. Что такое перекресток. Движение транспортных средств на перекрестке. Поворот транспортных средств. Предупредительные сигналы, подаваемые водителем. Обозначения нерегулируемого перекрестка. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке.
Практика. Учимся подавать сигналы при движении. Рисуем разные типы перекрестков: четырехсторонний, многосторонний, Х-образный, Т-образный, У-образный.
Тема 14.Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходных и транспортных светофоров(2 часа)
Теория. Переход дороги на перекрестке со светофором или регулировщиком. Сигналы регулировщика. Сигналы, подаваемые на железнодорожных переездах.
Практика. Учебный перекресток: отработка навыков движения при переходе на разные сигналы. Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине.
Тема 15. Климатические особенности времен года и их влияние на движение по дорогам (2 часа)
Теория. Движение транспортных средств в условиях плохой видимости: сумерки, туман, дождь, снегопад и другое.
Практика. Игры для эрудитов.
Тема 16.Дорожные знаки и их назначение(10 час)
Теория. Значение дорожных знаков. Понятие о тематических группах дорожных знаков.
Практика. Рисуем дорожные знаки. Игры на внимание «Говорящие знаки», «Угадай дорожный знак», «Дорожное лото»
Тема 17.Места для игр. Зачет(2 часа)
Теория. Опасность игр рядом с проезжей частью, в местах дорожных работ, в транспорте. Места для игр на улице. Правила вождения велосипеда детям до 14 лет.
Практика. Соревнования на игровой площадке «Правила дорог я знаю – всюду их я применяю»
2 класс 34 часа
Тема 1.Дорога, ее элементы и правила поведения на ней(3 часа)
Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. Опасность перехода перед близко идущим транспортом. Особенности движения участников дорожного движения по мокрой и скользкой дороге.
Практика. Наблюдение за дорогой: слушаем дорогу, учимся ходить по дороге. Игры на развитие внимания (правая – левая сторона, что где находится, определение расстояния на глаз, замеры расстояний, рассматривание картин с оптическими обманами). Рисуем элементы дороги: проезжая часть, тротуар, дорожная разметка. Решаем кроссворды, ребусы, анаграммы, шарады. Читаем газету «Содружества ЮИД» - «Добрый попутчик» и газету «Добрая дорога детства». Разучивание песен на дорожную тематику.
Тема 2. Пешеходные переходы(4 часа)
Пешеходный переход и его обозначения. Подземный и надземный пешеходные переходы. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. Дорожные ловушки. Пешеходные переходы в районе школы.
Практика. Настольные игры на развитие памяти: «Движение с уважением», «Дорожные знаки», дорожное лото «Бинго». Рассматривание буклета «Как не попасть в беду на дороге», рисование участников дорожного движения.
Тема 3. Нерегулируемые перекрестки(6 часов)
Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования.
Практика. Занятия на учебном перекрестке. Ролевые игры: «Я водитель», «Я пешеход», «Я регулировщик», «Я светофор», «Я пассажир». Рисование «Чтоб не случилось беды».
Тема 4.Регулируемые перекрестки. Светофор. Регулировщик и его сигналы. (6 часов)
Сигналы светофора. Типы светофоров. Действия участников движения по сигналам светофора. Правила перехода регулируемого перекрестка. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика.
Практика. Рисуем технические средства регулирования дорожного движения, сравниваем, соотносим по назначению. Занятия на учебном перекрестке.
Тема 5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае (4 часа)
Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. Возможные опасности.
Практика. Компьютерная диагностика: «Прогулка с Безо». Викторина «Уважай закон дорог». Рисуем нарушителей дорожного движения. Коллективная творческая работа «Мы за безопасность на дороге»
Тема 6. Дорожные знаки(10 часов)
Значение дорожных знаков. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы.
Практика. Конструирование дорожных знаков «Сделай знак своими руками». Практические занятия на макете дороги «Я пешеход», «Я автомобиль», «Я светофор», «Я регулировщик». Разводка транспортных средств на разных типах дорог. Игра «Расставь дорожные знаки на макете дороги». Викторина по дорожным знакам «Знаки дорожные знать каждому положено».
Тема 7. Зачет(2 часа)
Опасность игр вблизи проезжей части. Площадки для игр. Устройство велосипеда, правила эксплуатации велосипеда, роликовых коньков. Правила катания на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах. Что запрещается велосипедисту до 14-летнего возраста.
Практика. Игры на свежем воздухе: «Игротека ПДД», соревнования велосипедистов.
3 класс 34 часа
Тема 1. Виды кровотечений. (4 часа)
Характеристика различных видов кровотечений, первая помощь при кровотечениях.
