Педсовет «Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками реабилитационного центра по трудовому воспитанию»

ГКУ СО «Исаклинский РЦД и ПОВ «Детство»





ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ


ТЕМА:
«Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками реабилитационного центра по трудовому воспитанию»






Подготовила социальный педагог ГКУ СО «Исаклинский РЦД и ПОВ «Детство»
Елшанская Ю.Г.


Май 2016

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ

ТЕМА: «Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками реабилитационного центра по трудовому воспитанию»
Подготовила социальный педагог ГКУ СО «Исаклинский РЦД и ПОВ «Детство» Елшанская Ю.Г.

Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Детство не должно быть постоянным праздником если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Лишь в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиваться.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Использование труда как эффективного средства социальной реабилитации и воспитания  подростков требует от нас серьезно и ответственно отнестись к отбору видов и содержания труда при организации трудовой деятельности воспитанников. Труд должен стать органичной и неотъемлемой частью жизнедеятельности воспитанников. Трудовой процесс подчинен воспитательно-реабилитационным задачам. Поэтому нам  необходимо умело реализовать воспитательные и реабилитационные возможности детского труда, а его организация должна отвечать целому ряду общих педагогических принципов:
    1. Разнообразие. Прежде всего, труд воспитанников РЦ должен быть разнообразным по своему содержанию, формам, характеру, что дает возможность довольно широкого выбора видов труда в соответствии с индивидуальными интересами, склонностями и способностями.
      Тщательно отбирая виды труда, и его содержание мы учитываем специфику воспитанников. Обязательно  их возрастные и индивидуальные особенности, их потребности, интересы, мотивы.  
Отдавая предпочтение труду содержательному, с элементами творчества, не следует пренебрегать и простым физическим трудом, пусть примитивным, однообразным, но без которого в условиях РЦ,  просто нельзя обойтись (уборка помещений, ремонтные работы, элементарный ремонт одежды, глажка белья). Участие воспитанников в таком труде, разумно организованном, убеждает их в общественной необходимости такого труда. У них вырабатывается привычка выполнять пусть малопривлекательную, но нужную работу; укрепляется воля; развивается сила, выносливость; воспитывается чувство долга.
      2. Доступность. Другим важным требованием к организации детского труда  является обеспечение его посильности и доступности.  Выполнение требования посильности и доступности труда, не означает, что работа воспитанников не должна быть связана с преодолением известных трудностей и сложностей. Но здесь важно чувство меры: чрезмерное усложнение труда приведет к потере интереса у детей и нежеланию трудиться, чрезмерное его облегчение – превратит труд в игру, и он во многом утратит свои воспитательные и реабилитационные возможности. В идеале же содержание труда должно соответствовать умственным и физическим возможностям детей.
       3. Результативность. Воспитательная и реабилитационная эффективность детского труда во многом зависит от его целенаправленности и результативности. Редко кому безрезультатный труд приносит удовлетворение.
Определяя трудовое задание воспитаннику или группе детей, педагог должен четко сформулировать конечную цель труда, спланировать его результат, объяснить детям, для чего он нужен и как будет использован. Немаловажно также если этот труд будет иметь общественно полезную направленность, а воспитанникам на конкретных примерах будет показана общественная польза результатов их труда. Это помогает формированию у них чувства долга, ответственности и собственного достоинства, повышает их самооценку.
        4. Систематичность и продолжительность. Труд воспитанников  должен быть достаточно длительным и систематическим.  Лишь тогда, когда  воспитанники  систематически упражняются в различных видах трудовой деятельности, имеет место процесс их социальной реабилитации, а труд превращается в привычку.
         5. Заинтересованность. Чрезвычайно важными и актуальными в воспитательном плане являются вопросы стимулирования детского труда. Для  детей и подростков нужны эффективные и постоянно действующие стимулы, представляющие собой разумное сочетание моральных и материальных поощрений за труд, начиная от простой похвалы педагога. Педагоги обязаны не оставлять без внимания любой даже самый минимальный успех ребенка в труде и хвалить за дело как можно чаще. Другими формами поощрения могут быть: объявление благодарности администрации в приказе по РЦ; отражение трудовых успехов воспитанников в письменных благодарностях. Награждение подарками, организация для особо отличившихся в труде экскурсий, поездок и др. Стимулирующую функцию могут выполнять и трудовые конкурсы с награждением их победителей.
        6. Наглядность. Дети и подростки обязательно должны видеть результаты своего труда, сравнивать качество выполненной работы с работой других воспитанников, чувствовать необходимость и значимость своего труда для других людей.
Труд должен быть организован методически правильно, с учетом всех возрастных особенностей, личных интересов и наклонностей. Работа должна быть разнообразной и интересной. Труд должен приносить моральное и эстетическое наслаждение. Обязательно поощрять каждый продуктивный шаг в трудовой деятельности. Способствовать сплочению коллектива и общей заинтересованности в результатах труда.
