Конспект урока русского языка в 6 классе Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода

6 класс
Урок русского языка.
Тип: комбинированный.
Тема: Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода.
Цель: формирование навыков правильного написания окончаний у прилагательных мужского и среднего рода.
Задачи:
Познакомить с окончаниями прилагательных м.р. и ср.р. в П.п.;
формировать умение проверять падежные окончания прилагательных с помощью вопросов.
Корригировать и развивать устную речь через работу над словосочетанием и предложением (объяснение и комментирование своих действий в выборе окончаний прилагательных по алгоритму).
Воспитывать положительную мотивацию к учению на основе работы с пословицей.
Оборудование:
слайды
карточка с ошибочными соединениями букв
памятки для учащихся «Падежные окончания прилагательных»
разрезное предложение (карточки слов)
карточка «Предлоги П.п.»
памятка (алгоритм) «Чтобы правильно написать окончание прилагательного»
учебник «Русский язык. 6 класс» авторы Я.Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская
рабочая тетрадь «Имя прилагательное» И.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская.
Ход урока
Организационный момент.
Психологический настрой. Проверка готовности к уроку.
Ученики: Каждый день всегда везде
На занятиях, в игре
Смело четко говорим
И тихонечко сидим.
Учитель: Всё ли готово к уроку? Проверьте. Настройтесь на активную работу, будьте
внимательны.
Работа с пословицей. (слайд)
Учитель: Соберите пословицу из слов.
Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
Учитель: Объясните, как понимаете смысл.
Ученик: Если на дереве вкусные плоды, мы говорим добрые слова о нём. Если человек сделал доброе дело, он оставил хорошее мнение о себе.
Учитель: В каких делах на уроке можно посмотреть на человека и составить о нём мнение?
Ученик: Работать на уроке надо активно, писать в тетрадях аккуратно.
Учитель: Правильно. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете стараться работать, чтобы не только у меня, но и у вас самих, осталось хорошее впечатление от своей работы.
Упражнения для пальцев рук.
- Раскатывание между ладонями карандаша.
- Растирание ладошек.
-Массирование пальцев (пальцами правой руки размять, затем разгладить вдоль и поперёк каждый палец левой руки. Затем левой рукой – правую).
Учитель: Ребята, для чего на уроках русского языка мы делаем массаж рук?
Ученик: Чтобы размять пальчики, подготовиться к письму.
Запись даты.
Учитель: Сядьте правильно. Откройте тетради. Прочитайте шёпотом, затем проговорите по слогам дату так, как напишете.
Учитель: Для чего проговариваем?
Ученик: Чтобы написать без ошибок.
Учитель: Запишите дату, проговаривая шёпотом. Сверьте написанное с записью на доске.
Минутка чистописания.
Учитель: Одной из частых ошибок при письме является соединение букв с элементами, имеющими закругления внизу. Поэтому сегодня на минутке чистописания вы поупражняетесь в соединении букв М и Л.
Предупреждение ошибок. Показ карточки с ошибочными соединениями букв.
Учитель: Посмотрите на написание соединений и укажите ошибки.
Затем – учитель показывает образец.
Учитель: Пропишите по образцу в тетради. Выделите самое удачное, на ваш взгляд, соединение букв.
Учитель: Для чего отводим на уроке время на чистописание?
Ученик: Чтобы писать красиво, понятно.
«Четвёртый лишний». Докажите. (слайд)
медведь
заяц
рыжая
волк
Доказывают выбор лишнего слова.
Подготовка к усвоению.
Актуализация знаний. Повторение.
Учитель:
- Что такое прилагательное?
- С какой частью речи связаны прилагательные?
- Что можно определить у прилагательного? (род, число, падеж)
- Прилагательные какого рода мы изучаем?
- Опираясь на памятку «Падежные окончания прилагательных», скажите, что общего у прилагательных м.р. и ср.р.?
- В каких падежах прилагательные м.р. и ср.р. отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания?
Учитель: Повторили основные моменты с прошлых уроков.
Тема. Цель. Целеполагание.