Тема 2. «Дорожная безопасность»(4 часа)
Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения.
Тема 3 . Правила безопасного вождения велосипеда.(6 часов)
Устройство велосипеда. Правила вождения.
Тема 4 . История появления автомобиля.(2 часа)
Тема5. Причины дорожных аварий.(2 часа)
Как рождаются опасные ситуации на дорогах.
Тема 6. Светофор и дорожные знаки.(10 часов)
Пешеходный светофор, его сигналы. Виды светофоров (транспортный и пешеходный).
Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров, дорожных знаков, дорожной разметки.
Тема 7 . Перекресток и опасный поворот.(2 часа)
Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности.
Тема 8. Правила перехода проезжей части дороги.(2 часа)
Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра».
Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход».
Правила перехода дороги. Самый безопасный переход.
Тема 9 . Регулировщик и его сигналы.(1 час)
Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки.
Светофорное регулирование.
Светофорное регулирование является самым распространенным. Официально все светофоры делятся на транспортные и пешеходные, мы же для удобства поделим их на транспортные, реверсные, для трамваев и маршрутных транспортных средств, железнодорожные и пешеходные.
Транспортные светофоры
Светофоры этой группы.
Водитель. Правила безопасного вождения велосипеда; история появления автомобиля и правил дорожного движения;
Причины дорожных аварии, новое о дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта; правила перехода проезжей части дороги; остановочный и тормозной путь автомобиля; правила езды на велосипеде.
Тема 10. Экскурсия «Я пассажир и пешеход».(1 час)
4 класс 34 часа
Тема 1. Виды кровотечений. (4 часа)
Характеристика различных видов кровотечений, первая помощь при кровотечениях
Тема2. Регулировщик и его сигналы.(4часа)
Регулировщик – наш помощник. Его роль в организации дорожного движения. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки.
Тема 3. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда.(6часа)
Дорожная разметка (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией, линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования).
Пешеходная и велосипедные дорожки
Тема 4. Регулируемые перекрестки. Светофор(6 часов)
Перекресток
Светофор – наш верный друг
Тема 5. «Причины дорожных аварий»(3 часа)
Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. Причины дорожных аварий, новое о светофоре и дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта; правила езды на велосипеде и мопеде; экскурсия: «Я – пешеход».
Тема 6. Светофор и дорожные знаки. (10 часов)
Светофор – наш верный друг. Светофоры и их сигналы. Назначение светофоров. Светофоры транспортный пешеходный, их внешний вид и назначение. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями
Тема 7. Экскурсия «Я – пешеход»(1 час)
1 класс 33 часа

занятия Тема занятия Количество часов всего теория практика Виды
деятельности
1. Введение. Первоклассник, как самостоятельный пешеход. 1 1 Беседа,
Ролевые игры
2. Микрорайон, где живут и ходят дети в школу. 1 1 Экскурсия, оформление выставки рисунков
3. Как рождаются опасные ситуации на дорогах 1 1 Наблюдение, разбор ситуации
4. Мы идем в школу. Безопасный маршрут движения детей в школу и домой. 2 2 Практическое
ознакомление
5. Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) 1 1 наблюдение
6. Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар) 1 1 наблюдение
7. Правила движения пешеходов по тротуару. 1 1 Практическое ознакомление
8. Праздник «Посвящение в пешеходы» 1 1 9. История происхождения Правил дорожного движения 1 1 Беседа,
разгадывание ребусов
10. Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке и обочине. 2 2 Наблюдение,
ролевые игры,
дидактические игры
11. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города. 1 1 экскурсия
12. Светофорное регулирование. 2 2 Ролевые игры, наблюдение
13. Нерегулируемые перекрестки. 2 1 1 Ролевые игры, наблюдение Изготовление памятки
