Мониторинг сформированности учебно-трудовых знаний умений навыков учащихся с ОВЗ.


Мониторинг сформированностиучебно - трудовых знаний, умений, навыков учащихся с умственной отсталостью.
I. Критерии для мониторинга.

(данная диагностика включает в себя обобщение результатов наблюдения за поведением учащихся на уроке, анализ правильности их ответов и выполнения практических заданий)
1) полнота усвоения знаний:
- полное усвоение материала (100% объёма),
- усвоение материала в целом, с упущением отдельных важных деталей (75% объёма),
- частичное усвоение материала (50% объёма),
- фрагментарное усвоение материала (35% объёма),
- полное не усвоение (0% объёма);
2) степень самостоятельности в их изложении и применении:
- полная самостоятельность,
- потребность в помощи на начальном этапе выполнения задания,
- необходимость в периодическом направляющем руководстве,
- только при условии совместной деятельности,
- малая эффективность помощи педагога;
;
3) степень осознанности при их использовании:
- полная осознанность, проявляющаяся в высокой степени самоорганизации и самоконтроля,
- осознанность в общем и целом, выявляющаяся с помощью наводящих вопросов,
- частичная осознанность со стремлением максимально точно воспроизвести информацию,
- низкая осознанность, проявляющаяся в значительной стереотипности действий,
- отсутствие осознанности.
Уровни сформированности ЗУН:
I уровень – высокий - полное усвоение материала, полная самостоятельность, полная осознанность;
II уровень – выше среднего - усвоение материала в целом, потребность в помощи на начальном этапе, осознанность в общем и целом;
III уровень – средний - частичное усвоение материала, необходимость в периодическом направляющем руководстве, частичная осознанность;
IV уровень – ниже среднего - фрагментарное усвоение материала, только при условии совместной деятельности, значительная стереотипность действий;
V уровень – низкий - полное не усвоение, малая эффективность помощи, отсутствие осознанности.II. Специальные коррекционно-педагогические мероприятия в отношении следующих основных недостатков развития.
Слабая ориентировочная деятельность.
- демонстрация и объяснение конечного результата труда, а также условий работы (применяемых орудий, материалов, наглядных пособий);
Трудности в планировании.
- групповое обсуждение предстоящей работы;
- практический показ учителем последовательности её выполнения;
- применение демонстрационных технологических карт, которые используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся;
Затруднения в формировании навыков самоконтроля.
- полнота и точность формирования у учащихся образа конечного и промежуточного результатов работы;
- формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий;
Низкий уровень развития навыков переноса прошлого опыта.
- работа, направленная на возникновение умения пользоваться усвоенными знаниями и навыками в новых условиях;
- специальные объяснения и указания, помогающие выполнить задание с учётом всех его требований;
Слабость познавательной деятельности.
- подача материала в упрощённой и более конкретной форме;
- формирование какого-либо понятия на различных примерах, решение одной задачи разными путями;
Низкая способность к абстрактно-логическому мышлению.
- установление закономерностей и причинно-следственных связей с опора на наглядно-образное и наглядно-действенное мышление;
Низкая степень сознательности, снижающая понимание учебного материала.
- применение обучающих технологий, которые стимулируют познавательную активность (метод проектов);
Конкретность мышления.
(нарушение процессов отвлечения и обобщения)
- наглядные пособия, применяемые с учётом особенностей восприятия учащихся с ОВЗ;
Трудности в решении задачи формирования предметных образов.
(замедленный темп восприятия учебного материала, затруднения в понимании чертежей, технических рисунков с возрастанием их сложности и уменьшением чёткости изображения)
- специальная организация восприятия, когда наглядность сочетается с объяснением учителя; наглядные пособия, учитывающие возможности учащихся;
Индивидуальные нарушения двигательной сферы.
- более расчленённое овладение трудовыми действиями, работа в паре со срочной сигнализацией о правильности движений;
Индивидуальные нарушения динамики нервных процессов, поведения, трудоспособности.
(уровень утомляемости, мотивация, эмоционально-волевые особенности связанные с энергетикой организма)
- временное переключение на другую работу; физкульт. пауза; использование кружковой работы для повышения интереса к урокам труда.