В РЦ «Детство» при работе с детьми применяются различные виды трудовой деятельности  учебная, самообслуживание, общественно-полезная.
Учебная деятельность.
Задачи:
Формировать навыки самостоятельности при выполнении домашнего задания.
Воспитывать бережное отношение к учебным пособиям.
Развивать мышление, умственные способности.
Во время учебной деятельности, подход к детям индивидуальный. У кого-то нужно только проверить домашнее задание, с кем-то надо выполнять вместе, а у кого-то надо проверить только дневник. Более способным воспитанникам, поручаю проверить домашнее задание у детей помладше.
Трудности бывают с выполнением устных предметов. С детьми вместе читаем текст, потом стараемся ответить на вопросы, ответы ищем в тексте, потом прочитываем текст еще раз. Результат от такой работы есть, воспитанники хотят узнать что-то новое, чего нет в учебнике.
Труд по самообслуживанию.
Задачи:
Формировать навыки самообслуживания, привычку к чистоте и порядку.
Воспитывать самостоятельность, следить за внешним видом.
 Развивать познавательные интересы детей.
 Систематически проводятся беседы:
«Средства для гигиены тела»;
«Уход за волосами»;
«Правильно ли мы чистим зубы?»
  Труд по самообслуживанию включает в себя соблюдение личной гигиены, организацию личной жизни и индивидуальной деятельности, формирование умений и навыков по их обеспечению.  В процессе реализации выделенного направления у воспитанников формируются комплексный навык ухода за телом; соблюдение режима жизни и деятельности, в том числе и трудовой; умение ухаживать за обувью и одеждой; культура взаимодействия со средой проживания.
Большое значение придается общественно-полезному труду.
Задачи:
       1.  Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок в группе и комнате.
         2. Воспитывать у детей трудолюбие, желание трудиться на общую пользу.
          3. Развивать добросовестные отношения к обязанностям дежурного.
Проводились беседы:
«От кого зависит уют в доме»;
«Уход за различными видами обуви»;
«Уход за различными видами одежды»;
 Следует отметить, что для повышения интереса и активности  детей в процессе обучения необходимо, чтобы они осознали важность и полезность того, что они делают, понимали, что результаты их деятельности имеют известное практическое и общественное значение.
  Педагогический процесс состоится с опорой на следующие виды работ: формирование комплексного навыка соблюдения гигиены жилья, представлений о своем доме; умение пользоваться бытовыми предметами для уборки помещений и территорий; формирование трудовых навыков в процессе работы в столовой и в других помещениях. Бытовой труд в нашей повседневности занимает весьма значительное место. Уборка, стирка, утюжка и прочие дела - не перечислить, как их много. Изо дня в день повторяется одно и тоже, никуда от этого не деться. Приучать детей к выполнению домашних дел необходимо не только потому, что мы их должны готовить к будущей самостоятельной жизни. Главное - привлекая детей к выполнению бытовых обязанностей, мы воспитываем привычку  трудиться.
 Именно с бытового труда и начинается трудовое воспитание.  Не важно кем станет воспитанник, когда вырастет (поваром, столяром, маляром) - умение делать что-то своими руками пригодится ему в любой профессии. Дети с удовольствием берутся за любые дела, любят выполняют поручения взрослых.  В связи с этим необходимо предлагать детям разнообразные виды труда, обновлять их содержание, поддерживать стремление к работе и веру в успех, стимулировать эмоциональное отношение к результатом деятельности. Вот почему воспитатели должны стремиться не только привить детям трудовые навыки, но и помочь им увидеть результат своего труда, пользу от него. Желание повторить успех стимулирует потребность в труде. Трудовое воспитание детей направлено на формирование мотивации позитивного отношения к труду как форме бытия и самореализации человека, к выбору профессии, адекватной их способностям, состоянию слуха и здоровья. Умение применять теоретические знания и творческие способности на практике достигается только благодаря систематической, хорошо организованной трудовой деятельности. Систематическая трудовая деятельность обеспечивает формирование у детей с ОВЗ знаний и умений, необходимых для выполнения трудовой деятельности, навыков контроля, правильного дозирования и распределения трудовых операций и нагрузок, то есть овладение рациональными приемами работы. На занятиях по трудовому воспитанию прививаю умение самостоятельно привести одежду в надлежащий вид, навести порядок в классной комнате и на своём рабочем месте, сознательно относиться к труду, самостоятельно распределять трудовые обязанности, анализировать проделанную работу.
Проводя занятия  беседы по трудовому воспитанию, у воспитанников формируется  самостоятельность, мы в то же время воспитываем  чувство товарищества, доброту, отзывчивость, желание сделать нужное и приятное не только для себя. Если воспитаннику не удается, что-либо сделать, мы стараюсь его поддержать, убедить, что неудача временная и если он постарается, то у него все получится. Детей, выполнивших свою работу хорошо, хвалим за старание.
Учим детей со стороны видеть свою работу,  предлагаем самим оценить свою деятельность и деятельность товарища, сравнить и сделать вывод, кто трудился лучше.
Трудовая деятельность является необходимым условием формирования важных качеств личности.  Ведь только в труде человек может полноценно и всесторонне развиваться, раскрывать свои способности и таланты, найти свое место в жизни.
 Все перечисленное помогает воспитанникам РЦ приобрести свой социальный опыт.