14 Регулируемые перекрестки. Сигналы пешеходного и транспортного светофоров. 2 1 1 Наблюдение,
моделирование перекрестка
дорог
15. Климатические особенности времени года. 2 1 1 наблюдение
16 Дорожные знаки и их назначение. 10 4 6 Практическое ознакомление,
Изготовление знаков
17 Места для игр. Зачет. 1 1 Сюжетная игра
Итого: 33 12 21 2 класс 34 часа

занятия Тема занятия Количество часов всего теория практика Виды
деятельности
1. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней. 3 2 1 Разгадывание ребусов, кроссворда
Игра-конструирование
2. Пешеходные переходы. 4 2 2 Сюжетные игры,
Просмотр фильма
3. Нерегулируемые перекрестки. Регулировщик и его сигналы. 6 4 2 Сюжетные игры,
Разучивание сигналов регулировщика, создание пособия «Сигналы регулировщика»
4. Регулируемые перекрестки. Светофор. 6 3 3 Ролевые и сюжетные игры
5. Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае. 4 2 2 Составление памятки для пассажира
6. Дорожные знаки 10 6 4 Ролевые игры,
Беседы с сотрудниками ГИБДД
7. Обобщение. 11 1 Защита проекта
Итого: 3 класс 34 часа

занятия Тема занятия Количество часов всего теория практика Виды
деятельности
1. Виды кровотечений. 4 4 Ролевая игра
2. Регулировщик и его сигналы. 4 3 1 Сюжетно-подвижная игра
3. Правила безопасного вождения велосипеда. 6 6 Составление памятки,
4. История появления автомобиля и правил дорожного движения. 2 1 1 Чтение книг, экскурсия
5. Причины дорожных аварий 2 2 Обсуждение ситуации
6. Светофор и дорожные знаки 10 5 5 Упражнение на классификацию знаков дорожного движения по значению и функциям
7. Перекресток и опасный поворот транспорта. 2 2 Обсуждение проблемных ситуации, рассматривание иллюстрации, чтение и обсуждение пословиц
8. Правила перехода проезжей части дороги. 2 2 Обсуждение проблемных ситуации,
9. Остановочный и тормозной путь автомобиля. 1 1 Обсуждение ситуации, демонстрация опытов
10. Экскурсия «Я пассажир и пешеход» 1 1 Экскурсия, рисунки, оформление выставки
Итого: 34 25 9 4 класс 34 часа

занятия Тема занятия Количество часов всего теория практика Виды
деятельности
1. Виды кровотечений. 4 4 Ролевая игра, составление памятки
2. Регулировщик и его сигналы. 4 3 1 Создание пособия «сигналы регулировщика»
3. Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда. 6 4 2 Создание пособия «Безопасное вождение», ролевая игра
4. Регулируемые перекрестки. Светофор. 6 5 1 Ролевые игры
5. Причины дорожных аварий 3 2 1 Обсуждение причин дорожных аварии
6. Светофор и дорожные знаки 10 7 3 Дидактические и ролевые игры
7 Экскурсия «Я - пешеход» 1 1 Экскурсия, рисунки, оформление выставки
Итого: 34 25 9 Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 класс 33 часа

занятия Тема занятия Количество часов Дата корректировка
всего теория практика план факт Введение. Первоклассник, как самостоятельный пешеход. 1 1 1. Первоклассник, как самостоятельный пешеход. 1 Микрорайон, где живут и ходят дети в школу. 1 1 2. Микрорайон, где живут и ходят дети в школу. 1 Как рождаются опасные ситуации на дорогах 1 1 3. Как рождаются опасные ситуации на дорогах 1 Мы идем в школу. 2 2 4. Безопасный маршрут движения детей в школу. 1 5. Безопасный маршрут движения детей домой из школы. 1 Участники дорожного движения 1 1 6. Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель) 1 Движение пешеходов и машин 1 1 7. Движение пешеходов и машин
(проезжая часть и тротуар) 1 Правила движения пешеходов по тротуару. 1 1 8. Правила движения пешеходов по тротуару 1 9. Праздник «Посвящение в пешеходы» 1 1 10. История происхождения Правил дорожного движения 1 1 Правила движения пешеходов. 2 2 11. Правила движения пешеходов по пешеходной дорожке. 1 12. Правила движения пешеходов по обочине. 1 13. Что такое транспорт. Транспортные предприятия нашего города. 1 1 Светофорное регулирование. 2 2 14.
Сигналы светофора. Порядок работы трехсекционного светофора. 1 15. Переход дороги на перекрестке со светофором. Пешеходный светофор и его сигналы. 1 Нерегулируемые перекрестки. 2 1 1 16.
