Статья ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ


371.8
Е.А. Коршунова
ФГБОУ ВО «ЯГПУ им. К.Д. Ушинского»
Г. Ярославль
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время новые образовательные программы предлагают выйти за рамки системы школьных уроков и повысить роль внеурочной работы, которая создаст дополнительные возможности для самореализации и творческого развития каждого ребенка. Государственные образовательные стандарты обращают внимание педагогов на значимость и необходимость организации образовательной деятельности учащихся за рамками школьных занятий, необходимость организации занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям каждого учащегося.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность. Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных организаций, но и педагогами дополнительного образования.
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность» рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д. Посещая кружки и секции, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся организаторские, творческие, исследовательские способности, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.
В то же время, формирование у младших школьников универсальных учебных действий является важной задачей общего образования. Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода.
Познавательные универсальные учебные действия включают три группы : общеучебные , логические учебные действия, постановку и решение проблемы. Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности идет стихийно. Многие ученики не овладевают приемами логического мышления. Необходимо каждого школьника начальной школы научить анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать понятия, ставить и решать проблемы. Овладение этими операциями означает умение мыслить. Для формирования логических универсальных учебных действий у учащихся 2 класса при организации внеурочной деятельности можно использовать такие задания: построение логических цепей рассуждения, различные творческие задания, связанные: с продуктивной деятельностью – рисование, аппликация, конструирование; с речевым творчеством – сочинение стихов, загадок.
Формирование логических УУД во внеурочной деятельности возможно осуществлять внутри общеинтеллектуального направления, которое базируется на организации научно-познавательной и проектной деятельности обучающихся. Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.
Рекомендуются следующие формы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления:
Предметные недели
Конкурсы, викторины, экскурсии, олимпиады, конференции
Библиотечные уроки
Работа кружка «Проектная деятельность», «Познаю мир», «Весёлый английский»
Целью реализации подобных программ внеурочной деятельности является формирование логических УУД в соответствии с планируемыми образовательными результатами основных образовательных программ.
Литература:
1. Баранцева О. И. Внеурочная деятельность - инструмент творческого развития личности / О. И. Баранцева // Начальная школа. - 2013. - № 6. - С. 81-83.
2. Дорогова И.В., Невзорова А.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников в условиях вариативного образования // В сборнике: Образование в современном мире: сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 66-69.
3. Невзорова А.В. Анализ опыта организации внеурочной деятельности в школах Ярославской области // Дошкольное и начальное образование: современные методические подходы: Международная конференция «Чтения Ушинского» педагогический факультет ЯГПУ. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. С. 57-63.