Памятка для родителей
«Детство не должно быть постоянным праздником если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Роль труда в воспитании ребенка
Трудовое воспитание детей является необходимым, важнейшим условием успешной социализации детей. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.
Своевременное привлечение  ребенка к посильному систематическому труду необходимо для его всестороннего развития. Труд укрепляет физические силы, здоровье ребенка, движения его становятся увереннее, точнее. Труд требует от дошкольника сообразительности, тренирует память. Труд развивает мышление – ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается  самостоятельность, развивается инициатива, ответственность.
Чтобы труд оказывал воспитательное влияние на ребенка, необходимо:
Систематически привлекать детей к бытовому труду: уборке квартиры, стирке, глажению мелких вещей (носовых платков, салфеток и т.д.);
Давать детям поручения, выполнение которых входит в повседневные дела семьи;
Привлекать детей старшего дошкольного возраста по уходу за младшими братьями и сестрами;
Давать детям трудовые поручения, которые не всегда им интересны, и добиться, чтобы они старательно их выполняли;
Предъявлять единые и постоянные требования к труду ребенка;
Поддерживать своим отношением, положительной оценкой радостное настроение у ребенка во время труда, вызывать чувство уверенности в своих силах, желание заслужить еще более высокую оценку;
Доступно разъяснять детям смысл работы и ее значение для членов семьи;
Помогать ребенку лишь в том случае, если он действительно нуждается в помощи;
На ошибки и недостатки указывать детям доброжелательно, одновременно советуя, как можно сделать работу лучше;
Добиваться, чтобы ребенок каждую работу доводил до конца;
Следить за правильным чередованием труда и отдыха детей, сменой рабочей позы, так как это снимает утомление и способствует концентрации внимания;
Относиться к детскому труду как к серьезному делу, не превращать в игру;
Никогда не использовать труд как средство наказания.  
Важно знать!
*     *     *

Освобождение ребенка от каких-либо трудовых обязанностей никоим образом нельзя применять как форму поощрения. Подобное поощрение приносит вред, так как тормозит формирование трудолюбия, способствует проявлению лени, снижает чувство ответственности за выполнение постоянных обязанностей. Гораздо полезнее, если ребенок будет воспринимать отстранение от труда как своеобразное осуждение поступков.
  *     *     *