Учитель: Сегодня на уроке продолжим работать с прилагательными м.р. и ср.р. Познакомимся с окончаниями прилагательных предложного падежа. Будем упражняться в постановке вопросов к прилагательным и правильном написании их окончаний.
- Важно ли знать, как пишутся окончания прилагательных? Почему?
Учитель: Запишите тему урока в тетрадь.
III. Изучение нового материала.
Объяснение. Работа над предложением, словосочетанием.
Учитель: На слайде запись. Прочитайте и скажите, можно ли назвать это предложением? Почему?
зимнем стоит в тишина лесу красивом
Работа в парах.
Учитель: Переставьте слова так, чтобы получилось предложение. Прочитайте.
Учитель: Запишите предложение в тетрадь.
(1 ученик записывает на доске).
Учитель: Найдите имена прилагательные.
Учитель: С каким существительным они согласуются?
Учитель: Выпишем словосочетание и покажем эту связь.
В зимнем красивом лесу
Учитель: Определите род и падеж прилагательных. Как это сделать? (по сущ.)
Учитель: Выделите окончания прилагательных.
Учитель: Какие окончания имеют прилагательные м.р. в П.п.?
Учитель: Откройте учебник на стр. 168 в синей рамке прочитайте запись и сделайте вывод.
1-2 ученика – вслух,
Затем – хором.
- Запишите в тетрадь.
о каком?
-ом -ем
Физкультминутка.
Предлоги П.п.
Учитель: Какую тему мы проходим?
- Что узнали о прилагательных в П.п.?
уч-ся читают вывод на с.168
Учитель: Ребята, вспомните, почему падеж называется предложным?
Ученик: Потому что слова в П.п. всегда употребляются с предлогами.
Учитель: Какие предлоги П.п. вы знаете?
таблица предлогов П.п:. о, в, на
- Предлоги являются подсказкой в определении падежа. Прочитайте хором.
Учитель: на стр. 169 - правило. Прочитайте.
IV. Закрепление.
Работа у доски.
Учитель: Откройте тетради Галунчиковой «Имя прилагательное» на стр. 80 упр. 216.
Выполним упражнение на умение правильно писать окончания прилагательных.
Учитель: Прочитайте задание, что требуется сделать?
Учитель: Прочитайте про себя четверостишие.
- Все ли слова понятны?
- Скажите, о ком оно?
Чтение учащимся вслух.
Учитель: Где и чем занимались зайцы?
Учитель: При выполнении этого задания рассуждаем сначала устно, выясняем, какие окончания нужно написать и только тогда записываем.
Что нужно сделать, чтобы правильно вставить окончания прилагательных?
Ученик: Чтобы правильно написать окончание прилагательного нужно: (слайд)
Найти существительное, к которому относится прилагательное.
От этого существительного задать к прилагательному вопрос.
По окончанию вопроса определить окончание прилагательного.
Работа у доски.
Учащиеся проговаривают и комментируют свои действия в выборе окончания прилагательного по алгоритму.
V. Итог.
Учитель: Подведём итог. Что нового сегодня узнали на уроке?
Учитель: С какими предлогами употребляются слова в П.п.?
Рефлексия.
Учитель: Довольны ли вы своей работой на уроке?
-Посмотрите в свою тетрадь, аккуратно ли писали? Активно ли отвечали?
-За что вы можете похвалить себя сегодня на уроке?
Высказывания детей

Учитель: Постарайтесь любое дело выполнять так, чтобы оставлять о себе хорошее мнение. Помните пословицу:
Смотри дерево в плодах, а человека в делах.
VI. Домашнее задание.
Учитель: На с. 169 выучить правило.
Карточки. Работа с предложениями. Необходимо вставить окончания прилагательных в П.п.
Карточка № 1 – найти слово, от которого нужно задать вопрос и по окончанию вопроса вставить окончание прилагательного.
Карточка № 2 – вопросы уже заданы, нужно правильно написать окончания.
Учитель: задание всем понятно?
Оценки.
Разработка: М.В.Бабушкиной,
учителя I квалификационной категории
школы для обучающихся с ОВЗ