Что такое нерегулируемые перекрестки. 1 17. Правила перехода дороги на нерегулируемом перекрестке. 1 Регулируемые перекрестки. 2 1 1 18. Что такое регулируемые перекрестки. 1 19. Сигналы пешеходного и транспортного светофоров. 1 Климатические особенности времени года. 2 1 1 20. Климатические особенности времени года. 1 21. Влияние климатических особенностей времен года на движение по дорогам 1 Дорожные знаки. 10 4 6 22. История дорожных знаков. 1 23. Как выглядят дорожные знаки. 1 24. Значение дорожных знаков. 1 25. Понятие о тематических группах
дорожных знаков. 1 26. «Направления движения по полосам» 1 27. «Начало и конец населенного пункта» 1 28. Знаки сервиса 1 29. Рисуем дорожные знаки. 1 30. Игра на внимание «Говорящие знаки». 1 31. Игра на внимание «Угадай дорожный знак». 1 32. «Дорожное лото» 1 Места для игр. 1 1 33. Соревнования на игровой площадке «Правила дорог я знаю – всюду их я применяю» 1 Итого: 33 12 21 2 класс 34 часа

занятия Тема занятия Количество часов Дата корректировка
всего теория практика план факт Дорога, ее элементы и правила поведения на ней 3 2 1 1. Элементы дороги. Тротуар. Проезжая часть. Обочина. 1 2. Правила пешехода на тротуаре. Правостороннее движение пешеходов и транспортных средств. 1 3. Читаем газету «Содружества ЮИД» - «Добрый попутчик» и газету «Добрая дорога детства». 1 Пешеходные переходы 4 2 2 4. Пешеходный переход и его обозначения 1 5. Подземный и надземный пешеходные переходы. 1 6. Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением 1 7. Дорожные ловушки. Пешеходные переходы в районе школы. 1 Нерегулируемые перекрестки 6 4 2 8. Типы перекрестков. Предупредительные сигналы, подаваемые водителями. 1 9. Нерегулируемый перекресток. Обозначение пешеходных перекрестков на нерегулируемых перекрестках. 1 10. Правила перехода нерегулируемого перекрестка. 1 11. Правила перехода проезжей части при отсутствии средств регулирования. 1 12. Занятия на учебном перекрестке. Ролевые игры: «Я водитель», «Я пешеход» 1 13. Ролевые игры: «Я регулировщик», «Я светофор», «Я пассажир». Рисование «Чтоб не случилось беды». 1 Регулируемые перекрестки. Светофор. 6 3 3 14. Регулируемые перекрестки.
1 15. Сигналы светофора. Типы светофоров. 1 16. Действия участников движения по сигналам светофора. 1 17. Правила перехода регулируемого перекрестка. 1 18. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика. 1 19. Рисуем технические средства регулирования дорожного движения, сравниваем, соотносим по назначению. 1 Правила пассажира в автобусе, троллейбусе и трамвае 4 2 2 20. Правила пассажиров автобуса, троллейбуса и трамвая. 1 21. Правила поведения участника дорожного движения на остановке, при посадке, в салоне и при выходе с транспорта. 1 22. Компьютерная диагностика: «Прогулка с Безо». Викторина «Уважай закон дорог». 1 23. Рисуем нарушителей дорожного движения. Коллективная творческая работа «Мы за безопасность на дороге» 1 Дорожные знаки 10 6 4 24. Значение дорожных знаков. 1 25. Дорожные знаки «Дорога с односторонним движением», «Место стоянки». 1 26. «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» 1 27. «Пешеходный переход», «Дети», «Пешеходная дорожка», «Въезд запрещен». 1 28. Знаки сервиса. Дорожные знаки в микрорайоне школы. 1 29. Конструирование дорожных знаков «Сделай знак своими руками». 1 30. Практические занятия на макете дороги «Я пешеход», «Я автомобиль», «Я светофор», «Я регулировщик». 1 31. Разводка транспортных средств на разных типах дорог 1 32. Игра «Расставь дорожные знаки на макете дороги». 1 33. Викторина по дорожным знакам «Знаки дорожные знать каждому положено». 1 Обобщение. 1 1 34. Игры на свежем воздухе: «Игротека ПДД», соревнования велосипедистов. 1 Итого: 34 19 15 3 класс 34 часа.