Ребенок, принимающий участие в хозяйственных делах семьи, приучается беречь труд взрослых, растет более собранным, организованным, аккуратным, быстрее постигает такие важные понятия, как «взаимопомощь», «долг», «ответственность перед старшими». Для того чтобы вызвать у ребенка желание трудиться, воспитывать интерес к бытовому труду, необходимо отмечать результаты его усилий: помог убраться – в доме стало чисто, красиво, уютно; ты настоящий помощник: старался облегчить труд мамы, бабушки; вместе труд спорится лучше и т.д. Важно также руководить трудовой деятельностью ребенка, подсказывая наиболее рациональные пути его действия, показывая приемы работы.
*     *     *

В процессе труда у ребенка формируется способность проявлять усилия, упорство, добросовестное отношение к порученным обязанностям, аккуратность, ответственность за качество выполняемой работы. Трудолюбивый ребенок не может находиться без дела. Такой ребенок всегда сам чем-то занят, умеет найти интересное для себя занятие. Все это положительно скажется и при обучении в школе, и в его дельнейшей самостоятельной жизни.
Подготовила социальный педагог Елшанская Ю.Г.
Консультация на тему:
«КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ МОГУТ БЫТЬ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ»

Подготовила социальный педагог ГКУ СО «Исаклинский РЦД и ПОВ «Детство» Елшанская Ю.Г.

Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ МОГУТ БЫТЬ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
Разделение обязанностей
В современном изменяющемся обществе дети должны стать «партнерами» для родителей и воспитателей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность в целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий.
Принятие на себя обязанностей может возвысить человека, как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущество сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, т.е. когда ребенок становится полезным и нужным в раннем возрасте и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым.
Основываясь на собственном опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерянности, не зная, что им делать и чего следует ожидать. Цель статьи – помочь им справиться с этой задачей.
Приучать ребенка к выполнению обязанностей надо постепенно. Вначале установите доверительные отношения, затем в ходе дружеской беседы взрослый и ребенок могут сообща определить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.
При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах.
У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения нарушается взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.
Следует проинструктировать детей обо всех видах работ, которые надо выполнить. После того как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вместе с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива «ничего не делать» не рассматривается). После этого он должен следовать своему выбору или наступает логическое последствие отказа. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.
Установите соответствующие сроки выполнения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков.
Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу.
Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то может начать «сидячую забастовку».
Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами не способны их поддерживать.
Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заведенного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди.
Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение вашей персональной значимости. Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
Домашние обязанности трехлетнего ребенка
- Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
- Положить книги и журналы на полку.
- Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.
- Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
- Простые гигиенические процедуры: почистить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
- Самому раздеться, с некоторой помощью одеться.
- Вытереть за собой следы «детской неожиданности».
- Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.
Домашние обязанности четырехлетнего ребенка
- Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).
- Помочь убрать бакалейные товары.
- Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.
- По расписанию кормить домашних животных. Помогать прибирать в саду и во дворе.
- Помогать расстилать и убирать постель.
- Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью). Протирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т.п.)
- Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.
- Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т.п.)
- Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).
- Доставать из почтового ящика почту.
- Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.
- Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.
- Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.
- Помогать складывать полотенца.
Домашние обязанности пятилетнего ребенка
- Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
- Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.
- Самостоятельно наливать себе питье. Сервировать обеденный стол. Нарвать салата-латука.
- Добавлять, согласно рецепту, некоторые ингредиенты.
- Расстилать и убирать постель и убирать комнату.
- Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
- Чистить раковину, туалет и ванную.
- Чистить зеркала, если они низко расположены.
- Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую – цветное.
- Складывать чистое белье и убирать его.
- Отвечать на телефонные звонки.
- Помогать по уходу за двором.
- Оплачивать мелкие покупки.
- Помогать мыть машину.
- Помогать выносить мусор.
- Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним. Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.
Домашние обязанности шестилетнего ребенка (1-й класс)
- Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретному случаю.
- Пылесосить коврики.
- Поливать цветы и растения.
- Чистить овощи.
- Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
- Собирать свой школьный завтрак.
- Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
- Вешать свою одежду в платяной шкаф.
- Собирать дрова для камина, костра.
- Собирать граблями листья и полоть сорняки.
- Прогуливать домашних животных.
- Завязывать шнурки на своей обуви.
- Нести ответственность за свои мелкие раны.
- Содержать в чистоте мусорный контейнер.
- Помогать чистить салон автомобиля.
- Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
- Накрывать (сервировать) стол.


«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]