«Индивидуализация и дифференциация учебного процесса в условиях коррекционной школы VIII вида ».


«Индивидуализация и дифференциация учебного процесса в условиях коррекционной школы VIII вида ».
В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения выпускников коррекционной школы и требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, сокращение простых видов работ в общественном производстве, переход предприятий на новые пути хозяйствования создают определенные трудности в адаптации лиц, окончивших коррекционные школы.
Для решения этой проблемы должна быть поднята на значительно более высокую ступень организация индивидуального и дифференцированного подхода.
Дифференциация и индивидуализация обучения в коррекционной школе VIII вида – это:
- учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения;
- создание разнообразных условий обучения типологических групп учащихся с целью учета особенностей учебной деятельности обучающихся;
- создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Сущность индивидуального подхода состоит в учете индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей. Индивидуальный подход предполагает всестороннее изучение учащихся и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей. В коррекционной школе значение индивидуального подхода связано с разнообразием психофизических особенностей обучающихся.
Если индивидуальные особенности, характерные для одних школьников, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей учащихся с отклонениями в развитии происходит в процессе дифференцированного подхода.
Для осуществления дифференцированного подхода нужна, прежде всего, дифференциация учащихся на типогруппы и организация обучения в соответствии с особенностями учебной и трудовой деятельности каждой группы. Дифференциация детей должна учитывать потенциальные возможности школьников в обучении. Важно, чтобы каждый ученик в течение всего урока был занят решением посильной для него задачи, т.к. только при этом условии можно поддержать у учащихся интерес к учению. Дифференцированный подход - это работа с группами учащихся, у которых при освоении учебного материала, выполнении практических работ возникают однородные трудности, в основе которых лежат одинаковые или близкие причины.
В процессе обучения все учащиеся делятся на 4 группы в зависимости от способностей к труду.
Учащиеся 1 группы наиболее успешно овладевают программой в процессе обучения. К ним нет необходимости систематически применять дифференцированный подход с задачей преодоления отставания в учебе.
Обучающие первой группы не испытывают серьезных затруднений в овладении общетрудовыми умениями. При анализе образца, рисунка или чертежа изделия ученики придерживаются определенной последовательности, дают полные характеристики, указывают конструктивные особенности изделий. В процессе обучения планированию они способны определять последовательность операций. Они легко обучаются составлению планов с помощью предметно-операционной и технологических карт, могут извлекать из них необходимую информацию для самостоятельной работы. Подростков, вошедших в эту группу, отличает самостоятельность и целеустремленность в труде, аккуратность при выполнении задания, ответственность.
Обучение учащихся 2 группы возможно лишь при условии систематического дифференцированного подхода к учащимся, они нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развиваются успешно. Изделия, близкие по конструкции и плану работы, чаще всего выполняются ими самостоятельно и правильно. Исполнительская деятельность и словесные ответы говорят об осознании детьми порядка действий. Ученики довольно успешно применяют имеющиеся знания и умения при выполнении новых заданий (изделий), но все же допускают ошибки, связанные с особенностями конструкций изделий, взаиморасположением деталей. Эти дети не проявляют необходимой целеустремленности в достижении поставленной цели. Они не осознают социальной значимости трудовой деятельности. Их отношение к ней определяется, прежде всего, интересом к конкретным заданиям или отдельным процессам.
К 3 группе относятся ученики, которые испытывают значительные затруднения в планировании предстоящей работы, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий. У этих детей нарушен процесс формирования деятельности, что проявляется в трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В собственных планах наблюдаются пропуски и перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца. Дети с трудом усваивают технические и технологические знания, путают терминологию. К коллективной трудовой деятельности проявляют негативное или безразличное отношение.
4 группа - учащиеся не овладевают материалом существующих учебных программ. Здесь встает задача не индивидуального и дифференцированного подхода в обучении, а индивидуализация обучения, т.е. перевод учащихся на индивидуальные программы или на обучение другим видам труда.
Количество выделяемых групп непостоянно. Оно может изменяться в зависимости от характера и сложности учебного материала, от подготовленности учащихся к его усвоению, от сформированности у учащихся необходимых для этого предпосылок. Состав групп должен изменяться со временем в связи с различной обучаемостью учащихся. Дифференцированный подход предполагает достижение одной цели в обучении, но разным путем, разными приемами.
Опираясь на сохранные свойства учащихся и возможности их развития, дифференцированный подход ставит своей основной целью исправление наиболее нарушенных процессов трудовой деятельности, а значит, дифференцированный подход – это одна из форм коррекционной работы. Таким образом, индивидуальный и дифференцированный подход помогают решать задачи коррекционно-развивающего обучения.
Но необходимо отметить, что индивидуальный и дифференцированный подход не заменяет фронтальную работу. Одним из важнейших факторов успешного усвоения программного материала каждым учеником является сочетание фронтальных и индивидуально-групповых форм работы, основанных на систематическом изучении особенностей учащихся. Перед учителем всегда стоит задача: в каждом уроке определить пути достижения целей применительно к каждому ученику. Сочетание индивидуально-групповой и коллективной работы - задача нелегкая, ведь для этого необходимо обеспечить работой каждого ученика в доступном ему темпе. В основе работы с сильными учащимися должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися должна быть основана на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают. Одним из способов сочетания коллективных форм работы с индивидуальным подходом является использование дифференцированных заданий разной степени трудности (посильность заданий для разных групп учащихся). Для учителя при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода необходимы терпение, настойчивость, благожелательное отношение к учащимся, своевременное оказание помощи, активное вовлечение в коллективную работу, поощрение успехов. Оценка успеваемости не может основываться на общих оценочных нормах, она должна учитывать степень продвижения ученика, стимулировать процесс его учения и выполнять воспитательную функцию. Очень важно при осуществлении индивидуального подхода сравнивать результаты развития учащегося с его собственными достижениями, а не с успехами других детей. В коррекционной школе отметка может быть выставлена не только за конечный или промежуточный результат труда, а за любое продвижение в развитии, за соблюдение правил по ТБ, правильную организацию рабочего места, за степень самостоятельности при выполнении задания, за использование правильных приемов трудовых действий, за умение пользоваться измерительными инструментами и т.д. Любой результат успеха должен быть оценен – это повышает мотивацию в обучении и формирует стойкое положительное отношение к трудовой деятельности.
Коррекционная школа должна создать каждому учащемуся оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции имеющихся недостатков. Организация таких условий предполагает глубокое знание психофизиологических особенностей учащихся и их потенциальных возможностей.
Литература
1. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. Пособие для учителей. Москва, "Просвещение", 1980
3. И.В.Белякова. Психология умственно отсталых школьников. Издательский центр «Академия».2002