занятия Тема занятия Количество часов Дата корректировка
всего теория практика план факт Виды кровотечений. 4 4 1. Кровотечение и его признаки. 1 2. Внутренние кровотечения. 1 3. Характеристика различных видов кровотечений. 1 4. Первая помощь при кровотечениях. 1 «Дорожная безопасность» 4 3 1 5. Что такое «дорожная безопасность». 1 6. Как избежать опасности на дороге. 1 7. Регулирование безопасности дорожного движения. 1 8. Обеспечение безопасности дорожного движения. 1 Правила безопасного вождения велосипеда. 6 6 9. История возникновения велосипеда. 1 10. Как устроен велосипед. 1 11. Правила эксплуатации велосипеда. 1 12. Правила катания на велосипеде. 1 13. Безопасная езда на велосипеде. 1 14. Что запрещается велосипедисту до 14-летнего возраста. 1 История появления автомобиля. 2 1 1 15. Как произошел автомобиль. 1 16. Компьютерная игра «Как устроен автомобиль». 1 Причины дорожных аварий 2 2 17. Как рождаются опасные ситуации на дорогах. 1 18. Что делать в случае аварии. 1 Светофор и дорожные знаки. 10 5 5 19. Пешеходный светофор 1 20. Сигналы пешеходного светофора. 1 21. Виды светофоров (транспортный и пешеходный) 1 22. Транспортный светофор. 1 23. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров 1 24. Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков. 1 25. Разбор дорожных ситуаций с применением дорожной разметки. 1 26. Виды дорожных знаков. 1 27. «Создай свой дорожный знак. 1 28. Викторина по дорожным знакам. 1 Перекресток и опасный поворот. 2 2 29. Скрытые опасности на дороге. Опасность при переходе улицы — дорожные «ловушки». 1 30. Дорожные «ловушки» — это ситуации обманчивой безопасности. 1 Правила перехода проезжей части дороги. 2 2 31. Пешеходные переходы. Обозначение переходов, понятие «Зебра». 1 32. Дорожные знаки: «Пешеходный переход» , «Подземный переход», «Надземный переход». 1 Регулировщик и его сигналы. 1 1 33. Дорожные ситуации с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки. 1 Обобщение. 1 1 34. Экскурсия «Я пассажир и пешеход». 1 Итого: 34 25 9 4 класс 34 часа.

занятия Тема занятия Количество часов Дата корректировка
всего теория практика план факт Виды кровотечений. 4 4 1. Кровотечение и его признаки. 1 2. Внутренние кровотечения. 1 3. Характеристика различных видов кровотечений. 1 4. Первая помощь при кровотечениях. 1 Регулировщик и его сигналы. 4 3 1 5. Регулировщик – наш помощник.
1 6. Его роль в организации дорожного движения. 1 7. Значение сигналов регулировщика для транспортных средств, пешеходов. 1 8. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, знаков разметки. 1 Правила безопасного вождения велосипеда и мопеда. 6 4 2 9. Дорожная разметка. 1 10. Разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией. 1 11. Линии пешеходного перехода, обозначение остановки транспортного средства общего пользования. 1 12. Пешеходная и велосипедные дорожки. 1 13. Правила безопасного вождения велосипеда. 1 14. Правила безопасного вождения мопеда. 1 Регулируемые перекрестки.
6 5 1 15. Светофор 1 16. Перекресток
1 17. Светофор – наш верный друг 1 18. Регулируемый перекресток. 1 19. Правила перехода регулируемого перекрестка. 1 20. Правила перехода пешеходами проезжей части по сигналам регулировщика. 1 «Причины дорожных аварий». 3 2 1 21. Регулирование и обеспечение безопасности дорожного движения. 1 22. Причины дорожных аварий, новое о светофоре и дорожных знаках, что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта..1 23. Правила езды на велосипеде и мопеде; экскурсия: «Я – пешеход». 1 Светофор и дорожные знаки. 10 7 3 24. Светофор – наш верный друг. 1 25. Светофоры и их сигналы. 1 26. Назначение светофоров. 1 27. Светофоры транспортный пешеходный, их внешний вид и назначение. 1 28. Светофор – основная часть регулируемого перекрестка. 1 29. Строгое выполнение сигналов светофора пешеходами и водителями 1 30. Транспортный светофор. 1 31. Разбор дорожных ситуаций с применением светофоров. 1 32. Разбор дорожных ситуаций с применением дорожных знаков. 1 33. Викторина по дорожным знакам. 1 Обобщение. 1 1 34. Экскурсия «Я – пешеход». 1 Итого: 34 25 9 Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список рекомендуемой литературы для обучающихся:
1. Алексанян Г.Г. Экзамены в ГИБДД: правила дорожного движения в иллюстрациях – Москва, Астрель 2005 –135 с.
2.Рыбин, А.Л. Дорожная азбука велосипедиста [Текст], книга для учащихся/ Рыбин А.Л.- М.: Просвещение, 1992 –60 с.
3.Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий "А" и "В"., Громоковский [и др. ] / М. – Рецепт – Холдинг.: 2004, 89 с.
4.Правила дорожного движения РФ 2009 (официальный текст).
5.Комментарии к «Правилам дорожного движения РФ» [Текст], Москва, 2009.
6.Астахов, П. Я и дорога [Текст], Москва, Эксмо, 2009.
7.Волков, С. ПДД для детей [Текст], часть 1-2, Москва. Транспорт, 2008.
8.Азбука пешехода [Текст], Москва, 2008.
9. Степанов Е.Н. Педагогическая поддержка ребенка в решении проблемы / Е.Н. Степанов // Классный руководитель. -2006. -№5. – 12 -16 с.